Контрольно-надзорные и правоохранительные органы

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в госучреждениях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющий их по специальному полномочию.

- Постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

- Лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

- Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Особое место в системе органов гос власти занимается глава государства (король, монарх, президент, эмир. Правовой статус Президента РФ закрепляются в Конституции.

26. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат».

Часто в юр.литературе понятия "механизм государства" и "госаппарат" употребляются как синонимы (Малько, Комаров). Но существует и другая точка зрения, что понятие "механизм государства" шире, чем понятие "госаппарат".

Механизм государства – это совокупность госорганов, должностных лиц и негосударственных учреждений и организаций осуществляющих функции государства.

Госаппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов государства наделенных властными полномочиями для реализации гос власти.

В механизм гос-ва входят государственные органы-парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, госкомитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.; государственные организации - вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.; государственные учреждения - библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.; государственные предприятия – не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; государственные служащие – чиновники (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); (помощники, консультанты, советники и др.); (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); (врачи в гослечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают з/п за счет госбюджета); организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности госаппарата, а также общественные организации, общественные объединения, политические партии, профсоюзные организации.

Госаппарат - это: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; правоохранительные органы, прокуратура, должностные лица.

27. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Гос орган – это относительно самостоятельное обособленное звено госаппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида гос деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающийся в процессе своей деятельности на материальную, организационную и принудительную силу гос-ва.

Признаки:

1. Осуществляет от имени государства его задачи и функ­ции посредством определенного вида деятельности в поручен­ной области и представляет государство в правовых отношениях.

2. Наделен властными полномочиями, чем и отличается от гос учреждений и предприятий.

3. Имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомо­чий). За рамки своей компетенции выходить не могут. Деятельность регламентируется зак-вом, а так же в отношении других гос органов.

4. Характеризуется определенной структурой, т. е. строе­нием по видам отдельных служб и численному составу (шта­там).

5. Имеет территориальный масштаб деятельности.

6. Образуется в порядке, установленном законами, и опре­деляет правовые связи личного состава.

7. Имеет расчетный счет.

Может издавать юр акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; при­менять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощре­ния для обеспечения требований этих актов; осуществлять над­зор за их реализацией.

Веления госоргана могут быть обязательны­ми либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного госоргана и распространяться на ту или иную область или отрасль эконо­мического, социально-культурного строительства.

Госорганы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятель­ности.

1. По виду юр. источника:

- первичные – устанавливаются в рамках Конст. ФКЗ,ФЗ, уставов субъектов РФ для выполнения задач и функций гос-ва;

- вторичные – учреждаются в нормах подзаконных НА, постановлений, распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента для обеспечения исполнения первичными гос органами своих полномочий.

2. По длительности действия:

-постоянные;

- временные – чрезвычайные, временные;

3. По действию в пространстве:

- Федеральные органы РФ;

- ОГВ субъектов РФ;

4. По числу гос служащих:

- единоличные – с одним гос служащим;

- коллегиальные – с двумя и более;

5. По принципу разделения властей:

- законодательные;

- исполнительные;

- судебные;

- правоохранительные;

- контрольно-надзорные – Счетная палата.

6. По способу образования:

- назначаемые – Правительство;

- избираемые – Президент, Федеральное собрание (Нижняя палата).

Представительным и законодательным органом РФ является постоянно действующее ФС — парламент, состоящий из двух палат: Совета Феде­рации и ГосДумы, которые заседают раздельно.

Президент РФ является главой госу­дарства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гра­жданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и гос целостности РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаи­модействие ОГВ. Он определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государ­ства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях и т. д.

Широта полномочий Президента ограничена Конституци­ей, а также его конституционной ответственностью — он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на ос­новании выдвинутого ГосДумой обвинения в го­с измене или совершении иного тяжкого преступ­ления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблю­дении установленного порядка выдвижения обвинения.

Исполнительнуювласть в РФ осуще­ствляет Правительство, состоящее из Председателя, замести­телей Председателя, федеральных министров.

В пределах ведения РФ, совместных полномочий федерации и ее субъектов федеральные ОИВ и ОИВ ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Центральными федеральны­ми органами госуправления являются: министер­ства, ведомства, гос комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы. Испол­нительная власть в субъектах федерации принадлежит раз­личным по названию органам: правительствам, областным или краевым администрациям, которые возглавляются соответст­вующими должностными лицами (губернаторами, главами ад­министраций, председателями правительства и т. д.).

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему России составляют: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответст­вующие суды субъектов федерации. В Конституции России предусмотрено, что Президент может в порядке, установлен­ном федеральным законом, назначать судей других федераль­ных судов.

В России сформировалась единая централизованная сис­тема органов прокуратуры с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генпрокурором по согласованию с субъектами РФ, иные прокуроры назначаются им самостоя­тельно.

28. Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов.

Форма государства— это способ организации политиче­ской власти, единство целостной системы, включающее в себя форму правления, форму госустройства и политический режим.

Форма государства — подразумевает под собой кто и как правит в обществе, как уст­роены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким обра­зом оно связано через различные территориальные и полити­ческие образования с государством в целом, как осуществляет­ся политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, кли­матические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Форма государства – организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.

Элементы формы государства:

форма правленияорганизация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция, степень участия населения в формировании этих органов - наглядно показывает кто и каким образом правит в государстве (характеризует порядок образования и организации высших ОГВ, их взаи­моотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические (ограниченные, абсолютные) и республиканские (парламентские, президентские, смешанные));

форма гос устройства –отражает террито­риальную структуру государства, соотношение между государ­ством в целом и его составными территориальными единицами; по форме гос устройства различают унитарные (простые), федеративные (сложные) и конфедеративные государства);

политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления госвласти, характеризующую политическую обстановку в стране, т.е. степень политической свободы в обществе и правовое положение в личности. Различают демократический, антидемокра­тические - тоталитарный и авторитарный режимы.

29. Форма правления: понятие и виды.

Форма правленияорганизация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция, степень участия населения в формировании этих органов - наглядно показывает кто и каким образом правит в государстве (характеризует порядок образования и организации высших ОГВ, их взаи­моотношения друг с другом и населением. Верховной гос. властью являются глава госу­дарства (монарх или президент), законодательный орган, пра­вительство.

В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на:

монархические (ограниченные (дуалистические, парламентские), абсолютные);

и республиканские (парламентские, президентские, смешанные).

Монархия(единовластие) — это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосре­доточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора, эмира и т. д.) и передается по наследству или династически.

30. Монархия, как форма правления: понятие, признаки и виды.

Монархия(единовластие) — это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосре­доточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора, эмира и т. д.) и передается по наследству или династически.

Признаки монархии:

- главой государства является монарх;

— высшая власть (власть монарха) передается по наследству или династически (кастильская, австрийская);

— осуществляется бессрочно (пожизненно);

— не зависит от воли избирателей;

- власть монарха может быть религиозной (теократической) - ОАЭ, Саудовская Аравия.

Монархии бывают Абсолютными (неограниченными), в которых отсутству­ют представительные учреждения народа и единственным но­сителем суверенитета государства является монарх. Абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, самодержавная Россия, Франция – династии Бурбонов. Из современных — Бруней, Бутан, Катар /Оман, Бахрейн, Саудовская Аравия – приняты Конституции и созданы Парламенты, но вся власть принадлежит монарху, а парламенты носят консультативный характер.

Ограничен­ными (конституционными), в которых наряду с монархом носи­телями суверенитета выступают другие высшие гос.органы (представительные), ограничивающие его власть). Власть ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции (Англия, Япония, Ис­пания, Швеция, Норвегия, Таиланд, Монако) – «Царствует, но не правит». Власть в таких государствах осуществляет Премьер-Министр. Власть осуществляется от имени монарха.

Ограниченные монархии подразделяются на:

Дуалистические – переходная форма правления от абсолютной к парламентской монархии (Кувейт, Иордания, Непал):

- монарх реальный глава государства;

- вместе с монархом существуют иные высшие государственные органы (парламент, правительство);

- некоторые члены правительства назначаются монархом;

- члены правительства назначаются монархом и оно несет ответственность лично перед монархом.

Парламентская монархия – власть монарха, ограниченная парламентом (Великобритания, Швеция, Испания, Норвегия, Дания, Бельгия, Япония, Нидерланды).

- наряду с монархом функционируют другие высшие органы гос власти (парламент, правительство);

- парламент избирается народом;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

- правительство несет ответственность перед парламентом;

- действует принцип разделения властей;

- властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение гос наград).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

31. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды.

Республика— это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. Должностные лица выборных органов несут политическую ответственность перед избирателями. Возникла, как форма правления в 18 веке и считалось любое госдуарство, строящее свою деятельность на основе права.

Признаки республики:

— выборность власти;

— выборность на определенный срок;

— зависимость от воли избирателей;

- осуществляется от имени народа;

- несет ответственность за свои решения.

Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парла­ментских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Бол­гария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентской республике Президент избирается неза­висимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непо­средственно народом (мандат от народа) и одновременно является главой государ­ства и правительства. Он сам назначает правительство и руко­водит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от ла­тинского — "запрет") на решения законодательного органа. Отсутствует должность Премьер-Министра.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парла­мент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы прави­тельства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государ­ства является президент, который избирается либо парламен­том, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе ОГВ он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничива­ются представительными функциями, которые мало чем отли­чаются от функций главы государства в конституционных мо­нархиях. Реальным же главой государства выступает руково­дитель правительства (Премьер-Министр).

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, по­лупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава госу­дарства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утвержде­ния ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В РФ республиканская форма правления смешанная, где главой государства является Президент, а законодательная власть осуществляется Парламентом. Гос. Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента в случае Государственной измены или совершения тяжкого преступления. Президент может распустить Государственную Думу, в случаях предусмотренных Конституцией.

32. Форма территориально-государственного устройства: общая характеристика.

Форма государственного устройства— это элемент фор­мы государства, характеризующий внутреннюю структуру го­сударства, способ его политического и территориального деле­ния, обусловливающий определенные взаимоотношения орга­нов всего государства с органами его составных частей.

ФГУ характеризует территориальное деление гос-ва, а так же порядок взаимоотношения административных единиц (Автономный округ, города, уезды, губернии) с центральной гос. властью. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах. Ключевым понятием является административно-территориальная единица.

Все государства по своему территориальном устройству делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное(простое) - единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом, их границы формальны. В нем существует единая система высших органов и единая система зак-ва (Польша, Венгрия, Болга­рия, Италии, Франция – департаменты, провинции, Португалия, Эстония, Латвия, Швеция, Норвегия, Китай - провинции).

Федеративное государство -сложное, союзное государство, административно-территориальные единицы ко­торого являются гос. образованиями и обладают самостоятельностью (суверенитет, герб, флаг, конституции, законодательство, власть субъекта).

В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным зак-вом существуют высшие органы и законодательство субъектов фе­дерации ( РФ, США, Мексика, Германия, Великобритания).

Конфедерация - это союз (объединение) самостоятельных государств, созданный для решения определенных задач (дипломатических, военных, политических, экономических и т.п.) на основе договора. Задачи могут носить временный или постоянный характер. В конфедерации государства сохраняют свой суверенитет, тогда как сама конфедерация государственного суверенитета не имеет (Россия и Беларусь, Босния и Герцоговина.

33. Унитарное (простое) государство: понятие, признаки, виды.

Унитарное(простое) - единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом, их границы формальны. В нем существует единая система высших органов и единая система зак-ва (Польша, Венгрия, Болга­рия, Италии, Франция – департаменты, провинции, Португалия, Эстония, Латвия, Швеция, Норвегия, Китай - провинции). Административно-территориальные единицы не обладают признаки государства (герб, флаг, законодательство), политической самостоятельностью (единая Конституция, налоговая политика).

Унитарные государства бывают централизован­ными — Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными —Ис­пания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользу­ются широкой автономией, самостоятельно решают передан­ные им в ведение центральными органами вопросы.

В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности.

Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Китай – Тибет, Гонконг; Испания – Область басков; Украина – Крымская автономная республика.

34. Федеративное государство: понятие, признаки и виды.

Федеративное государство -сложное, союзное государство, административно-территориальные единицы ко­торого являются гос. образованиями и обладают самостоятельностью (суверенитет, герб, флаг, конституции, законодательство, власть субъекта).

В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным зак-вом существуют высшие органы и законодательство субъектов фе­дерации.

Федерация (лат. foedus – союз) – союз нескольких гос образований, основанный на договоре. Германия, Индия, Мексика, Канада. Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной консти­туции, которая может быть изменена только с согласия субъек­тов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъ­ектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов.

Признаки федеративного государства:

1. У субъектов отсутствует право на сецессию (добровольный выход из состава федерации).

2. В федерациях существует двух уровневая система зак-ва и власти:

- общефедеральный уровень (законы и власть распределяют свое действие на всю территорию гос-ва);

- региональный уровень – законы не должны противоречить Конст. и зак-ву федерации. Субъекты могут создавать свои Конст. и имеют высшую законодательную, судебную власти (гимн, герб). Региональная власть распространяется только в пределах субъекта.

3.Границы субъектов могут объединяться только с их согласия;

4. Территория государства состоит из территории его субъектов.

5. Все субъекты Федерации ее равноправные члены;

6. Наличие двойного гражданства: гражданства федерации и соответствующего субъекта в составе Федерации (Абдулаев).

Различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации основываются на принципах, закрепленных в конституции федеративного государства; договорные - образуются в результате определенного согласия договаривающихся сторон (федерации и составляющих ее субъектов). И в том и в другом случае сохраняется целостность государства, а суверенитетом обладает только федерация в целом.

- национально-территориальные федерации;

- симметричные федерации – принцип равенства субъектов;

- ассиметричные федерации – не соблюдается принцип равенства субъектов;

- дуалистические федерации – основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США) и взаимной координации их деятельности.

Административно-территориальные единицы: область, республика, край – РФ; земля, город – ФРГ, Штаты – США, Индия, Мексика.

РФ состоит из 21 республики, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения83.

35. Конфедерация как переходная форма государственного устройства.

Конфедерация - это союз (объединение) самостоятельных государств, созданный для решения определенных задач (дипломатических, военных, политических, экономических и т.п.) на основе договора. Задачи могут носить временный или постоянный характер. В конфедерации государства сохраняют свой суверенитет, тогда как сама конфедерация государственного суверенитета не имеет.

Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и только координирующего свойства. Решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств - членов конфедерации. Отсутствует единая система права. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему ОГВ, собственную армию. Кроме того, они обладают правом выхода из союза. Материальная база за счет взносов членов.

- состоит из территорий ее субъектов (собственной территории нет);

- отношение регулируются договорами (кредитная, налоговая);

- единое членство в международных организациях.

Конфедерация пред­ставляет собой непрочное гос.образование и су­ществует сравнительно недолго: она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государ­ство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформиро­валась в федерацию. Была также Сербия и Черногория (2003-2006), Арабская Федерация (Ирак + Иордания) 1958.

Появилась новая форма ассоциированного гос.объединения, названная содружеством государств. Приме­ром является СНГ (Содружество Независимых Государств). Она еще более аморфна и неопределенна, чем конфедерация.

Кроме названных форм гос.устройства в ис­тории имели место и некоторые другие специфические фор­мы — империи, протектораты и прочее. Так, империями яв­ляются гос.образования, отличительные особен­ности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господ­ства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (напри­мер, Римская, Британская, Российская) существовали в раз­личные исторические эпохи. Протекторат — формальная опека слабого государства бо­лее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Велико­британия оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация.

Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

Союз РФ и республики Беларусь – конфедерация.

36. Политический режим: понятия и виды.

Политический режим - совокупность методов и приемов осуществления политической власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т.е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами власть управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам. Политический режим дает ответ и на вопросы о том, какова мера использования демократических, правовых методов в соотношении с методами давления или даже с неправовыми методами; каково отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан. В современных условиях особенно важно, с помощью каких приемов и методов государство стремится снять социальное напряжение, разрешить те или иные конфликты в обществе.

Основные формы политического режима – демократический и антидемократический: авторитарный и тоталитарный.

Структура политического режима:

- степень участия народа в механизмах формирования по­литической власти, а также сами способы такого формирова­ния;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с пра­вами государства;

- гарантированность прав и свобод личности;

- характеристика реальных механизмов осуществления вла­сти в обществе;

- степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение СМИ, степень гласно­сти в обществе и прозрачности гос.аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

- соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- характер правового регулирования (стимулирующий, ог­раничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

- характер политического лидерства;

- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

- доминирование определенных методов (убеждения, прину­ждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

- степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

- принципы взаимоотношения общества и власти;

- мера политического плюрализма, в том числе многопар­тийности;

Виды:

1. Демократический.

2. Антидемократический.

К демократическому относятся:

- рабовладельческая демократия (аристократия, демократия);

- феодальная демократия;

- буржуазная;

- социалистическая.

К антидемократическому относятся:

- тоталитарный;

- фашистский;

-автократический: коллективная автократия (аристократия, олигархия), единоличная автократия (деспотия, тирания, режим личной власти).

  Демократический Авторитарный Тоталитарный
Разделение властей Провозглашается и реализуется Провозглашены, но нарушаются Не провозглашены, нарушаются
СМИ Независимы Частично зависят, финансируются Полностью зависят от государства
Права и свободы Провозглашены и не нарушаются Провозглашены, но постоянно нарушаются Нарушаются
Выборы Независимы от государства, только финансируются Частично зависят, заранее известен результат Выборы формальны
Оппозиция Существует и действует Присутствует, но под контролем Отсутствует, т.к. уничтожается физически

37. Демократический политический режим: понятие и признаки.

Демократия(demos – народ, kratos – власть) - народовла­стие, власть народа – широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли нарола единственным источником государственной власти. Однако в полном понимании демократия не существует нигде. Ближе к ней подошли (Финляндия, Норвегия, Швеция).

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении гос.власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им предста­вительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интере­сов меньшинства;

3) существование гражданского общества с его развитой структурой;

4) реальное осуществление правового государства;

5) выборность и сменяемость центральных и местных ОГВ, их подотчетность избирателям;

6) легитимность гос.власти;

7) "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, ор­ганы безопасности и т. п.) находятся под демократическим кон­тролем общества, используются только по прямому назначе­нию, их деятельность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компро­мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан дей­ствует принцип "дозволено все, что не запрещено законом";

Наши рекомендации