Государственное Собрание РМ. Структура, компетенция, акты

Государственное Собрание Республики Мордовия — высший законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Мордовия с 1995 года.

При понимании структуры парламента в узком смысле слова Государственное Собрание Республики Мордовия является однопалатным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Мордовия.

Государственное Собрание Республики Мордовия является постоянно действующим выборным органом. Оно состоит из 48 депутатов, работающих, как правило, на непостоянной основе и избирается сроком на 5 лет. Правовое регулирование выборов осуществляется Законом Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия».

Компетенция Государственного Собрания складывается из ряда полномочий, установленных Конституцией Республики Мордовия (ст.81), которые можно объединить в несколько групп: полномочия по вопросам государственного строительства; полномочия по вопросам экономического и социального развития республики; контрольные полномочия; полномочия по расстановке руководящих кадров государственных органов власти республики; внутриорганизационные полномочия; полномочия по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, сношение с зарубежными органами власти2.

Структура Государственного Собрания Республики Мордовия V созыва представлена следующим образом:

– Председатель Государственного Собрания;

– Первый заместитель Председателя Государственного Собрания;

– Заместители Председателя Государственного Собрания;

– Совет Государственного Собрания;

– Комитеты и комиссии Государственного Собрания;

– Аппарат Государственного Собрания.

Возглавляет высший законодательный (представительный) орган Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия. Он, как и Первый заместитель, и заместители Председателя Государственного Собрания, избираются из числа депутатов Государственного Собрания тайным голосованием посредством бюллетеней на срок полномочий Государственного Собрания.

Решение о количестве заместителей Председателя принимается депутатами представительного органа большинством голосов от общего числа депутатов.

Особенностью структуры высшей законодательной власти Республики Мордовия является формирование Совета Государственного Собрания.Всоответствии сост. 83 КонституцииРеспублики Мордовия Совет Государственного Собрания является подотчётным Государственному Собранию органом, обеспечивающим организацию работы Государственного Собрания и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Мордовия.

В состав Совета входят по должности Председатель Государственного Собрания и его заместители.

Особое место в структуре Государственного Собрания занимают комитеты, именно на них возложена повседневная работа, связанная с законотворческой деятельностью.

Полномочия комитетов Государственного Собрания Республики Мордовия V созыва подразделяются на полномочия, непосредственно связанные с законопроектной деятельностью (разработка проектов законов Республики Мордовия и иных правовых актов Государственного Собрания Республики Мордовия; разработка проекты федеральных законов для последующего их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственного Собрания и т п.) и организационные полномочия, т.е. полномочия по решению вопросов, касающихся внутренней деятельности комитетов.

Комитеты Государственного Собрания образуются на срок полномочий Государственного Собрания определённого созыва. Конкретные цели, задачи, полномочия комитетов закреплены в Законе Республики Мордовия «О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия»5.

Образуются комитеты в зависимости от необходимости законодательного регулирования и компетенции Государственного Собрания. Так в структуре Государственного Собрания Республики Мордовия V созыва образовано и действуют 6 комитетов:

– комитет по законодательству и законности;

– комитет по бюджету, финансам и налогам;

– комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности;

– комитет по аграрным вопросам, природопользованию и строительству;

– комитет по социальной политике;

– комитет по вопросам местного самоуправления6.

Рабочими органами Государственного Собрания являются также комиссии. В отличие от комитетов, постоянно действующих органов, деятельность комиссии ограничена, как правило, определённым сроком или конкретной задачей.

В Государственном Собрании Республики Мордовия V созыва образовано 3 комиссии:

– комиссия по Регламенту, организации работы сессий Государственного Собрания и контролю за электронной системой голосования;

– комиссия по вопросам депутатской этики и соблюдению законодательства при работе с обращениями граждан;

– комиссия Государственного Собрания Республики Мордовия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания Республики Мордовия7.

Аппарат Государственного Собрания осуществляет организационное, правовое, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия, Совета Государственного Собрания, комитетов и комиссий Государственного Собрания, Председателя Государственного Собрания, его заместителей, депутатов Государственного Собрания и депутатских объединений8.

Общее руководство и контроль за деятельностью Аппарата осуществляет Председатель Государственного Собрания. Непосредственное руководство Аппаратом осуществляет Руководитель Аппарата Государственного Собрания.

Аппарат Государственного Собрания Республики Мордовия V созыва состоит из следующих структурных подразделений:

1. Юридический отдел:

– сектор правовой экспертизы;

– сектор законопроектной работы.

2. Отдел бюджетно-финансовой и экономической политики.

3. Отдел социальной политики:

– сектор законопроектной работы в сфере социальной поддержки и охраны здоровья населения.

4. Отдел по аграрной политике, строительству и местному самоуправлению.

5. Отдел по работе с общественными объединениями и фракционной работе.

6. Отдел по работе с обращениями граждан.

7. Отдел организационной работы и делопроизводства:

– протокольный сектор; канцелярия;

– секретариат; машинописное бюро;

– копировально-множительное бюро.

8. Информационно-аналитический отдел:

– редакционно-издательский сектор;

– сектор планирования.

9. Помощник Председателя Государственного Собрания.

10. Отдел бухгалтерского учета и финансового обеспечения.

11. Отдел организационно-технического и материального обеспечения.

Непосредственное руководство отделами Аппарата осуществляют заведующие отделами, а в случае их временного отсутствия – заместители заведующих отделами.


Наши рекомендации