Социальная защита беженцев и переселенцев в 20 веке

В досоветский период (с 1904 г.) Правила о переселении базировались на принципе свободы передвижения.

В начале ХХ в. в связи с увеличившимся потоком переселенцев, были установлены новые правила переселения. По ним с 1 января 1901г. вместо 100-десятинного семейного надела переселенцы получали на каждую душу мужского пола бесплатно не свыше 15 десятин земли, при этом сохранялось право неограниченной покупки земли по очень низкой стоимости (3 рубля за десятину).

С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы (1906 г.) приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. В 1909 г. Столыпин формирует Комитет по переселению на Дальний Восток и разрабатывает широкомасштабную программу освоения Дальнего Востока. Программа предоставляла переселенцам различные льготы: право переезда за казенный счет, безвозвратная ссуда от 100 до 200 рублей в зависимости от района переселения, предварительные землеустроительные работы [29, с.10]. В местах переселения были созданы школы и фельдшерские пункты, построены шоссейные дороги [15, с.105].

Несмотря на имеющиеся недостатки (местный бюрократизм, формальное отношение к нуждам переселенцев, недостаточное финансирование), переселенческая политика Столыпина имела прогрессивное значение. Увеличилось население Дальнего Востока. В 1907 – 1913 гг. темпы среднегодового переселения превышали 40 тыс. человек, а в целом за 1900-1916 гг. в Приморскую область прибыло более 200 тыс. человек. Новоселы освоили миллионы десятин земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Дальнего Востока.

В 1914 году создается «Татьянинский комитет» (14.09.1914-02.1917) по инициативе Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствийи находился под ее руководством. Занимался оказанием единовременной материальной помощи пострадавшим, содействовал воссоединению семей и отправлению беженцев на место постоянного жительства, приисканием занятий для трудоспособных, помещением нетрудоспособных в больницы, богадельни и приюты, устройством детей в учебные заведения, организацией собственных приютов.

22 ноября 1914 г. Комитет обратился к псковскому дворянству с просьбой об оказании пожертвований на нужды войны. В Псковской губернии действовали Островский, Великолуцкий, Новоржевский, Опочецкий, Опочецкий, Порховский, Псковский, Холмский, Торопецкий уездные отделы. При Псковском отделении действовал приют для приходящих детей беженцев [74]. С осени 1914 г. нуждающиеся беженцы получали материальную помощь эпизодического характера согласно утвержденному 14 сентября 1914 г. положению о Комитете великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий, представлявшему собой первый законодательный акт об организации беженского дела в России.

С момента образования и вплоть до августа 1915 г. Татьянинский комитет, находившийся под умелым руководством А. Б. Нейдгарта (царская дочь Татьяна занимала формальный пост почетной председательницы), являлся центральным органом по защите беженцев в России, пользовался правительственной поддержкой и широкими государственными субсидиями, а небольшую часть поступлений давали всероссийские сборы пожертвований и частные взносы. местные власти помогли устроиться на “квартирах”, “причем все нуждающиеся получили денежные пособия на продовольствие из расчета 15 – 20коп. в день на каждого”, а некоторым выделили дополнительно единовременные денежные пособия на покупку одежды, оплату квартиры и др. Для беженцев были открыты питательные пункты с поставкой продуктов от военного ведомства, а пожелавшим выехать из пределов губернии организовали выдачу вспомоществования на проезд .[14, с. 153, 161, 163.]

С осени 1915 г. местные отделения Татьянинского комитета были переориентированы на оказание сотням тысяч детей беженцев помощи в получении образования и лечении, на воспитание беспризорных. С лета 1915 по весну 1917 г. через его Центральное справочное бюро по регистрации и розыску беженцев было разыскано свыше 500 тыс. беженцев, в том числе более 20 тыс. детей, из которых 4 тыс. знали только свое имя.

Вскоре Комитет учредил губернские отделения во главе с местными губернаторами на прифронтовой территории, а затем по всей стране, превратившись в крупнейшую общественную благотворительную организацию по оказанию помощи беженцам. Комитет и его отделения выполняли важные координационные функции в центре и на местах, имея в своем составе представителей всех заинтересованных сторон, занятых беженским делом, и тратя больше половины средств на финансирование других беженских организаций, включая национальные общества .К содействию беженцам были привлечены также местная администрация и органы самоуправления, , многочисленные благотворительные организации, из которых наиболее активно работали польские общества и “Комитет помощи жертвам войны евреям”, Красный Крест который был своего рода новатором в российской медицине, он в полевых условиях военных госпиталей использовал многочисленные инновации. Красный Крест разработал каталоги снаряжения госпиталей и лазаретов, с оптимальным сочетанием расходов и качества. Именно Общество Красного Креста начинает формировать бактериологические отряды и плавучие госпитали, открывает в полевых условиях рентгеновский кабинет и лабораторию. В мирное время Красный Крест разрабатывает систему организации помощи при голоде и эпидемиях, отрывает первую в России станцию скорой помощи, то есть всячески способствует развитию современной на тот момент медицины.

Затем в 1992 г. Центральный комитет РОКК разработает и утвердит Программу помощи беженцам и вынужденным переселенцам). Поддержка осуществлялась в виде доставки одежды, обуви, продуктов питания и т.д.[26].

После Февраля 1917 г. на Татьянинский комитет начались гонения, великая княжна была отстранена от должности (председателем стал А.Б. Нейдгарт), последовало его переименование во Всероссийский комитет помощи пострадавшим от войны, сократилось финансирование, закрылись некоторые местные филиалы, что снизило эффективность .

30 августа 1915 г. был издан “Закон об обеспечении нужд беженцев”, которым в дальнейшем и определялось основное содержание политики “государственного попечения” о беженцах. Беженцами признавались «лица, оставившие местности, угрожаемые неприятелем или им уже занятые, либо выселенные распоряжением военных или гражданских властей из района военных действий, а также выходцы из враждебных России государств».

10 сентября 1915 г. при МВД было учреждено Особое совещание по устройству беженцев с функциями высшего совещательного органа в отношении всех нужд беженцев в России, аналогичное прочим особым совещаниям – по перевозкам, эвакуации, топливу, продовольствию; специальным подразделением в самом МВД являлся Отдел по устройству беженцев на правах временного департамента.

Одним из первых решений Особого совещания вводилось регулярное “пайковое” (то есть нормированное) довольствие беженцев, в частности путем ежемесячной выдачи продовольственного “пайка” (в большинстве случаев – в денежной форме) из расчета в среднем 20 копеек в день на человека, исходя из имевшегося опыта государственного призрения солдатских семей и сложившейся практики оказания помощи беженцам Татьянинским комитетом.

Осенью 1915 г. были созданы и губернские совещания по устройству беженцев под личным руководством губернаторов (после Февральской революции – губернских комиссаров Временного правительства), работавшие при участии представителей администрации, самоуправления и общественности, в том числе обязательно от этнических беженских организаций. В Петрограде, Москве и других градоначальствах функционировали аналогичные городские совещания [7]. В каждом уезде и крупном городе возникли постоянно действующие общественные комитеты (отделы) помощи беженцам при земских и городских управах, иногда попечительства о беженцах в волостях и селениях, которые занимались общей координацией усилий и непосредственно попечением об эвакуированных. Имевшиеся “русские” общества помощи беженцам довольствовались скромной ролью сотрудничества с земствами и городами. Поляки, евреи, латыши, литовцы и др. обычно полностью опекались местными структурами этнических организаций, которые обеспечивали не только материальные, но и духовные потребности беженцев, включая языковое общение, поддержку национальных и религиозных традиций, играя в среде эвакуированного населения консолидирующую роль.

В годы Первой мировой войны правительство активно поощряло эвакуацию населения из районов боевых действий. В «Руководящем положении по устройству беженцев» говорилось, что нуждающимся беженцам оказываются, сообразно местным обстоятельствам и имеющейся потребности, следующие виды помощи:

1. Бесплатная, за казенный счет, перевозка по железным дорогам и водным путям.

2. Продовольствие как в пути, так и на местах нового водворения.

3. Предоставление помещения с отоплением и освещением.

4. Обеспечение врачебной помощью.

5. Удовлетворение религиозных и образовательных нужд.

6. Призрение детей беженцев, а также инвалидов.

7. Подыскание заработка и предоставление юридической помощи.

8. Снабжение одеждой, бельем, обувью.

9. Выдача ссуд по правилам, оговоренным особо.

10.Другие виды помощи, направленные к сохранению хозяйственного инвентаря беженцев в пути и на местах их временного поселения [10,24].

В 20-х - 30-х годах XX века была создана Лига Наций - первый всемирный орган межгосударственного сотрудничества, предшественница Организации Объединенных Наций (ООН) - развернула ряд беспрецедентных инициатив по оказанию помощи беженцам в Европе.

Именно тогда Совет Лиги На­ций организовал и провел в Женеве конференцию по вопросу о бе­женцах. Проведение конференции было обусловлено Первой миро­вой войной, массовыми потоками беженцев из бывшей Российской империи и распавшейся Оттоманской империи. Результатом конференции стало назна­чение доктора Фритьофа Нансена Верховным комиссаром по делам русских беженцев. Данное Управление выполняло следующие функции: определение правового статуса беженцев; организацию репатриации и размещения беженцев; проведение работ по оказа­нию помощи при содействии благотворительных организаций. В 1928 г. на Женевской конференции были приняты три междуна­родных соглашения по проблеме защиты беженцев: о правовом стату­се армянских и других беженцев; о распространении на другие катего­рии беженцев определенных мер, принятых в пользу армянских и других беженцев, и о функциях представителей Верховного комиссара Лиги Наций по делам беженце. Данные международные отношения положили начало формированию правовой основы глобальной систе­мы международной защиты беженцев.

В 1930 г. Лига Наций приняла решение о создании Международно­го бюро Нансена (после его смерти) по делам беженцев в качестве автономного органа под управлением Лиги Наций. Бюро занималось гуманитарными вопросами, вопросами ока­зания помощи беженцам и осуществляло свою деятельность вплоть до конца 1938 г.

Одной из первых попыток решить проблему беженцев стало про­ведение в Эвиане межправительственной конференции для обсужде­ния «вопроса о принудительной эмиграции» беженцев из Германии и Австрии, в работе которой приняли участие представители 31 государ­ства. Результатом работы конференции стало учреждение Межправи­тельственного комитета по делам беженцев, чей мандат распростра­нялся на все категории беженцев. В 1947 г. комитет был реорганизован в Международную организацию по делам беженцев.

Итоги международного сотрудничества государств в области меж­дународной защиты беженцев в период 1921 — 1945 гг. были незначи­тельными, что объясняется несколькими причинами. Прежде всего, Лига Наций не обладала достаточной материальной и финансовой базой, что было необходимо для финансирования дорогостоящих проектов по оказанию помощи беженцам. Также еще не была разра­ботана и сформирована система универсальных и региональных международных договоров в области вынужденной миграции, кото­рые охватывали все аспекты международной защиты вынужденных мигрантов в тот исторический период.

Вторая мировая война резко ухудшила ситуацию в области вынужденной миграции. Число беженцев и перемещенных лиц в конце войны превысило 21 млн. человек. Лига Наций, не справлялась со своими задачами в связи с чем была распущена. Чтобы помочь беде миллионов людей, перемещенных по всей Европе за годы конфликта, в 1944 году союзники учредили Администрацию Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮНРРА). В ее цели входили благотворительность, поддержка и в конечном счете репатриация перемещенных народов тех стран, которые вели борьбу против нацистов. В 1946 ок. 1675 тыс. человек – перемещенных лиц, довоенных беженцев и беженцев военного времени – не могли или не хотели возвращаться на родину – либо по причине потери всех своих связей, либо из-за изменения политических условий в их странах. Таких людей следовало считать беженцами, которым требовалось найти новое местожительство.

Международная организация по делам беженцев (ИРО – IRO), устав которой был одобрен Генеральной Ассамблеей 15 декабря 1946, взяла на себя функции ЮНРРА. К февралю 1952, когда ИРО прекратила свою деятельность, она содействовала переселению более миллиона перемещенных лиц и репатриации 73 тыс. человек.

В 1947 году, через два года после своего создания, ООН учредила Международную организацию по делам беженцев (МОБ). Это было первое учреждение, кото­рое всесторонне рассматривало все аспекты международной защиты беженцев: регистрацию, определение статуса, репатриацию, переселе­ние, правовую и политическую защиту

В 1947 году, через два года после своего создания, ООН учредила Международную организацию по делам беженцев (МОБ).Это было первое учреждение, кото­рое всесторонне рассматривало все аспекты международной защиты беженцев: регистрацию, определение статуса, репатриацию, переселе­ние, правовую и политическую защиту.

Признавая, что ООН продолжает нести ответственность за дела беженцев, Генеральная Ассамблея в 1950 учредила Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) [4,с.13]. Управление начало свою деятельность с 1 января 1951.

Две главные функции УВКБ – предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения проблемы беженцев. Что касается первой функции, УВКБ стремится установить принятие на международном уровне минимальных стандартов для помощи беженцам в таких сферах, как обеспечение работой, образованием, жильем, свободой передвижения. УВКБ также пытается защитить беженцев от насильственного возвращения на родину, где они могут подвергнуться преследованиям.

В 1951, когда УВКБ начала свою деятельность, международная помощь требовалась примерно 1250 тыс. беженцев во всем мире, включая примерно 350 тыс. беженцев в Европе. К концу 1950-х узел основных проблем беженцев переместился из Европы на другие континенты, в первую очередь в Африку. УВКБ упорно пыталось найти надежное решение проблем путем добровольной репатриации, если она оказывалась возможной, эмиграции, а также создания условий для интеграции эмигрантов в предоставляющих убежище странах, в частности в Африке.

В период 1960–1970 более миллиона африканцев стали беженцами,. В то же время обмен беженцами между соседними странами привел к появлению нового бездомного населения. Деятельность УВКБ варьировала от скромных попыток помочь правительствам обеспечить прибывающих беженцев всем необходимым до широкомасштабных операций, в ходе которых беженцы перемещались в страны, предоставлявшие более подходящие условия проживания и обеспечивавшие их питанием, семенами, орудиями труда, основными медицинскими услугами, школами. В Азии программы в основном ориентировались на локальную интеграцию, а в Европе и Латинской Америке – на оказание помощи престарелым беженцам и беженцам-инвалидам.

В 1970-х основные средства фондов УВКБ по-прежнему расходовались в Африке на расселение беженцев в сельских местностях..

Несмотря на общее снижение числа беженцев из-за широкомасштабной репатриации в новые независимые африканские страны, УВКБ в 1980 занималось устройством примерно 1,5 млн. беженцев в Африке. Это в первую очередь беженцы-студенты из ЮАР в страны юга Африки, а также беженцы из Намибии, Зимбабве, Заира и Эфиопии.

Начиная с 1979 тяжелые экономические и политические условия во Вьетнаме привели к появлению большого числа беженцев – так называемых «людей на лодках», покидавших страну морским путем. УВКБ организовало лагеря в странах, где эти люди нашли первоначальное убежище, чаще всего в Таиланде и Гонконге, и попыталось найти для них постоянное место жительства в других странах. Но к середине 1980-х, процесс размещения беженцев затруднился. Тысячи из них остались в лагерях, поскольку другие страны отказывались предоставлять им постоянное местожительства. Продолжались попытки вернуть беженцев во Вьетнам.

В отличие от предыдущих операций по репатриации, где участие УВКБ ООН заканчивалось вскоре после возвращения беженцев в свои страны, в Камбодже, Мозамбике и Сальвадоре функции УВКБ ООН были расширены и Управление принимало участие в проведении целого спектра мер по защите лиц, возвращающихся в родные места, а также других групп населения по оказанию им помощи в реинтеграции и восстановлении жизненного уклада.

В 1949 году учреждается также такая организация как «БАПОР – UNRWA.» -Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Агентство начало свою деятельность в 1950, оказывая жизненно важную помощь нуждавшимся беженцам из Палестины, которые проживали в Ливане, Сирии, Иордании и секторе Газа. С 1967 Генеральная Ассамблея уполномочила БАПОР «оказывать практическую гуманитарную помощь, исходя из чрезвычайных обстоятельств и необходимых временных мер, и другим лицам в регионе, которые в результате конфликта в июне 1967 стали беженцами и находятся в бедственном положении». После войны 1967 БАПОР продолжала предоставлять помощь палестинским беженцам на Западном берегу и в секторе Газа по соглашению с оккупационными властями Израиля.

Исходя и вышеизложенного, в XX веке, в связи с увеличением потока беженцев и переселенцев стали образовываться различные реформы, комитеты, многочисленные благотворительные организации (упомянутые выше), цель которых была необходимость оказать помощь нуждающимся в социальной защите. Особенно активно это проявлялось в международных организациях (ОНН, Лига Наций, и т. д.)

Заключение

Социальная защита - социальный институт конкретных мероприятий по поддержке наиболее уязвимых слоев населения, обеспечивающих каждому члену общества достойный уровень жизни.

В целом статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

Глубокое изучение беженства и переселенства, миграционные процессы относятся ко времени второй мировой войны ,несмотря на это в 19 веке можно уже обнаружить некоторые аспекты регулирования миграции, а также формы оказания помощи таким категориям как беженец и переселенец, а именно: появляется ряд Указов, законов, о переселении ,увеличивается размер предоставляемой помощи. Облегчил переселение и устройство переселенцев на месте Комитет Сибирской железной дороги, осуществивший ряд важных мероприятий.

В 20 веке появляются различные организации со своими программами по оказанию незамедлительной помощи семей беженцев и вынужденных переселенцев: охрана здоровья, определение правового статуса беженцев; организацию репатриации и размещения беженцев; проведение работ по оказа­нию помощи при содействии благотворительных организаций, защита прав на образование, имущественных, жилищных и других интересов.

Глобальная проблема беженцев и вынужденных переселенцев –один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этих весьма уязвимых групп населения и оказания им помощи.

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания, совершенствование законодательства по данной проблеме.

Список использованной литературы

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.

2. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М, 2006, 220с.

3. Беженцы в цифрах. Женева: УВКБ ООН, 2004.

4. Введение в международные вопросы зашиты беженцев. УВКБ ООН: 2005. – 185 с.

5. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы / Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН: РЭНД (США). - М.. 1993

6. Гриценко Н.Н.Социальноегосударство:Краткийсловарь-справочник/Рук. авт. кол. Н.Н.Гриценко. – М.: АТиСО, 2002.

7. Журнал заседания Тамбовского губернского совещания по устройству беженцев 16 – 17 апреля 1916 года. Тамбов. 1916

8. ЗАКОН РФ от 19.02.93 N 4530-I (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими в силу 25.11.2013) "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"

9. Закон РФ от 19.02.93 N 4528-I (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.09.2013) "О БЕЖЕНЦАХ"

10. Законы и распоряжения о беженцах. 2-е изд. М., 1916. Вып. 1.

11. Исаев А.А. Переселенческое дело с начала 80-х годов. СПб., 1895

12. Иванов, Д. В. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцами организации работ (БАПОР): история создания, международно-правовые аспекты деятельности и перспективы // Москов. журн. междунар. права. 2002. № 1

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка : Справочная литература :Издательство "Азъ", 1992. 660 с.

14. Карпова Н.В Деятельность Комитета Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий (Татьянинский комитет) в Псковской губернии на примере Новоржевского уездного отдела / Н. В. Карпова // Материалы Вторых Псковских архивных чтений, 29-30 октября 2007 года. - Псков, 2008. - Библиогр.: с. 216

15. Ковалева З.А., Плохих С.В. История Дальнего Востока России: Учебное пособие . -Владивосток, 2002 .244с.

16. Конвенция о статусе беженцев // Права человека: Сборник международных договоров. Т. I, ч. 2.

17. Конвенция 1951 года/ http://docs.cntd.ru/document/1900366

18. Курцев А.Н. Беженцы первой мировой войны в России (1914-1917) //Вопросы истории 1999. № 8.

19. Ломакин В.К. Мировая экономика/ В.К.Ломакин.-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2002.-735 стр.

20. Павлова, Л. В. Международно-правовой статус беженца : пособие для студентов вузов / Л. В. Павлова, А. В. Селиванов. — Мн. : Тесей, 2006. — 192 с

21. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. СПб., 1891.

22. Резолюция «Правовой статус апатридов и беженцев», принятой» от 1936 года.

23. Роик В.Д. Основы социального обеспечения . М.: Анкил,2005.

24. Руководящее положение по устройству беженцев. – Пг., 1916.

25. Сибирские переселения: сб. документов / отв. ред.М. В. Шиловский. – Новосибирск: ИД «Сова», 2006. – 264 с. – Вып. 2: Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений.

26. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний :Учебник.-М. :Мастерство,2002. -256 с.

27. Устав Международной организации по делам беженцев (1946 год) // Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев. С. 46—47.

28. Циркуляр 1893 (переселенческий тариф) / Экз. Российской национальной библиотеки (далее - РНБ). 18.241.1.14-31.

29. Шиндялов Н. А. П. А. Столыпин и амурское крестьянство // Аграрное развитие Дальнего Востока: история и современность: матер. регион. науч.-практ. конф. - Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2005. - 366 с.

30. Шитова Ю.Ю.Маятниковая трудовая миграция в Московской области: методический и прикладной анализ /Ю.Ю.Шитова // Экономический журнал ВШЭ. 2006. – 1. – с.63-79

31. Шитова Ю.Ю. Анализ и прогнозирование маятниковой трудовой миграции в Подмосковье на примере города Дубна / Ю.Ю. Шитова, Ю. А. Шитов // Проблемы прогнозирования,-2008. -№10.- с.27

32.Шободоев Е.: Во власти истории: сборник статей и публикаций / сост. А.В. Шободоева. — Иркутск : Оттиск, 2009. — 340 с.

33. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с

34. http://www.gazeta.ru/social/2013/06/19/5386513.shtml

35. http://oane.ws/news/2013/12/20/oon_konstatiruet_v_2013_godu_vysshee_chislo_bezhentsev

36. http://www.dissercat.com/content/deyatelnost-rossiiskogo-obshchestva-krasnogo-kresta-v-nachale-xx-v#ixzz2xmh16sFV


Наши рекомендации