Особая публичная власть

В научной литературе отсутствует общепризнанное, универсальное понимание власти. Е.А. Юртаева рассматривает власть в различных ипостасях: 1) власть как способ формирования органов власти; 2) власть как форма осуществления политической деятельности; 3) власть как критерий для разграничения методов правового регулирования (публично-правовой, частноправовой).

Власть – это такой тип коммуникации внутри формальной организации, которому участник организации согласен дать право определять то, что он должен делать по отношению к организации. Согласно этому определению, у власти два аспекта. Первый, субъективный аспект связан с тем, что человек соглашается признать данный тип коммуникации (порядка). Как пишет Ж.-П. Жакке, «Власть, чтобы сохранять, должна покоиться на согласии управляемых; ес- ли такого согласия не имеется, то власть, основанная исключительно на силе, не может надеяться на длительный срок существования. Это согласие может быть приобретено путем обращения либо к вере, либо к участию граждан». Второй, объективный аспект связан с теми особенностями коммуникации, которые побуждают человека признать ее властью.

Среди ученых было выработано несколько подходов к определению публичной власти.

1) Ряд ученых отождествляет публичную власть и общественную власть. Л.А. Григорян писал, что термин «публичная власть» означает всего лишь «общественная власть». А общественная власть существует во всяком обществе». М.И. Байтин утверждает, что «политическая, государственная власть представляет собой разновидность общественной, публичной власти». Л.И. Каск заявляет, что «публичной властью» являлась и власть в родовом обществе.

2)Другой подход связан с тем, что публичная власть является синонимом государственной и политической власти. В свое время В.Ф. Сиренко отождествлял публичную власть и государственную и называл ее государственной публичной властью. И.М. Степашин писал: «Публичная, т. е. политически организованная власть, есть власть господствующего класса...». А.И. Ким утверждал: «...Общественная и публичная власть не тождественны; тождественны же публичная и государственная власти, порожденные политическими отношениями».

Сторонники этого подхода характеризующие публичную власть как власть,выделенную из общества и не совпадающая с населением страны, являющуюся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Указывают следующую специфику:

1) если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

2)реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

3)обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

Появление публичной власти связывают с появлением первых государств.Публичная власть признается одним из главных признаков государства.

Публичная власть имеет свою форму проявления – управление. Однако в юридической литературе по этому поводу нет единства мнений. Так, одни ученые полагают, что управление есть процесс реализации власти, ее динамика. «Управленческий процесс представляет собой осуществление публичной власти», – пишет В.Е. Чиркин. Другие считают, что управление является более широким понятием, чем власть, которая является особой формой, средством управления людьми. В свое время В.М Горшенев писал, что термин «управление» в качестве содержательного элемента предполагает способность властвования». По мнению Р. Иеринга, управление – свободное преследование цели средствами общества в границах, установленных нормами. Третьи рассматривают власть не просто как средство управления, но и его непременным условием. Для публичного управления в качестве организационных средств выступают система публичных органов, а в качестве методов - убеждение, принуждение и поощрениия.

К.Маркс и Ф.Энгельс в своих произведениях употребляли его применительно к государственно оформленному обществу, определяя государственную власть как «особую публичную власть», обладающую отличительными признаками. В дальнейшем В.И.Ленин в своих работах избегает термина «публичная власть», заменяя его термином «общественная власть», даже цитируя К.Маркса и Ф.Энгельса .

Современные авторы, в частности Б.А.Страшун, этимологически определяя «публичную власть» как власть общественную, государственную, официальную, понимают ее терминологически в нескольких значениях: 1) как систему полномочий по управлению общественными делами, обеспечиваемую в случае необходимости принудительным исполнением решений, которые приняты в осуществление этих полномочий; 2) во множест-венном числе термин «публичная власть» в конституциях некоторых государств, преимущественно принадлежащих к романской системе права (например, Испании), упот-ребляется для родового обозначения органов государственной власти и органов самоуп-равления, главным образом местного.

Далее, давая структурную характеристику такой власти, эти авторы отмечают, что в зависимости от уровня управления публичная власть осуществляется либо государством в лице его органов (государственная власть), либо самоуправляющимися публичными корпорациями в лице их органов в отношении установленного законом круга ведения (среди публичных корпораций следует, прежде всего, выделить территориальные — местное самоуправление). В отдельных случаях акты публичной власти могут приниматься прямым народным голосованием на собраниях граждан в небольших общинах или референдумом .

Другие авторы, в частности, С.А. Авакьян, придают последнему аспекту в легитимации и функционировании публичной власти решающее значение, фактически отождествляя ее с народовластием. Власть народа - это публичная власть: целью ее осуществления является общественное благо (иначе говоря — публичный интерес); она обращена ко всему обществу и каждому его члену; всем доступна (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти).

Наши рекомендации