Конституционная система органов государства в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 11) в систему органов государственной власти включает главу Российского государства, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Приведенные положения Конституции позволяют выделить вертикальные уровни системы органов государственной власти в Российской Федерации:
1) органы законодательной власти;
2) органы исполнительной власти;
3) органы судебной власти.
Кроме этого, становится понятным, что указанные органы власти представлены на двух горизонтальных уровнях: федеральном и региональном (субъекта Российской Федерации). Большую сложность, актуальность и значимость в современном государствоведении представляетпроблема определения природы третьего уровня осуществления государственной (публичной) власти – местного (муниципального), поскольку в соответствии c положениями ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев подчеркивают, что местное самоуправление – не просто форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная – формы публичной власти, власти народа.
И. И. Овчинников, детально проанализировав позиции ученых о природе местного самоуправления и соотношении муниципальной (местной) власти c государственной властью, приходит к выводу о том, что положения ст. 12 Конституции о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти не означают, что они совершенно независимы от органов государственной власти. Местное самоуправление развивается на основе и в соответствии c конституцией и законами государства, при государственной поддержке и государственных гарантиях. Объем и пределы власти местного самоуправления устанавливаются федеральными органами государственной власти и закрепляются законом в виде полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции). Все это является свидетельством того, что, реализуя власть народа, органы государственной власти и органы местного самоуправления не только не обособляются, но и тесно взаимодействуют друг c другом.
Таким образом, можно сделать вывод о единой публично-правовой природе государственной и местной (муниципальной) власти, а значит – отнесении органов местного самоуправления к органам публичной власти и выделении трех горизонтальных уровней осуществления публичной власти в Российской Федерации:
· федерального;
· регионального (субъекта Федерации);
· местного (муниципального).
1. Органы законодательной и представительной власти представлены:
· на федеральном уровне – Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы;
· на уровне субъектов Российской Федерации – законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
· на местном (муниципальном) уровне – представительными органами муниципальных образований.
2. Органы исполнительной властипредназначены для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и представлены:
· на федеральном уровне – Правительством Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти;
· на региональном уровне – системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяемой высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (правительства, министерства, департаменты, администрации и т. д.);
· на местном уровне – главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования), иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования.
3.Органы судебной власти согласно ч. 2 ст. 118 Конституции предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и представлены:
· на федеральном уровне – высшими судебными инстанциями Российской Федерации: Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом РФ;
· на уровне субъектов Российской Федерации – конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами;
· на местном уровне – районными и городскими народными судами.
Следует обратить внимание на то, что такое деление судов осуществлено только в учебных и научных целях, поскольку в соответствии c требованиями ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации составляют единую и взаимосвязанную судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам указанный закон относит: высшие судебные инстанции Российской Федерации, все суды общей юрисдикции, военные и специализированные суды. К судам субъектов Российской Федерации – их конституционные (уставные) суды, мировых судей.
Таким образом,
под системой органов публичной власти в Российской Федерации следует понимать совокупность федеральных, региональных и местных (муниципальных) органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой публичной власти.