Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии

В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодей­ствовать с государственным аппаратом.

Термин «партия» в переводе с латинского означает «част? », ♦ группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Одна­ко собственно политические партии появились в процессе станов­ления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

Политическая партия — это наиболее активная и организован­ная часть социальной группы или класса, выражающая их интере­сы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полити­ческую власть.

Согласно проекту закона о политических партиях 1996 г., по­литические партии есть общественные объединения, целью кото-


Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru




Глава 6. Государство и право в политической системе общества

§ 4. Государство и политические партии




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru рых является «участие в политической жизни общества, в орга­низации и осуществлении государственной власти посредством влияния на формирование воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления».

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общест­ва. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социаль­ными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе общест­ва. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ори­ентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководст­во государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным вы­разителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объеди­ненных идеологически и организационно, имеющих целью завое­вать, удерживать и использовать государственную власть для реа­лизации своих основных интересов. Функции политических партий: ^ выявление, формулирование и удовлетворение интересов

больших социальных групп;

Ъ активизация и интеграция определенной части людей; ■if борьба за политическую власть и за ее использование, опре­деление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, рево­люционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

• подготовка и проведение избирательных кампаний по фор­
мированию высших и местных органов власти, выдвижение
в них своих сторонников, организация контроля за их дея­
тельностью;

• разработка партийной идеологии, создание и реализация по­
литической программы развития общества, пропаганда и
формирование общественного мнения;

• политическое воспитание общества в целом или его части;

,-|* подготовка и выдвижение кадров для партии, государствен­ного аппарата и различных общественных организаций, фор­мирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппара­та, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Политические партии призваны выражать интересы различ­ных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естест­венно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифи­цировать по следующим критериям:

1) в зависимости от социальной направленности программы и
деятельности — на социал-демократические, либерально-демо­
кратические, коммунистические, классовые, националистичес­
кие, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патрио­
тические и т.п.;

2) в зависимости от идейных оснований их деятельности — на
доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей
идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую
целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся
вокруг конкретного политического лидера);

3) в зависимости от методов выполнения программы — на рево­
люционные (стремящиеся к радикальному качественному преоб­
разованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучше­
нию общественной жизни без принципиальных структурных из­
менений);

4) в зависимости от характера политических действий — на
консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстре­
мистские;

5) в зависимости от представительства в высших органах госу­
дарственной власти и отношения к официальной политике — на
правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут раз­
деляться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые.

В зависимости от положения политических партий в полити­ческой системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с дру­гом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния пар­тий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.



Глава 6. Государство и право в политической системе общества

§ 5. Государство и общественно-политические движения




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Природа и особенности партийной системы той или иной стра­ны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, исто­рическими традициями, национальным составом, религиозной си­туацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.

Важным вопросом в характеристике партийных систем являет­ся их типология, которая может проводиться по следующим осно­ваниям:

*\ Ч 1) в зависимости от характера политического режима можно \V\ выделить демократические, авторитарные и тоталитарные пар-Д, ™йные системы;

Ь" N 2) в зависимости от числа партий, борющихся за власть или

Л* влияющих на нее, — однопартийные (в которых обеспечивается

J исключительное право одной партии на фактическое осуществле-

** ние политической власти в обществе), двухпартийные (в которых

\J обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на вы-

N борах большинство мест в законодательном органе или назначе-

lk ние ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и

Vi многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не

т способна завоевать поддержку абсолютного большинства избира-

\ телей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалици-

t онными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких

партий);

3) в зависимости от соотношения партий с различным полити­ческим статусом — мажоритарные, доминирующие и коалици­онные;

У 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и меж­партийных отношений — стабильные и переходные; У 5) в зависимости от характера межпартийных отношений — I конкурентные и неконкурентные.

^*"" Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирова­ния политических партий и партийных систем. В связи с усложне­нием форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенден­ция их более детальной юридической регламентации.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государ­ственно-политической жизни, то сейчас регулирование их дея­тельности — самостоятельный правовой институт. Обычно в зако­нодательстве современных государств отражаются следующие мо­менты: понятие политической партии; определение места и роли в

политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к ор­ганизационному строению и порядку деятельности партий; фи­нансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публич­ной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправле­ния и т.д.

Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государст­вах особого «партийного права» («права партий»).

§ 5. Государство и общественно-политические движения

Общественно-политическое движение — это наиболее актив­ная часть общества, призванная выражать интересы определен­ных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение вклю­чаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выра­женных политических интересов.

Общественно-политические движения отличаются от полити­ческих партий тем, что:

• социальная база движений более широкая, аморфная, пе­
страя (к одному и тому же движению могут принадлежать
представители различных социальных, идеологических, на­
циональных, конфессиональных и других групп);

• общественно-политические движения, как правило, придер­
живаются только одной политической концепции и добива­
ются решения одной крупной политической проблемы,
имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достиг­
нув этой цели, движение прекращает свое существование);

• общественно-политические движения не столь долговремен-
ны, как партии;

• общественно-политические движения, не стремясь к власти,
пытаются воздействовать на нее, «повернуть» к решению
своих проблем (при борьбе за власть общественно-политичес­
кое движение трансформируется в политическую партию);

шц



Глава 6. Государство и право в политической системе общества

§ 6. Государство и группы давления




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru центром политической активности в общественно-полити­
ческом движении выступает его ядро (авангард) — инициа­
тивные группы, клубы, союзы и т.д.;

• в общественно-политическом движении отсутствуют фор­
мальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоян­
ное членство и соответствующие документы (программа,
устав и пр.).

Общественно-политические движения можно подразделить на следующие виды:

1) в зависимости от сферы деятельности — на социально-поли­
тические, этно-политические, конфессиональные, экономичес­
кие, экологические, антивоенные, научные и т.д.;

2) в зависимости от целей — на революционные и контрреволю­
ционные, реформаторские и консервативные, национал-демокра­
тические и общедемократические;

3) в зависимости от числа участников — на массовые либо эли­
тарные;

4) в зависимости от места в политическом спектре — на левые,
центристские и правые;

5) в зависимости от масштаба деятельности — на местные, ре­
гиональные, общегосударственные, межгосударственные и т.п.;

6) в зависимости от социального состава — на профессиональ­
ные, возрастные и др.;

7) в зависимости от характера возникновения — на сознательно
организуемые и стихийные;

8) в зависимости от способа организации — на фронты, ассоциа­
ции, объединения и т.п.;

9) в зависимости от методов действий — на насильственные и
ненасильственные и пр.

§ 6. Государствои группы давления

Группа давления — это общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помо­щью целенаправленного воздействия на структуры политичес­кой власти.

Понятие «группа давления» раскрывает динамику превраще­ния социально-групповых интересов, возникающих в граждан­ском обществе, в политический фактор. Группы давления — фор­мальные объединения граждан с четко выраженной организаци­онной структурой, устоявшимися функциями и профессиональ­ным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).

В связи с относительно жесткой организационной структурой группы давления могут оказывать серьезное воздействие на поли­тическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит вли­яние политических партий. Известны случаи, когда могуществен­ные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство считаться с их требованиями. С этой целью они при­меняли различные формы и методы политического давления: про­пагандистские кампании в средствах массовой информации, забас­товки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичными способами воздействия групп давления на государ­ственные органы являются:

• выдвижение своих членов в состав представительных и ис­
полнительных органов власти, а также в качестве функцио­
неров управленческого аппарата;

• участие членов группы в работе парламентских комиссий и
подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

• поддержание личных контактов с членами парламента, пра­
вительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности групп давления во многом зави­сит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, инфор­мация, квалификация и опыт, культурное влияние, националь­ные и религиозные связи и др.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоева­ние власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и дру­гие общественные объединения представляют собой разновид­ность групп давления. Группами давления можно считать и тради­ционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например, масоны).

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, служит своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плю­рализм, с другой стороны, создает условия для сращивания наибо­лее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в полити­ческой системе общества.

Особыми группами давления называют лоббистов. Собственно лоббизм — это форма влияния групп давления на управленческие



Глава 6. Государство и право в политической системе общества

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru решения в процессе право-творчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббистская деятельность характеризуется следующими об- | стоятельствами. Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с поли- | тической властью. Можно даже вывести такую закономерностью: ^ лоббизма больше, как правило, там, где больше находится реаль­ной власти. Лоббизм — своего рода признак власти, ее специфичес­кая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номи­нальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объ­ектами воздействия лоббистов.

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных I организаций, наций, конфессий и т.п.).

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовы- | ми корпорациями, коммерческими организациями, политически­ми партиями, общественными объединениями (блоками), гражда- | нами и государственными структурами (законодательными и ис­полнительными органами власти).

В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания ин- | тересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.

В-пятых, лоббизм предоставляет отдельным гражданам и груп­пам граждан возможность косвенно участвовать в создании и под­готовке правовых и политических решений и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представите- | лей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные | интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребо­ванными.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) большое многообра­зие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что харак- ] терно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очеред-

ности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воз­действовать на поведение государства с целью переориентации по­литики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.

§ 7. Понятие и основные черты политического плюрализма

Слово «плюрализм» означает «множественность», «разно­мыслие».

Политический плюрализм — это принцип, содействующий су­ществованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной влас­ти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляет­ся не только в общественном сознании, но и в политической прак­тике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Во многом он обусловлен разнообразием форм собственности, многообразием самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в произ­водстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятель­ности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по от­ношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, кон­куренцией идей, предполагает легальную борьбу политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возмож­ность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппози­цию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает:

• многообразие политических идей и организационных форм;

• отрицание моноцентризма;

7-549



Глава 6. Государство и право в политической системе общества

Рекомендуемая литература




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru свободу объединения людей в партии и иные законные орга-|
низации;

• уважительное отношение к противоположным взглядам,)
инакомыслию;

• наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную дея-3
тельность;

• ограничение центральной власти, разделение властей;

• возможность смены политических структур у власти и т.п.
В ст. 13 и 14 Конституции РФ закреплены следующие харак­
терные черты политического плюрализма:

• идеологическое многообразие;

• запрет на установление какой-либо идеологии в качестве го­
сударственной или обязательной;

• светский характер государства (в связи с чем никакая рели­
гия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной);

• признание политического многообразия и многопартий­
ности;

• равенство всех общественных объединений перед законом.

Политическим плюрализмом называется такое состояние в об­ществе и государстве, когда никакая идеология не получает юри­дически статуса официальной, государственной, для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут со­здаваться партии и иные общественные объединения, и все они действуют на основе (т.е. в рамках, с соблюдением) закона и равны перед ним. Под идеологией в данном случае понимается совокуп­ность взглядов на общество, государство, их соотношение и пер­спективы развития. Идеологические постулаты разнообразны, но основные из них касаются экономического строя, форм собствен­ности и методов хозяйствования; государства, его назначения, функций, форм осуществления власти и ее распределения между соответствующими органами; положения человека в обществе и государстве; политических и социальных отношений с участием граждан, их объединений, государственных учреждений по пово­ду собственности, труда и власти; политического режима как ре­альной организации жизни в обществе, властвования, отношений между людьми и официальными учреждениями. Очевидно, что в принципе никакое государство не может жить без идеологии. Ут­верждать иное — значит вводить людей в заблуждение. Чтобы раз­виваться, надо формировать концепцию развития. А это и есть — хотим мы признать или нет — выбор определенных идеологичес­ких установок (С.А. Авакьян).

Любое государство официальную идеологию воплощает в кон­ституции, законах, подзаконных актах, т.е. придает ей характер общеобязательной юридической установки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое политическая система общества и какова ее структура?

2. Назовите функции политической системы общества.

3. Каково место государства в политической системе общества?

4. Какова роль права в политической системе общества?

5. Что такое политическая партия и каковы основные разновидности полити­
ческих партий?

6. Чем отличается политическая партия от общественно-политического дви­
жения?

7. Что такое политический плюрализм?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С А. Политический плюрализм и общественные объединения в Россий­ской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Венгеров А.В. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 5.

Демидов AM., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998. С. 65— 67.

Демидов А.И., Федосеев АА. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.

Комаров С А. Личность в политической системе российского общества (полити­ко-правовое исследование). Саранск, 1995.

Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 8.

Лазарев В.В., ЛипенъСВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 6.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 10.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 80—82.

Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Маль­ко. М., 1999.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 23.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 13.

Теория политики (общие вопросы) / Под ред. И.Н. Коновалова и А.В. Малько. Саратов, 1994.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общест­ва: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.



Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru


§ 1. Понятие, признаки и сущность права




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru ГЛАВА 7

ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

§ 1. Понятие, признаки и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по-| нятийное выражение.

Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле! (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь! идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз-| можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения! и т.п.).

Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическоь смысле как юридический инструмент, связанный с государством.) Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общео­бязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых го-,-сударством и направленных на урегулирование общественных от­ношений.

Признаки права: -| • волевой характер (право есть проявление воли и сознания! людей, но не любой воли, а прежде всего государственно вы-1 раженной воли классов, социальных групп, элит, большин­ства общества);

О • общеобязательность (в этом проявляется суверенитет госу­дарства, означающий, что выше власти, чем власть государ­ства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

^ • нормативность (означает, что право прежде всего состоит из] норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много- ] численные общественные отношения);

If • связь с государством (означает, что право принимается, при­меняется и обеспечивается государственной властью); £ • формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязатель­но должно быть объективировано, воплощено во вне. Так,

древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выби­ты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в цент­ре Вавилона);

fa • системность (означает, что право не механическая совокуп­ность юридических норм, а внутренне согласованный, непро­тиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль). При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас-

пекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная

сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­
тельная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и совре­менное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержа­тельная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

Можно выделить следующие подходы к сущности права: ^классовый, в рамках которого право определяется как систе­ма гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю эконо­мически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным обра­зом интересов господствующего класса);

• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, эконо­мической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам-"Тсах которых соответственно религиозные, национальные и расо­вые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.- Поэтому в сущ­ности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.



Глава 7. Право: понятие, сущность, принципы, функции

§ 4. Основные теории правопонимания




Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru § 2. Право в объективном и субъективном смысле

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) ■— это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежи"- ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. •

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренит­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесо­циальных либо иных интересах. Оно служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством органи­зации его разносторонней управленческой и иной деятельности, выполнения его задач и функций;

,/ 3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора в виде кри­терия правомерного и неправомерного поведения;

,4) в отличие от других социальных норм специфика регулятив­ной роли права связана с предоставительно -обязывающим содер­жанием большинства составляющих его норм (см. гл. 11).

Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Регулятор общественных отношений (формальная сторона сущности права)

Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Чьи интересы

преимещественно выражает (содержательная сторона сущности права)

Интересы определенной религии (религиозный подход)
Интересы определенной расы (расовый подход)

Интересы господствующего класса (классовый подход)

Интересы определенной нации (национа­листический подход)

Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Общечеловеческие интересы (общесоциальный подход)



Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru Государство и политические партии. В политической системе общества важную роль играют партии - student2.ru § 3. Право как государственный регулятор общественных отношений

Наиболее существенным признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с государ­ством. Это выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного при­нуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения спо­ров, наказания виновных и т.п.;

§ 4. Основные теории правопонимания

Наши рекомендации