Признаки и виды функций государства
Функции государства имеют следующие признаки.
Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.
Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.
Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.
Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.
Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.
Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:
§ по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
§ по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
§ по продолжительности действия: постоянные и временные;
§ по степени общности: основные и неосновные.
Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.
Классификация функций
Функции государства классифицируются по различным критериям:
Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:
§ охранительные;
§ регулятивные.
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);
Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.
Вопрос 7.
Государственный аппарат (механизм государства) — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует иная точка зрения, согласно которой:
государственный аппарат - это система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями,
механизм государства - это не только органы, но и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Структура механизма государства Править
- государственные органы,
- государственные организации,
- государственные предприятия.
Вопрос 6.
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
Вопрос 7.
Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства, выражаемый в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства. Существенно то, что данное понятие раскрывает особенности территориального деления страны и взаимоотношения центральной и региональной власти.
Государственное устройство может быть простым и сложным. В этой связи по форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
1. Унитарное государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включет иных государственных образований.
Признаки унитарного государства:
- единство и однородность территории;
- отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (например, республик);
- деление страны исключительно по административно-территориальному признаку;
- административно-территориальные части государства имеют равный правовой статус;
- одна общегосударственная конституция, единое законодательство;
- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
- парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
- единое гражданство;
- единая денежная система;
- общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.
Унитарными в большинстве случаев являются, как правило, небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. В настоящее время унитарные государства – Англия, Франция, Италия, Япония, Египет, Финляндия и др.
Разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых имеются автономные образования. Это – Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика), Узбекистан (Каракаллакская автономная республика) и др.
2. Федеративное государство– это сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации. Например, в составе США 50 штатов, ФРГ – 16 земель, Швейцарии 23 кантона, Российской Федерации – 21 республика и иные субъекты.
Признаки федеративного государства:
- территории федерации составляют территории ее субъектов;
- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
- система государственных органов – двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;
- государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;
- двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов;
- двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: - нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в РФ – Государственная Дума Федерального Собрания России), верхняя – интересы субъектов (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России);
- две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);
- двухканальная система налогов, включающая наряду с общефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;
- возможность установления «двойного гражданства», например, гражданства определенной республики и гражданства федерации;
- наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.
Виды федерации.Различаются территориальные, национальные, национально-территориальные.
В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку (например, США, Германия, Мексика). Это делается в целях удобства управления, как правило, в больших по территории государствах.
Национально-территориальные федерации отличаются тем, что в основу их формирования положен и национальный, и территориальный принципы. Примером национально-территориальной федерации является Российская Федерация. Как видно, ее субъекты сформированы и по национальному принципу (республики, входящие в состав РФ) и по территориальному принципу (края, области и др.).
В национальных федерациях (например, Индия) субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве исторических примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 г.).
Выделяют также симметричные и ассиметричные федерации в зависимости от особенностей правового статуса ее субъектов. В симметричных федерациях все субъекты в отношении с федеральной властью юридически равноправны (США, Австралия, Бразилия, Мексика), в ассиметричных федерациях статус субъектов различен (Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация)
В зависимости от принципов установления взаимоотношений федеральной и региональной властей, различают федерации конституционные (основы взаимоотношений определены единой конституцией страны) и конституционно-договорные (принципы отношений отражены также в двусторонних договорах федеральной власти с отдельными субъектами федерации). Первый вариант взаимоотношений действует, в частности, в США, ФРГ, во-вторых – в Российской Федерации.
Вопрос 8.
Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Государственная власть:
-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);
-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;
-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);
-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);
-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства );
-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);
-издает нормативно-правовые акты.
Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»).Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом, а государство - способ (форма) организации общества. Государственная власть -это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный народ (социальная основа государства),государственная территория (материальная основа государства).Государство - это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.
Вопрос 9.
Демократический режим.
Термин «демократия» так часто употребляется, что от этого утрачивает чётко очерченное и твёрдое содержание. Как отмечают отечественные политологи, понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической науки.
Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово «демократия» переводится с греческого как «власть народа».
Местом рождения демократии является город-государство Афины, 5 в. до н.э. Центральным политическим институтом было Собрание, открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались).
Но древнегреческие мыслители называли демократию худшей формой правления, т.к. был очень низкий уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать «народовластием». Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода.
Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время, в 17-18 вв. в странах Западной Европы и США. Появился новый характер отношений между властью и подданными, появились институты гражданского общества, требования социального равенства индивидов.
Демократический политический режим - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок.
Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония.
Основные принципы демократического режима:
1. Признание народа источником власти в государстве.
Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов.
2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.
Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.
Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь).
4. Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.
5. Политическое равенство всех граждан.
Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен иметь политического преимущества.
6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
7. Разделение властей.
8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность.
9. Свобода слова.
10. Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении.
Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных.
Вопрос 10.
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.
Подходы к типологии государств:
1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
2) цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
1) современных и древних;
2) западных, восточных, православных и др.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.
Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.
Вопрос 11.
Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличиетрех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).
С точки зрениянормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.
Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.
С позицийнравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.
Надо заметить, что каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О.Э. Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права».
Проф. В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.
Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое объединяют под названием «философия права») относитсяконцепция естественного права.
Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемаяпозитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется с писаным законом.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах», представляется «право в жизни», то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к «социологии права» (или«социологической юриспруденции»), и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п.
Проф. В.А. Туманов замечает, что в настоящее время можно говорить об известной интеграции этих направлений: их сближает общее признание основных принципов правовой государственности. Хотя в прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер противоборства. Так, позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного права - важнейшего понятия философии права.
Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания:юридическим (от «ius» - право) илегистским (от «lex» -закон). При этом он подчеркивает, что для легистского подхода вопроса «что такое право?» практически не существует: право для него - это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право. То есть легистским Нерсесянц называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный закон.
Юридический тип правопонимания охватывает различные прежние и современные философско-правовые концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция -лишь частный случай (исторически наиболее распространенный, но не единственный) юридического типа правопонимания, подобно тому, с его точки зрения, как различение естественного права и позитивного права - тоже лишь одна из многих возможных версий различения права и закона.
Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:
а)закон (официальные формы выражения права)может быть неправовым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа - «естественное право», от принципов которого закон может отклоняться. То, что называют «естественным правом», правом в собственном смысле не является, но позволяет определить, правовую или неправовую природу имеет тот или иной закон;
б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения — «закона» (официальных форм выражения права), поэтому правом может считаться только единство правового содержания (правил, соответствующих природе права) и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами,право есть правовой закон;
в)между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредующцх звеньев в виде различных правовых и неправовых (в частности, психологических) механизмов, что и дает социологической юриспруденции основание различать «право в книгах» и «право в жизни».
Вопрос 12.
Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
Существует несколько свойств принципов права:
1. наличие основополагающего характера;
2. отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
3. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
4. системность;
5. устойчивость;
6. фиксирование в законодательстве;
7. отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
8. наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Существует несколько видов принципов права:
1. общие (общеправовые) принципы;
2. отраслевые принципы;
3. межотраслевые принципы.
Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
· на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
· принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
· принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
· принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
· принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
· принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:
1. принцип гласности;
2. принцип состязательности;
3. принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.
Вопрос 13.
Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.
Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.
Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.
В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.