История как процесс развития природы и общества
Слово «история» заимствовано из древнегреческого языка и вошло в большинство современных языков. первоначальное значение этого термина: рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что исследовано.
Современное значение:
- процесс развития природы и общества;
- комплекс социально-гуманитарных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его многообразии;
- ход развития чего-либо;
- прошлое, сохраняющееся в памяти людей (устная история);
- рассказ;
- происшествие.
Типология исторических наук:
- всемирная (всеобщая) история;
- история отдельных континентов, стран и народов.
Классификация по хронологии:
- история первобытного общества;
- история древнего мира;
- история средних веков;
- новая и новейшая история.
Классификация по сферам общественной и духовной жизни:
- священная история;
- гражданская история;
- политическая история;
- социальная история;
- история общественной мысли и т. д.
Значение исторических знаний. Приведем ряд высказываний выдающихся историков разных эпох.
М. Цицерон: «История – это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего».
Н.М. Карамзин: «История… есть священная книга народов, главная и необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение и изъяснение настоящего и пример будущего…».
В.О. Ключевский: «…Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться».
«Великорус – историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства».
Н.А. Бердяев: «Если бы для индивидуального человека не существовало путей приобщения к опыту истории, то как жалок, пуст и смертен по всему своему содержанию был бы человек!».
Исторический процесс.
Термин «процесс» означает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний, стадий развития. Бывают разные процессы: производственный, судебный, учебный, химический и др.
Для данной темы важно понятие «исторический процесс». Это последовательная смена экономических, политических, демографических, этнических, духовных явлений, событий, это – жизнь человеческого общества, государств и их регионов, поселений, отдельных семей и людей.
Как всякий процесс, он может иметь начало, этапы развития и конец. Конкретно воссоздать процесс возникновения человека на Земле нельзя. Можно лишь предполагать на основании косвенных признаков какие-то элементы этого процесса. Как известно, имеется несколько версий появления человека:
А) человек – божественное творение;
Б) к появлению человека на Земле причастны инопланетяне (космическая версия);
В) человека создала природа в процессе эволюции (естественнонаучная версия).
В процессе эволюции (150 – 40 тысяч лет) человек менялся.
Исторический процесс – итоговая слагаемая векторов действия общественных сил, государственных органов, людей во всех сферах жизни (экономической, политической, духовной, личной и т. д.).
Развитие общества носит естественноисторический характер. Как и в природе, в нем действуют слепые силы, оно изменяется, совершенствуется, переходит из одного качественного состояния в другое независимо от желания людей, наделенных сознанием и поступающих сознательно (а порой и не по своей воле, а под давлением обстоятельств), а также бессознательно, инстинктивно. Парадокс: исторический процесс объективен, но он есть результат деятельности людей, субъектов, личностей.
Взгляды на историю и исторический процесс менялись по мере развития человеческого общества. В древности форма восприятия исторического процесса была мифологической (впрочем, в генах современного человека эта склонность сохраняется). Господствовали фантастические представления людей об окружающем мире, природе, человеке. Не сразу было осмыслено и понятие «время».
В средние века (Европа) имело место господство теологии и теократии, которые осмысливали исторический процесс как единую универсальную схему от сотворения мира и человека, явления Христа до страшного суда. В основе понимания исторического процесса лежало божественное провидение (провиденциализм).
В период перехода от средневековья к Новому времени рождается рационалистическая концепция. Мыслители Возрождения освободили науку от религиозных догм, додумались, что источником развития является не провидение, а внутренние причины. Известный отрезок истории делился на три периода:
А) античный период;
Б) средние века;
В) Новое время.
В эпоху Просвещения торжествовали идеи свободы и прав человека, правового государства, разделения властей. В середине XIX века мир представлялся ученым последовательной сменой эпох:
А) естественное состояние древнего человека;
Б) дикое состояние;
В) цивилизация.
В начале XIX века появились теории локальных культур и цивилизаций. Рассмотрим некоторые теории, раскрывающие сущность исторического процесса.
А) Теория исторического круговорота (Д. Вико):
- Век Богов;
- Век Героев;
- Век Людей.
Б) теория Ж. Кондорсе, выделившего десять эпох в развитии общества:
1. Первобытное состояние.
2. Переход от пастушества к земледелию.
3. Разделение труда.
4. Древняя Греция.
5. Древний Рим.
6 – 7. Средневековье.
8. Эпоха книгопечатания и развития наук.
9. Идея равенства людей.
10. Буржуазный способ производства.
В) Марксистский подход к пониманию исторического процесса (формационный подход).
В его основе лежит способ производства, экономические отношения, в которые органически включаются и другие социальные отношения.
Марксизм выделяет:
А) первобытнообщинный строй;
Б) рабовладельческий строй;
В) феодальный;
Г) капиталистический;
Г) коммунистический.
От бесклассового общества через классово-антагонистические формации общество движется к бесклассовому. Смена происходит последовательно, по мере накопления производительных сил – скачками, как без революций, так и с революциями. Таким образом, у всех народов один исходный пункт и один и тот же конечный. Эти формации у разных народов могут проходить разновременно. На основе общественно-экономических формаций была установлена периодизация исторического процесса, при этом каждая формация составляет историческую эпоху. Марксистская теория признает неизбежность ухода со сцены капитализма, что очень не нравилось представителям имущих классов и их идеологам в XIX – XX веках и не нравится им ныне. Исключение – «легальные» марксисты в России. Можно было говорить о революционной роли буржуазии в свержении феодального строя. Современный антикоммунизм ведет идеологическую борьбу с коммунизмом.
Г) Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса.
Следует иметь в виду, что термин «цивилизация» имеет несколько значений:
А) синоним слова «культура»;
Б) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;
В) ступень общественного развития, следующая за варварством.
В XIX веке термин «цивилизация» употребляли для характеристики капитализма. Российский историк Н.Я Данилевский считал, что нет всемирной истории, а есть история цивилизаций-культур, замкнутых, индивидуальных.
По мысли О. Шпенглера, цивилизация – заключительная стадия развития любой культуры.
Выделяют три типа цивилизаций:
А) цивилизации непрогрессивных форм существования;
Б) цивилизации циклического развития;
В) цивилизации прогрессивного развития.
Существует также западная концепция единой цивилизации.
Следует признать, что признаков общего в современных цивилизациях немало:
А) общепланетарные системы информации;
Б) международное разделение труда;
В) попытки совместного решения глобальных проблем современности;
Г) деятельность международных организаций.
Таким образом, сформулированы несколько концепций исторического процесса: линейный, спиралевидный, цикличный, маятниковый, маятниково-спиралевидный и др.
История как наука.
История как наука зародилась в античную эпоху. Крупнейшими историками той эпохи были Геродот, Тацит, Полибий, Тит Ливий. В последующие эпохи крупнейшими исследователями были Э. Тайлор, Г. Морган и др. Отечественные классики исторической науки – Татищев, Ломоносов, Карамзин, Соловьев, Ключевский. В пушкинском наследии также есть исторические работы о Петре Первом и Пугачевском бунте. В советский период видными историками были М.Н. Покровский, Е.В. Тарле, Б.М. Рыбаков, К.В. Гусев и др. Историческая наука имеет обширный понятийный аппарат.
Законы и закономерности истории.
Законы у истории есть. Но проявляются они как законы больших чисел, с высокой вероятностью отклонений, причем и сами закономерности имеют исторический характер, меняются вместе с условиями своего проявления. Законы выражают результаты совокупной деятельности людей, которые не служат простыми винтиками колоссальной бездушной машины истории.