Государственное устройство в КНР. Общая характеристика
Государственный строй Китайской Народной Республики основан на том, что, согласно конституции КНР, «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»
В состав государственных органов КНР входят:
· органы государственной власти (Всекитайское собрание народных представителей и местные советы народных представителей различных ступеней)
· Председатель Китайской Народной Республики
· государственные административные органы (Государственный совет КНР и местные народные правительства различных ступеней)
· Центральный военный совет КНР
· государственные судебные органы — народные суды
· государственные органы юридического надзора — народные прокуратуры
- Конституционно-правовой статус главы государства в КНР.
Председатель Китайской Народной Республики (кит. трад. 中華人民共和國主席, упр. 中华人民共和国主席, пиньинь: Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó Zhǔxí, палл.: Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Чжуси) — глава государства КНР, совместно с ПК ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Председатель КНР на основании решений ВСНП или его ПК опубликовывает законы, производит назначения и смещения в составе Госсовета, издает указы; от имени КНР ведет государственные дела, принимает дипломатических представителей иностранных государств, назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей в иностранных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важные соглашения, заключенные с иностранными государствами. В настоящее время председателем КНР является Ху Цзиньтао.
- Конституционно-правовой статус правительственных органов в КНР.
Государственный совет Китайской Народной Республики (Госсовет КНР, Центральное народное правительство) — высший государственный исполнительный орган КНР. Госсовет проводит в жизнь законы и постановления, разработанные и принятые Всекитайским собранием народных представителей (далее — ВСНП) и его Постоянным комитетом, он ответствен перед ними и подотчетен им. Госсовет в сфере своих полномочий определяет административные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издаёт постановления и распоряжения.
В состав Госсовета входят:
· Премьер
· Вице-премьеры
· члены Госсовета
· начальник секретариата
· руководители министерств и ведомств
· председатели госкомитетов
· председатель Народного банка Китая
· начальник Государственного ревизионного управления.
17 марта 2008 года на 7-м заседании 1-й сессии ВСНП 11-го созыва Ли Кэцян, Хуэй Лянъюй, Чжан Дэцзян и Ван Цишань утверждены вице-премьерами, Лю Яньдун, Лян Гуанле, Ма Кай, Мэн Цзяньчжу и Дай Бинго — членами Госсовета КНР, Ма Кай — ответственным секретарем Госсовета КНР.
- Конституционно-правовой статус судебной власти в КНР.
Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности органов суда и прокуратуры, являются конституция КНР, Закон об организации народных судов и Закон об организации народной прокуратуры.
Высшим судебным органом является Верховный народный суд, несущий ответственность непосредственно перед ВСНП и его ПК. Председатель Суда назначается ВСНП на срок полномочий последнего и не может занимать своей должности более двух сроков подряд.
Местные народные суды делятся на 3 ступени: низовые (на уровне уездов, автономных уездов, городских районов); средней ступени (в автономных округах, городах провинциального подчинения или подчиненных автономным районам, а также в районах городов центрального подчинения); высшей ступени (в городах центрального подчинения, провинциях и автономных районах).
Председатели местных народных судов различных ступеней избираются соответствующими собраниями народных представителей и ответственны перед ними и их постоянными комитетами. Конкретная форма ответственности сводится к отчетам о работе судебных органов на сессиях СНП, а также достигается путем назначения и смещения собраниями народных представителей или их постоянными комитетами судебных работников.
В судах создаются палаты по уголовным, гражданским и хозяйственным делам. В палатах учреждаются должности начальников палат и их заместителей. Заместители председате
ля местного народного суда, начальники палат и судьи назначаются и смещаются постоянными комитетами местных СНП.
Установлена централизованная форма руководства судебной работой. Верховный народный суд контролирует деятельность местных народных судов, а вышестоящие суды контролируют работу нижестоящих. В результате местные народные суды оказываются в известной мере органами <двойного подчинения>. Вместе с тем вмешательство в деятельность судов со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц запрещено.
На судебные органы возложена обязанность охранять частную собственность китайских и иностранных граждан в Китае. Кроме того, весьма серьезное значение придается борьбе с хозяйственными преступлениями. Общей тенденцией в деятельности судов стало ужесточение мер наказания и ускорение судопроизводства по уголовным делам. В частности, смертные приговоры за наиболее серьезные правонарушения, вынесенные либо утвержденные судами высшей ступени, не направляются на утверждение Верховного народного суда.
Судьи народных судов по закону должны обладать специальными юридическими знаниями. Однако при остром дефиците юридических работников это оказалось возможным не везде (особенно в низовых судах), поэтому при рассмотрении дел в первичной инстанции обязательно участие народных заседателей.
В судопроизводстве КНР принимают участие защитники - адвокаты. Но адвокат рассматривается в КНР как государственный служащий, одной из главных задач которого является воздействие на обвиняемого с целью заставить его признать факт преступления. Поэтому число выносимых оправдательных приговоров относительно невелико.
Высшим государственным органом надзора за соблюдением законности в КНР является Верховная народная прокуратура, ответственная лишь перед ВСНП и его ПК. Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избирается ВСНП на срок, совпадающий со сроком полномочий последнего, и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Верховная народная прокуратура руководит местными органами прокуратуры, которые подразделяются на народные прокуратуры провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; отделения народных прокуратур провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; народные прокуратуры уездов, автономных уездов, городов и городских районов.
Главные прокуроры провинций, автономных районов, городов центрального подчинения избираются и освобождаются от должности соответствующими местными собраниями народных представителей, а их заместители, прокуроры и члены коллегий прокуратур - постоянными комитетами СНП соответствующей ступени по представлению главных прокуроров. Главные прокуроры автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, городских районов назначаются и освобождаются от должности СНП соответствующей ступени, а их заместители - постоянными комитетами последнего.
Вышестоящие органы прокуратуры руководят работой нижестоящих, то есть все местные органы прокуратуры являются органами <двойного подчинения>. В структуре народной прокуратуры образуются отделы, отделения и другие рабочие подразделения, которые, в свою очередь, тоже являются органами <двойного подчинения>.
Закон об организации народной прокуратуры вменяет в обязанность прокуратуры надзор не только за точным и неукоснительным соблюдением законов государства, но и за единообразным проведением политических установок с тем, чтобы обеспечить успешное осуществление социалистической модернизации. Из функций прокуратуры особо выделяется пресечение серьезных преступлений, связанных с государственной изменой, расколом государства и т.п. Говорится также об осуществлении надзора за соблюдением государственными органами законных прав граждан, подчеркивается необходимость координации деятельности судов, прокуратуры и общественной безопасности в целях обеспечения точного и эффективного проведения в жизнь законов.
- Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР.
В Китае понятия "политико-территориальное устройство" и "административно-территориальное устройство" — синонимы, ибо территориальная автономия в любой форме там отсутствует, как, впрочем, и любая другая автономия, хотя о национальной автономии в Конституции говорится. В действительности не существует и ее, так как в условиях тоталитарного политического режима, что бы ни было написано в нормативных актах, автономия противосистемна.
Китай — унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. В Китае согласно ст. 30 Конституции действует трехзвенная система административно-территориального деления: 1) к верхнему звену относятся провинции, автономные области* и города центрального подчинения; 2) провинции и автономные области делятся на автономные округа, уезды, автономные уезды и города, образующие среднее звено; 3) наконец, уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки, составляющие нижнее звено. Города центрального подчинения и сравнительно крупные города делятся на районы и уезды, а автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Получается, что автономные округа — это как бы верхняя часть среднего уровня. Автономные области, автономные округа и автономные уезды именуются собирательно — районы национальной автономии.
В Конституции перечислены только эти территориальные образования. Однако специальными законами предусмотрены также особые административные районы и свободные экономические зоны.
Особые административные районы — это бывшие колониальные владения Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг), возвращенные Китаю соответственно Португалией и Великобританией. Свободные экономические зоны — территориальные единицы со специальным таможенным режимом. Подробнее их статус рассматривается ниже, в п. 4 и 5 настоящего параграфа.