Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Конституционное право» обеспечивает формирование у бакалавров следующих
а) общекультурных компетенций:
- способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);
б) общепрофессиональных компетенций:
- способности соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
- способности работать на благо общества и государства (ОПК-2);
- способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
- способности сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
в) профессиональных компетенций:
- способности разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
- способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способности толковать нормативные правовые акты (ПК-15).
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
знать:
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основы построения гражданского общества;
- общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
- специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
- источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
- значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
- значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
- основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
- федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
уметь:
- обобщать полученные знания в области конституционного права;
- правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
- правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
- анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
- анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
владеть:
- основными базовыми принципами анализа государственно-правовых аспектов, основными подходами к их оценке и разрешению на основе достаточного уровня профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии;
- навыками анализа федеральных нормативно-правовых актов, а также юридически грамотного изложения положений, содержащихся в нормативно-правовых актах;
- навыками принятия правовых решений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- навыками применения процедурных норм конституционного права, необходимых для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный курс «Конституционное право» состоит из лекционных, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического освоения научных основ, ключевых вопросов дисциплины. Практические занятия являются аудиторными и направлены на приобретение навыков анализа и решения наиболее часто встречающихся проблем в сфере конституционного права.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, 8 зач. ед., из них аудиторных: 144 часа – очная форма обучения; 34 часа – заочная форма обучения.
Календарно-тематический план (очная форма обучения)
№ п/п | Наименование тем | Неделя семестра | Количество часов по учебному плану | Форма текущего контроля/ Форма промежут. аттестации | ||||||||
Макс. нагрузка студентов (час) | Аудиторная нагрузка | Контрольные работы | Контроль самост. работы | Курсовые работы | Самостоятел. работа | |||||||
Всего (в т.ч. в интерактивной форме) | В том числе | |||||||||||
Лекции (в т.ч. в интерактивной форме) | Практ. занятия, семинары (в т.ч. в интерактивной форме) | Лабораторная работа | ||||||||||
2 семестр | Контр.работа | |||||||||||
Часть 1. Основы конституционного права России | ||||||||||||
1. | Тема 1. Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука | (2) | (2) | - | - | - | - | - | опрос, составление схем, презентация | |||
2. | Тема 2. Конституционное развитие России | (2) | (2) | - | - | - | - | - | опрос, решение практических задач | |||
3. | Тема 3. Основы учения о Конституции и современная теория конститу-ционализма | (2) | (2) | - | - | - | - | - | лекция-диалог, опрос, «мозговой штурм» | |||
4. | Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации | (4) | (2) | (2) | - | - | - | - | - | проблемная лекция, опрос, презентация | ||
5. | Тема 5. Конституционные основы правового статуса личности | (4) | (2) | (2) | - | - | - | - | - | лекция-презентация, опрос, решение практических задач | ||
6. | Тема 6. Содержательные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации | (2) | (2) | - | - | - | - | - | опрос, групповая дискуссия, решение практических задач | |||
7. | Тема 7. Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации | - | - | - | - | - | опрос, «панельная дискуссия» | |||||
8. | (16) | (6) | 36 (10) | - | - | - | - | - | Зачет | |||
9. | Семестр 3 | |||||||||||
10. | Часть 2. Конституционные основы организации публичной власти в Российской Федерации | |||||||||||
11. | Тема 1. Избирательная система Российской Федерации | (2) | (2) | - | - | - | лекция-презентация, опрос, составление схем | |||||
12. | Тема 2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации | (2) | (2) | - | - | - | опрос, составление алгоритма, решение практических задач | |||||
13. | Тема 3. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации | (4) | (2) | (2) | - | - | - | лекция-диалог, опрос, групповая дискуссия, решение практических задач | ||||
14. | Тема 4. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации | (2) | (2) | - | - | - | опрос, решение практических задач, групповая дискуссия | |||||
15. | Тема 5. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | - | - | - | опрос, позитивное комментирование ответов студентов | |||||||
16. | Тема 6. Обеспечение конституционной законности | (2) | (2) | - | - | - | опрос, решение практических задач, «панельная дискуссия» | |||||
17. | Тема 7. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации | - | - | - | опрос, составление алгоритма, позитивное комментирование ответов студентов | |||||||
18. | Тема 8. Система органов государственной власти Республики Коми | (2) | - | (2) | опрос, презентация, групповая дискуссия | |||||||
19. | Тема 9. Конституционные основы местного самоуправления в России | - | - | - | опрос, позитивное комментирование ответов студентов | |||||||
(14) | (4) | (10) | - | - | - | Экзамен | ||||||
ИТОГО: | (30) | (10) | (20) | - | - | - |
Календарно-тематический план (заочная форма обучения)