Дополнительные критерии оценки курсовой работы
Работа не может быть оценена положительно в случаях:
- ответа на теоретические вопросы и решения задач на старом, недействующем уголовном законодательстве, без ссылок на постановления и разъяснения Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР или РФ;
- отсутствие юридического анализа состава преступления либо его поверхностность и неполнота, а равно при анализе, сделанном вне связи с изложенной в задаче фабулой;
- небрежного и неразборчивого изложения ответа на теоретические вопросы и решения задач.
ЛИТЕРАТУРА
Ко всем темам курсовой работы, имеющаяся в библиотеке института
1. Наумов А.В. Российское уголовное право. В 3-х т.: Учебник.-М.: Волтерс Клувер,.2010.
2. Российское уголовное право: Учебник. Общая часть /Под ред. Л.Иногамовой-Хегай.-2-е изд.-М.: Проспект, 2011.
3. Российское уголовное право: Учебник. Особенная часть/Под ред.Л.Иногамовой-Хегай.-2-е изд. М.: Проспект, 2011.
4. Уголовное право России. Общая часть/Под ред. А.Рарога.2-е изд.-М.:Инфра-М, 2011.
5. Уголовное право России. Особенная часть/Под ред.А.Рарога.-2-е изд.-М.: Инфра-М, 2011.
6. Уголовное право. Часть Общая/Учеб./Отв. ред. Л. Л. Кругликов.-М.: Проспект, 2012.
7. Уголовное право. Часть Особенная/Учеб./Отв. ред. Л. Л. Кругликов.-М.: Проспект, 2012.
8. Суденко В.Е. Уголовное право. Общая часть. Альбом схем.-М.: ЮИ МИИТа, 2011.
Вариант № 1. Понятие преступления
План работы
Введение.
1. Понятие преступления по уголовному законодательству.
2. Признаки преступления.
3. Отличие преступления от иных правонарушений.
4. Категоризация преступлений.
Заключение.
Методические рекомендации
Раскрывая первый вопрос, определить, что является преступлением, описать исторически изменчивый характер круга преступных деяний. Раскрыть материальное и формальное определение преступления. Необходимо описать, что понимается под термином «деяние», предусмотренном ст. 14 УК, раскрыть содержание действия и бездействия, определив их различия. При каких условиях бездействие влечёт уголовную ответственность.
Во втором вопросе назвать признаки преступления и их содержание: общественную опасность, противоправность, виновность. Показать, что такое «общественная опасность» деяния, общественно опасные последствия, их виды. Раскрыть содержание характера и степени общественной опасности преступления. Определить «уголовную противоправность» и её юридического свойства; понятия «вины», её содержания. Ваша позиция – является ли «наказуемость» признаком преступления или его следствием.
При рассмотрении третьего вопроса показать отличие преступлений от гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных правонарушений. В чём заключается основной отличительный признак преступлений от иных правонарушений. Каковы последствия преступлений и иных правонарушений. Раскрыть отличия по объекту, по степени общественной опасности.
Рассматривая категоризацию преступлений, дать понятие классификации. Изучив ст. 15 УК, раскрыть критерии категоризации преступлений, в чём значение отнесения того или иного преступления к определённой категории.
Задачи для решения
Задача 1.15-летний Антонов принёс домой пистолет и рассказал родителям, что пистолет они вместе с другом тоже 15 лет украли у милиционера. Родители велели сыну никому об этом не говорить, а пистолет выбросить в находящийся вблизи пруд. Подросток так и поступил.
Задача 2.Семенец в безлюдной местности, угрожая ножом, изнасиловал Тихонову. Затем он под угрозой отобрал у неё деньги и вещи, связал её руки и завязал глаза. Семенец воткнул в рот Тихоновой палку с тряпкой, обнажил потерпевшую, разрезал её живот и дважды ударил ножом в грудь. Считая, что Тихонова мертва, он забросал её ветками и скрылся. Тихонова была обнаружена грибниками, доставлена в больницу, где спасли её жизнь.
Задача 3.Тридцатилетний Власюк освободился из мест лишения свободы, где отбывал наказание за грабёж. Он собирал подростков 13-17 лет, рассказывал им о «красивой лагерной жизни», о возможности не работая иметь много денег. Власюк покупал спиртные напитки и угощал ребят. Через некоторое время он вместе с ребятами совершили кражу из киоска. Затем по его «наводке» и указанию подростки совершили кражу из квартиры, откуда похитили деньги и вещи на сумму 167 874 рубля. Похищенное было передано Власюку для реализации и в качестве оплаты за ранее выпитое спиртное.
Дополнительная литература
Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб., 2003.
Кладков А., Суслицина Т. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и иных антиобщественных действий (ст. 150, 151 УК РФ) // Уголовное право. 2002. № 3.
Меркушев А. Е. О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм // Бюллетень Верх. Суда РФ. 1997. № 6.
О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 17.01.1997 / Рос. газета. 30.01.1997.
О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 // Российская газета. 18.01.2003 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". Рос. газета. 11.02.2011 г. № 29.
О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 15.06.2004 / Рос. газета. 29.06.04.
О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 12.03.2002 г. № 5. Рос. газета. 19.03.2002 г., № 48.
О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ). Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.01.1999 / Рос. газета. 9.02.1999.
Вариант № 2. Общественная опасность деяния как признак преступления
План работы
Введение.
1. Антиобщественная деятельность как практическая деятельность человека.
2. Понятие общественной опасности преступного деяния как уголовно-правовой категории.
3. Социальная сущность общественной опасности деяния.
4. Соотношение общественной опасности и субъективной стороны преступления.
Заключение.
Методические указания
При рассмотрении первого вопроса необходимо дать понятие и сущность практической деятельности людей, значимость практики в жизни человека. Обосновать положение, что практика должна рассматриваться с точки зрения её обеспеченности сознанием людей. Сознательный элемент – необходимой условие сохранения практикой своей обусловленности. Желательно провести краткий анализ имеющихся в философской и психологической литературе точек зрения на понятие «деятельность» человека.
Второй вопрос требует раскрытия понятия общественной опасности преступного деяния. Показать, что общественная опасность является уголовно-правовой категорией, которая имеет значение для раскрытия сущности преступлений и иных правонарушений. Показать, почему общественная опасность преступного деяния является важнейшим свойством преступления, его материальным признаком.
В третьем вопросе раскрыть понятие социальной сущности общественной опасности, понятие и сущность причиняемого вреда. Здесь же рассмотреть вопрос, может ли общественная опасность исходить от деяния невменяемого, от случайных действий людей. Разграничить общественную опасность таких деяний и социальную сущность общественной опасности.
В четвёртом вопросе требуется рассмотреть соотношение общественной опасности и субъективной стороны преступления. Как субъективная сторона влияет на общественную опасность деяния. Рассмотреть положение, что общественная опасность преступного деяния есть свойство осознанной антиобщественной деятельности, которая обладает всеми признаками человеческой практики.
Задачи для решения
Задача 1.Трофимов, питая злобу к Седовой за то, что она полгода назад сообщила в милицию о совершённом его сыном браконьерстве, пришёл поздно вечером к дому. Он заметил через окно очертание фигуры человека и, полагая, что это Седова, произвёл прицельный выстрел. Однако был убит отец Седовой.
Задача 2.Лукин решил спилить засохшую сосну, стоявшую на краю его участка. Не предупредив соседа, рано утром он подрубил сосну, которая упала на сарай соседа. Упавшим деревом был убит спавший в сарае племянник соседа.
Задача 3.Работник конструкторского бюро авиационного завода Батуян на стадионе познакомился с Куяловым. После матча они пошли в ресторан, где, выпив, Батуян рассказал Куялову о некоторых технических характеристиках нового боевого самолёта-перехватчика, ещё не известного в военных кругах. Куялов ранее был завербован иностранной разведкой. (Деяние Куялова не анализировать).
Дополнительная литература
Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб., 2003.
Закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 / Рос. газета 21.07.1993 (с изменениями и дополнениями).
Игнатьев А. Статьи 275 и 276 УК РФ нуждаются в совершенствовании // Уголовное право. 2002. № 1.
О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ). Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.01.1999 / Судебная практика по уголовным делам. Тематический сборник. М., 2011. С. 166-172.
Суденко В. Е. Уголовно-правовое значение общественной опасности. Ростов-на-Дону. 2001.
Вариант № 3. Состав преступления
План работы
Введение.
1. Понятие состава преступления.
2. Значение установления состава преступления.
3. Признаки и элементы состава преступления.
4. Обязательные и факультативные признаки состава преступления.
5. Виды составов преступлений.
Заключение.
Методические указания
Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание оснований уголовной ответственности (ст. 8 УК). Далее дать понятие содержания состава преступления. Каково соотношение состава преступления и преступления.
По второму вопросу указать, как влияет правильное установление состава преступления на квалификацию преступления и что такое квалификация преступления. Почему состав преступления является юридическим основанием уголовной ответственности и условием правильной квалификации.
Раскрывая содержание третьего вопроса, дать понятие и характеристику признаков состава преступления и элементов состава преступления. Раскрыть понятие и содержание признаков, характеризующих все элементы состава преступления.
По четвёртому вопросу раскрыть содержание обязательных и факультативных признаков состава преступления, определить их значение для квалификации преступления.
При изложении пятого вопроса необходимо описать критерии классификации составов преступлений. Дать характеристику классификации составов преступлений по степени общественной опасности, по конструкции объективной стороны, по структуре.
Задачи для решения
Задача 1.Кочеткова скрывала свою беременность. Её роды проходили в доме Тулиной. Сразу после родов, думая, что ребёнок живой, Кочеткова попросила Тулину бросить ребёнка в кадку с водой. Тулина сделала это, затем вытащила ребёнка из воды и закопала трупик в землю.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что ребёнок родился мёртвым.
Задача 2.Павленко, будучи в нетрезвом виде, ночью выбил окно в магазине, проник внутрь, где сложил разные товары в мешок и стал вместо своих старых сапог надевать новые меховые сапоги. В это время он был задержан нарядом милиции.
Задача 3.Иванов был командирован за границу, куда выехал вместе с женой Ивановой Н. Возвращаясь домой, Иванова Н. решила провезти без оплаты таможенной пошлины несколько золотых часов, которые она обтянула тканью и пришила к кофте в виде пуговиц. На границе часы были обнаружены. Стоимость часов - 1 миллион 400 рублей. Иванов о намерениях жены не знал.
Дополнительная литература
Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб., 2003.
О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 / Российская газета. 18.01.2003 г.
Якубов А. Е. Признаки состава преступления и обратная сила уголовного закона // Законность. 1997. № 5.
Вариант № 4. Объект преступления
План
Введение.
1. Понятие объекта преступления.
2. Виды объектов преступления.
3. Предмет преступления. Соотношение предмета преступления и объекта преступления.
Заключение.
Методические указания
Рассматривая первый вопрос, раскройте понятие и содержание объекта преступления. Изложите различные представления об объекте преступления в науке уголовного права.
По второму вопросу дать дифференциацию интересов и благ, взятых под охрану уголовным законом. Изложите Ваше мнение об объекте преступления - это общественные отношения или интересы и блага, охраняемые уголовным законом. Раскрыть содержание общего, родового, непосредственного объектов преступления. Понятие непосредственного объекта. Виды непосредственных объектов: простой и сложный (состоящий из двух объектов).
По третьему вопросу изложите понятие и содержание предмета преступления, и его отличие от объекта преступления. Значение предмета преступления для отграничения преступных деяний от непреступных. Значение особенностей предмета преступления для квалификации содеянного. Отличие предмета преступления от орудий и средств совершения преступления.
Задачи для решения
Задача 1.СчитаяХолина виновным в совершении грабежа (ч. 2 ст. 161 УК) и не желая прекращать в отношении него дело за недостаточностью доказательств, следователь Павлов путём увещеваний и обмана уговорил нескольких свидетелей немного изменить свои показания. Закончив дело, он передал его в суд.
Задача 2.Чтобыуклонитьсяот призыва на действительную военную службу Голубев симулировал психическое заболевание. Елина, руководившая комиссией по медицинскому освидетельствованию граждан, призываемых на военную службу, освидетельствовала Голубева и, зная о его симуляции, дала заключение об освобождении его от военной службы, получив за это 180 000 руб.
Задача 3.Цыганок и Сырбу по предварительному сговору проникли в квартиру Полевой и пытались совершить кражу. Но они были замечены хозяйкой, которая подняла крик. Сосед Мазин пытался задержать воров. Цыганок ударил по голове Мазина металлическим прутом, причинив средней тяжести вред его здоровью. Мазин вырвал из рук Цыганка прут и ударил по руке Цыганка, сломав её. Цыганок и Сырбу скрылись с места происшествия. Они занялись самолечением и внесли в рану инфекцию. Руку Цыганка ампутировали.
Дополнительная литература
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998.
Кругликов Л. Л. К вопросу о квалификации объектов преступлений. - Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Самара, 1990.
О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 // Российская газета. 18.01.2003 г.
Постановление Пленума Верх. Суда РФ от 22.05.2012 г. № 7 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Рос. газета 30 мая 2012 г.
Вариант № 5. Объективная сторона преступления
План
Введение.
1. Понятие объективной стороны преступления, её признаки
2. Общественно опасное деяние как внешний акт поведения вменяемого человека.
3. Непреодолимая сила, принуждение в уголовном праве.
4. Общественно опасные последствия преступления.
5. Причинная связь.
Заключение.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос, дайте понятие объективной стороны, её содержание и значение. Назовите признаки объективной стороны преступления – обязательные и факультативные.
Укажите значение объективной стороны для правильной квалификации преступлений и их разграничения.
По второму вопросу необходимо назвать формы проявления деяния, дать исчерпывающее определение общественно опасного действия и бездействия. Содержание общественно опасного действия и бездействия. Признаки уголовно-правового действия и бездействия. Основания, определяющие обязанность человека действовать определённым образом. Покажите, когда лицо освобождается от уголовной ответственности за бездействие.
При рассмотрении третьего вопроса необходимо описать, что понимается под непреодолимой силой, под физическим воздействием, как они влияют на квалификацию преступления. Изучив содержание ст. 40 УК, показать, в каких случаях совершённое под психическим принуждением общественно опасное деяние влечёт за собой уголовную ответственность.
По четвёртому вопросу раскрыть понятие общественно вредных последствий, их содержание. Материальные и нематериальные последствия. Особенности конструкции объективной стороны преступления в зависимости от характера и специфических особенностей последствия.
Раскрывая пятый вопрос, коротко изложить понятие, содержание и условия (критерии) причинной связи между общественно опасным деянием и преступными последствиями.
Раскрыть содержание факультативных признаков объективной стороны преступления, их значение для квалификации преступления.
Задачи для решения
Задача 1.Кононов Н. длительное время болел тяжёлой, неизлечимой болезнью, причиняющей ему сильные физические страдания. Испытывая особенно сильные боли, он уговорил свою жену Кононову А. дать ему смертельную дозу снотворного лекарства (люминала).
Задача 2.Королёва занималась бродяжничеством, ездила по городам, попрошайничала. Чтобы больше получать подаяний, она украла в одном из городов двухлетнего мальчика Костю, возила его с собой и плохо кормила. С целью вызвать жалость у людей она расцарапала Косте лицо и руку и внесла в раны грязь, чтобы раны загноились. В результате внесённой инфекции рука у мальчика была парализована. Она использовала мальчика 2 месяца, пока её не задержали.
Задача 3.Чеботарёв у кассы кинотеатра залез рукой в карман Лаврова. Он принял за деньги, находившиеся в кармане листки бумаги, и вытащил их.
Дополнительная литература
Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб., 2003.
О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 // Российская газета. 18.01.2003 г.
Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 15.06.2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ». Рос. газета. 29.06.2004.
Становский М. Понятие продолжаемого преступления // Рос. юстиция. 1995. № 11.
Тимейко Г. В. Общее учение об объективной стороне состава преступления. Ростов-на-Дону, 1997.
Вариант № 6. Причинная связь в уголовном праве
План
Введение.
1. Понятие причинной связи в уголовном праве и её значение.
2. Соотношение причины и следствия в уголовном праве.
3. Порождение причиной своего следствия и их взаимодействие в уголовном праве.
4. Условия действия причины в уголовном праве.
Заключение.
Методические указания
В первом вопросе дать философское понятие причины. Раскрыть проблемы причинности в уголовном праве, рассмотреть причинно-следственные связи в уголовном праве. Ответить, что является объектом уголовно-правовой теории причинности.
Второй вопрос требует ответов на понятие временного соотношения причины и следствия в уголовном праве. Дать обоснование предшествованию в уголовном праве причины следствию, и к каким понятиям уголовного права это применительно.
Прираскрытии третьего вопроса следует дать ответы на вопросы: порождает ли причина своё следствие; могут ли в уголовном праве быть беспричинные явления. Раскрыть положение о том, что уголовно-правовое следствие вызывается не потому, что имеется причина, а потому, что причина действует.
Давая ответ начетвёртый вопрос, необходимо определить условия действия причины в уголовном праве. Дать определение условий действия причины. Привести объективные критерии признания деяния преступным. Дать отличие причин от условий. Раскрыть закономерности причинных связей в уголовном праве.
Задачи для решения
Задача 1.Пеньков, имеющий две судимости за кражи, в магазине, как ему казалось тайно, похитил спортивный костюм марки «Адидас» стоимостью 14850 руб. Но покупательница Конева видела, как Пеньков прятал этот костюм себе под плащ и сообщила об этом продавщице. При выходе из магазина Пеньков был задержан.
Задача 2.Куков, находясь на охоте, провалился в болото и весь промок. Он развёл костёр, чтобы просушиться. Высушив одежду, Пеньков ушёл, не потушив костёр. Он понадеялся на начавшийся дождь. Но подувший ветер раздул костёр, в результате чего возник пожар. Огнём было уничтожено 16 га леса.
Задача 3.Тимофеева, мать привлечённого к уголовной ответственности за изнасилование несовершеннолетней Лапиной, в день суда обманным путём привела к себе в дом потерпевшую и заперла её там. Из-за отсутствия потерпевшей слушание дела судом было отложено.
Дополнительная литература
Горелик А. С., Лобанова Л. В. Преступления против правосудия. СПб., 2003.
О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое. Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 / Российская газета. 18.01.2003 г.
Суденко В. Е. Уголовное право и категории диалектики. Ростов-на-Дону, 2000.
Тимейко Г. В. Общее учение об объективной стороне состава преступления. Ростов-на-Дону, 1997.
Трухин А. Проблемы определения степени тяжести вреда здоровью: медицинский и правовой аспект // Уголовное право. 2004. № 4.
Шишов Е., Сердюков А. Определение степени тяжести вреда здоровью при расследовании посягательств на личность // Уголовное право. 2006. № 4.
Вариант № 7. Субъективная сторона преступления
План
Введение.
1. Понятие и содержание субъективнойстороныпреступления.
2. Обязательные и факультативные признаки субъективной стороны преступления.
3. Понятие и содержание виныпо уголовной праву. Формы вины, виды форм вины.
4. Умыселкакформавины. Видыумысла. Интеллектуальный и волевой моменты видов умысла. Две формы вины.
Заключение.
Методические указания
При изложении первого вопроса следует раскрыть содержание и понятие субъективной стороны преступления. Дать отличие субъективной стороны преступления от объективной стороны. Юридическое значение субъективной стороны преступления: отграничение преступления от непреступного поведения; отграничение сходных по объективной стороне составов преступления; определение степени общественной опасности деяния.
По второму вопросу необходимо дать определение признаков субъективной стороны. Раскрыть содержание обязательных и факультативных признаков субъективной стороны и их значение для квалификации. Показать соотношение вины и субъективной стороны преступления.
Раскрывая содержание третьего вопроса, следует описать, что понимается под виной в уголовном праве; раскрыть элементы вины, образующие её содержание. Изучив ст. 24 УК, определить, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, может быть признано виновным. Показать социальную сущность вины.
Далее описать формы вины, раскрыв сначала понятие формы вины. Юридическое значение формы вины. Правовые последствия совершения преступления, связанные с формой вины.
По четвёртому вопросу необходимо подробно изложить понятие и содержание умысла как формы вины. Изучив содержание ст. 25 УК, показать, когда преступление считается совершённым умышленно. Дать понятие прямого и косвенного умысла, раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов.
Показать основное различие прямого и косвенного умысла. Раскрыть содержание сознания, предвидения и желания прямого умысла. Содержание волевого момента косвенного умысла.
Указать содержание правовых последствий совершения преступлений с умышленной формой вины (рецидив, условно-досрочное освобождение). Раскрыть понятие «преступления с двумя формами вины». Отметить особенности составов преступлений с двумя формами вины.
Задачи для решения
Задача 1.В Санкт-Петербург прибыла правительственная делегация одной из западных стран. В её составе находился Фридман, бывший житель России. Во время экскурсии Фридман встретил своего прежнего сослуживца Рогова, который всегда неприязненно относился к Фридману, считая того выскочкой и подхалимом. Рогов решил отомстить Фридману. Вечером того же дня он проник в гостиницу, где проживала делегация и нанёс Фридману несколько ножевых ранений, причинив средней тяжести вред его здоровью. Примечание: после рассмотрения состава совершённого преступления определите, не подлежит ли Рогов ответственности по ст. 360 УК РФ.
Задача 2.Горлов и Коков от имени малого предприятия вербовали молодых женщин якобы для работы манекенщицами в театре моды Санкт-Петербурга. Однако там они передавали женщин Хаустову, который угрозами и обманом вовлёк в занятие проституцией 8 женщин из 14.
Задача 3.Ивин представил в банк заведомо ложные сведения о финансовом положении своего предприятия и на основе этого получил льготный кредит в сумме 65 млн. рублей сроком на полгода. Позднее выяснилось, что малое предприятие Ивина обанкротилось, а банк понёс крупный материальный ущерб.
Дополнительная литература
Андреев А., Гордейчик С. Понятие последствий преступлений в сфере экономической деятельности // Российская юстиция. 1997. № 7.
Векленко С., Фалько А. Понятие и виды заранее обдуманного умысла // Уголовное право. 2005. № 3.
Ларичев В. Объективная сторона незаконного получения кредита // Законность. 1997. № 7.
Вариант № 8. Неосторожная форма вины
Введение.
1. Понятие субъективной стороны преступления и её содержание. Виды вины в уголовном праве России.
2. Понятие неосторожной вины и еёвиды.
3. Содержание преступного легкомыслия, его интеллектуальный и волевой моменты. Отграничение преступного легкомыслия от косвенного умысла.
4. Преступная небрежность, её психологическое содержание, интеллектуальный и волевой моменты. Критерии преступной небрежности.
5.Преступления с двумя формами вины. Ошибка в уголовном праве.
Заключение.
Методические указания
При рассмотрении первого вопроса раскрыть понятие и содержание субъективной стороны преступления, понятие и содержание вины, проанализировать, что такое сознание и воля. Показать соотношение вины и субъективной стороны преступления. Раскрыть интеллектуальный и волевой моменты вины. Указать формы вины и что лежит в основе деления вины на формы и виды. Описать, как используются формы вины при конструировании конкретных составов преступлений Особенной части УК с приведением примеров.
Отвечая на второй вопрос, дать определение неосторожности, обосновать значение борьбы с неосторожными преступлениями. Указать, как законодатель определяет уголовную ответственность при неосторожной форме вины.
В ответе на третий вопрос следует, используя законодательное определение преступного легкомыслия, раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов. Сопоставить легкомыслие с косвенным умыслом, выявить предвидение последствий и различное волевое отношение к последствиям при косвенном умысле и легкомыслии.
В четвёртом вопросе осветить содержание преступной небрежности, её объективный и субъективный критерии. Показать, как они устанавливаются в каждом конкретном случае. По каким моментам (интеллектуальному или волевому) легкомыслие отличается от косвенногоумысла.
Раскрывая пятый вопрос, необходимо дать определение преступлений с двумя формами вины, как квалифицируются деяния с такими формами вины.
Раскройте понятие ошибки в уголовном праве. Виды ошибок и их правовые последствия. Юридическая и фактическая ошибки,как они влияют на квалификацию преступлений.
Задачи для решения
Задача 1.Котов, научный сотрудник одного из НИИ Министерства обороны РФ, во время командировки в другой город, после посещения ресторана, будучи в нетрезвом виде, оставил на столе папку с секретными документами. Папка исчезла. Через некоторое время в иностранной печати появились сообщения о разработке в России секретного, нового по своим качествам оружия, чем был нанесён серьёзный ущерб интересам обороны и государственной безопасности.
Задача 2.Старший оператор установки по перекачке нефти Гаева во время дежурства увлеклась чтением интересной книги, была невнимательна к показаниям приборов. В трубопроводе поднялось давление, превысив положенное в 3 раза, что было отмечено на самописцах приборов. На 93-м километре трубопровод разорвало и большое количество нефти вылилось на земли АО «Стародубское». 28 га сельскохозяйственных земель было выведено из эксплуатации в результате их приведения в негодность разлившейся нефтью. Кроме того, часть нефти попала в озеро площадью 1,2 га, в котором погибла вся рыба и иная живность.
Задача 3.Махонин изготовил из воска макет пистолета, покрасил его в чёрный цвет и поздно ночью вышел в город. На одной из тёмных улиц он встретил Волова, направил на него макет пистолета и потребовал отдать деньги, кожаную куртку и норковую шапку. Однако Волов сумел выбить из рук Махонина макет пистолета, скрутил его и доставил в милицию.
Дополнительная литература
О государственной тайне. Закон РФ от 21.07.1993 г. с изменениями и дополнениями.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70146708/#ixzz3OmoXUt1O
«О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 5.
Вариант № 9. Субъект преступления
План работы
Введение.
1. Понятие субъекта преступления.
2. Вменяемость и невменяемость. Ограниченная вменяемость.
3. Возрастные признаки субъекта преступления.
4. Понятие специального субъекта преступления.
Заключение.
Методические указания
В ответе на первый вопрос необходимо раскрыть понятие субъекта преступления, показать, на кого распространяется действие УК. Признаки субъекта преступления. Дискуссионные вопросы о привлечении к уголовной ответственности юридических лиц. Понятие общего субъекта преступления.
По второму вопросу подробно описать вменяемость как признак субъективной стороны. Содержание медицинского и юридического критерия невменяемости. Совершение преступления в состоянии обычного физиологического опьянения и патологического опьянения.
Понятие и содержание ограниченной вменяемости, ответственность при ограниченной вменяемости.
Излагая содержание третьего вопроса, прежде всего, необходимо изучить положения ст. 20 УК. Показать с какого возраста и почему именно с этого возраста лицо становится субъектом преступления, направленного против жизни человека, против собственности, при государственной измене, шпионаже и т.д. Установление возраста несовершеннолетнего при отсутствии необходимых для этого документов.
Раскрывая четвёртый вопрос, следует описать понятие специального субъекта, указать признаки, по которым лицо признаётся специальным субъектом. Классификация признаков специального субъекта. Дополнительные признаки специального субъекта.
Задачи для решения
Задача 1.Бовин в ссоре со своей сожительницей Серовой из-за её повседневной пьянки и неправильного образа жизни нанёс ей удар ножом в правое бедро, а затем ушёл из дома. Вернувшись через час домой, он обнаружил, что Серова мертва.
По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть Серовой наступила от шока и сильной потери крови ввиду повреждения кровеносной артерии.
Задача 2.В начале учебного года школе-интернату были выделены 780 тысяч рублей для приобретения для учащихся тёплых белья, обуви и одеял. Директор школы-интерната Елин израсходовал 368 тысяч рублей на ремонт своего кабинета и служебной квартиры. Многие ученики, не обеспеченные тёплым бельём, обувью и одеялами, простудились и заболели, а 12 человек попали в больницу с воспалением лёгких из-за переохлаждения.
Задача 3.Борисов и Володин в казарме подразделения в нарушение Устава внутренней службы Вооружённых сил с целью показать своё превосходство над молодыми матросами, постоянно придирались к ним. В один из дней Борисов и Володин избили дневального матроса Ильина. После того как Ильин снова встал возле тумбочки дневального, Борисов и Володин вновь нанесли ему побои, причинив лёгкий вред здоровью, вызвавший кратковременное расстройство здоровья.
В ходе расследования было установлено, что ранее Борисов и Володин наносили побои матросам-первогодкам Наумову, Попову, Шарову.
Дополнительная литература
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 26 марта 1998 г.
Здравомыслов Б. В. Новый Уголовный кодекс РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Юридический мир. 1997. № 11.
Иногамова-Хегай Л. Понятие преступления и субъекта преступления по международному уголовному праву // Уголовное право. 2004. № 1.
Клепицкий Н. «Должностное лицо» в уголовном праве (эволюция правового понятия) // Законность. 1997. № 10.
Кудрявцев И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК //Рос. юстиция. 1997. № 8.
Вариант № 10. Неоконченное преступление
План работы
Введение.
1. Понятие оконченного преступления.
2. Понятие приготовления к преступлению.
3. Покушение на преступление.
4. Добровольный отказ от преступления.
Заключение.
Методические указания
По первому вопросу дать понятие оконченного преступления. Указать момент окончания продолжаемого, длящегося преступлений. Оценить законодательное определение оконченного преступления.
Раскрывая второй вопрос, дать понятие неоконченн