Приоритеты белорусской аудитории СМИ в выборе основных источников получения общественно-
Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию по проблемам? | Регионы | РБ в целом | |||||||
Проблемы | Источники | Минск | Минск. обл. | Гродн. обл. | Брест. обл. | Гомел. обл. | Мог. обл. | Вит. обл. | |
Политики | Нет ответа | 0,6 | - | - | - | 2,0 | - | - | 0,4 |
Из газет | 20,1 | 18,7 | 22,0 | 17,8 | 26,8 | 14,9 | 7,9 | 18,5 | |
Из передач радио | 21,3 | 3,9 | 14,4 | 14,4 | 11,1 | 10,7 | 5,0 | 11,7 | |
Из телепередач | 55,0 | 75,5 | 62,7 | 63,0 | 56,9 | 72,7 | 86,3 | 67,0 | |
Из сети Интернет | 2,4 | 0,6 | - | - | 0,7 | 0,8 | - | 0,7 | |
Из других источников | 0,6 | 1,3 | 0,8 | 4,8 | 2,6 | 0,8 | 0,7 | 1,7 | |
Экономики | Нет ответа | 1,8 | 1,3 | - | - | 2,6 | 0,8 | 0,7 | 1,1 |
Из газет | 24,3 | 23,9 | 25,4 | 19,9 | 30,1 | 21,5 | 20,1 | 23,7 | |
Из передач радио | 23,1 | 5,8 | 11,9 | 14,4 | 9,8 | 11,6 | 10,8 | 12,7 | |
Из телепередач | 46,2 | 67,7 | 61,9 | 61,0 | 55,6 | 64,5 | 65,5 | 59,8 | |
Из сети Интернет | 1,2 | - | - | - | - | 0,8 | - | 0,3 | |
Из других источников | 3,6 | 1,3 | 0,8 | 4,8 | 2,0 | 0,8 | 2,9 | 2,4 | |
Культурной жизни | Нет ответа | 1,8 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 2,0 | - | 0,7 | 1,0 |
Из газет | 23,7 | 17,4 | 23,7 | 15,8 | 28,1 | 13,2 | 18,7 | 20,3 | |
Из передач радио | 12,4 | 5,2 | 18,6 | 16,4 | 17,6 | 9,9 | 4,3 | 12,0 | |
Из телепередач | 53,5 | 71,0 | 55,1 | 60,3 | 49,7 | 70,2 | 71,9 | 61,3 | |
Из сети Интернет | 3,6 | 1,3 | 0,8 | 0,7 | 1,3 | 0,8 | - | 1,3 | |
Из других источников | 5,3 | 4,5 | 0,8 | 6,2 | 1,3 | 5,8 | 4,3 | 4,1 |
политической информации (в % от числа опрошенных)
Необходима сбалансированная система взаимоотношений и взаимодействия государства и СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации. Кроме того, взаимодействие СМИ и органов государственной власти и управления координируют, в пределах своей компетенции, пресс-служба главы государства, ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь», РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы», пресс-службы министерств и ведомств, исполнительных комитетов. В частности, пресс-службы функционируют в 54 органах государственного управления республиканского уровня и государственных организациях, подчиненных правительству. Так, пресс-службы и пресс-центры действуют в 27 министерствах и ведомствах, в
17 из них работа СМИ включена в функции управлений и отделов. В 22 министерствах и ведомствах введена должность пресс-секретаря. В 32 центральных органах государственного управления функции ответственных за работу со СМИ возложены на помощников министров, консультантов и советников.[93]
Наличие и эффективное функционирование подобной системы предполагает, что идеология белорусского государства должна строиться не на противопоставлении, а на взаимодополняемости государственной политики в сфере СМИ и общенациональной политики в области свободы информации. Если первая создает нормативно-правовые рамки деятельности СМИ в Беларуси, то вторая охватывает все аспекты организации общенационального информационного поля на основе учета интересов и информационных потребностей всех социальных и политических институтов, всех социальных групп белорусского общества. Разрабатываться национальная политика в области СМИ должна на основе данных социологического мониторинга: процессов, происходящих в белорусской журналистике; взаимодействия СМИ с массовой аудиторией и структурами власти. Общенациональная политика в сфере СМИ должна состоять, таким образом, не из директив и административных рамок, а из научно обоснованной оценки ситуации в национальном информационном пространстве, в СМИ и рекомендаций по оптимизации информационного обеспечения жизни общества, по улучшению информационного климата в стране, по формированию социологической и политической культуры у белорусских журналистов.
Идеология белорусского государства будет действенной, если будет опираться на оптимальную структуру национальной системы СМИ и информационного поля Беларуси, которые обеспечат возможность любой аудитории выбрать информацию, удовлетворяющую ее потребности в этой сфере по принципу достижения максимальной информированности. С другой стороны, в основе любого идеологического процесса лежит позитивное или негативное взаимодействие со СМИ, которое либо усиливает влияние определенной идеологии, либо снижает ее воздействие на массовую аудиторию, то есть это взаимодействие неизбежно носит характер либо политического сотрудничества, либо политического соперничества. Поэтому сущностной основой функционирования белорусской журналистики должно стать соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме, основой которого являются конституционные нормы (статьи 4 и 5 Конституции Республики Беларусь) признания идеологического и политического многообразия. Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегментам массовой аудитории. Правилом идеологически ориентирующей деятельности белорусских СМИ должно быть соблюдение социальной, национальной, политической, культурной толерантности — терпимости к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играла идеология в возникновении журналистики как социального и политического института?
2. Какими объективными и субъективными факторами обусловлено место и значение СМИ в политических и идеологических процессах?
3. Как Вы понимаете термин «медиатизация политики»?
4. Что такое медиатизация культуры?
5. Какую роль играет редукционизм в медиатизации науки?
6. Какие отношения регулирует государственная политика в сфере СМИ?
7. Что такое политическая коммуникация и каковы ее основные формы?
8. Каковы социальные функции СМИ?
9. В чем состоит сущность пропаганды как формы политической коммуникации?
10. Что включает в себя десятиступенчатая система анализа содержания пропаганды?
11. Что такое информационное поле Беларуси и какие в нем присутствуют социальные типы СМИ?
12. Каким образом должно трактоваться словосочетание «СМИ — четвертая власть»?
13. Какую роль играет телевидение в информационном поле Беларуси?
14. Чем характеризуется взаимодействие СМИ и структур власти?
15. На чем должна основываться деятельность СМИ с позиции идеологии белорусского государства?
Литература
1. Ананич Л.С., Воробьев В.П. Информационное пространство Беларуси. — Мн.: МФЦП, 2003. — 248 с.
2. Березин В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. №1. С. 101—118.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистики / Пер. с фр. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 159 с.
4. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. — М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 192 с.
5. Воробьев В.П. Система СМИ Беларуси. — Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. — 252 с.
6. Дмитриев Е.И. Включенность населения Беларуси и ее отдельных регионов в аудиторию средств массовой информа-
ции. — Социально-политическая ситуация в Беларуси: региональный аспект: Сб. науч. тр. — Мн.: ИСПИ, 2001. С. 67—95.
7. Дмитриев Е.И. Региональные массово-политические СМИ в информационном поле Беларуси // Динамика общественного мнения о социально-политической ситуации в Беларуси: Сб. науч. тр. — Мн.: ИСПИ, 2003. С. 63—80.
8. Дмитриев Е.И. Социология журналистики: Конспект лекций. — Мн.: БГУ, 2001. — 150 с.
9. Дмитриев Е.И., Лазовик Н.И., Хурс М.Н. Выборы — 2003: Социологический анализ. — Мн.: ИСПИ, 2003. С. 76—108.
10. Дмитриев Е.И., Хурс М.Н. Беларусь: итоги и уроки президентских выборов 2001. — Мн.: ИСПИ, 2002. С. 184—206.
11. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. — М.: Алгоритм, 2002. — 256 с.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Уч. пособие. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. — 308 с.
13. Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход: Уч. пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРА-М», 2001. — 752 с.
14. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
15. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 450—465.