Виды нормативно-правовых актов
Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В Конституции РФ определяется следующая иерархия нормативных правовых актов:
- Конституция РФ.
- Федеральный конституционный закон.
- Федеральный закон.
- Указ Президента Российской Федерации.
- Постановление Правительства Российской Федерации.
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
- И другие.
3.1 Законы РФ, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки здравоохранения
3.1.1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)
статья 4 определяет, что оборона и безопасность находятся в ведении РФ.
Статья № 87 определяет, что
- Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
- Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
- В случае агрессии против РФ и её угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение;
- Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
3.1.2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» за № 1 ФЗК
Целью введения военного положения является создание условий для отражения агрессии или предотвращения агрессии против РФ. Агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ.
Актами агрессии признаются:
- вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ;
- бомбардировка территории РФ или применение любого оружия против Российской Федерации;
- блокада портов или берегов РФ;
- нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
- действия иностранного государства (группы государств) позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против РФ;
- засылка иностранным государством вооруженных банд, наемников и т.п., которые осуществляют применения Вооруженной силы против РФ;
- актами агрессии могут быть признаны и другие действия несовместимым с Уставом ООН
При введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.
3.1.3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года М 3-ФКз «О чрезвычайном положении».
На основании этого закона на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных организаций (объединений).
Целью введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Эти обстоятельства следующие:
- попытки насильственного изменения конституционного строя, попытка захвата власти, террористические акты и т.п.;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других работ.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска ГО.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории
Организация обороны включает:
- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
- разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины РФ;
- правовое регулирование в области обороны;
- подготовку Вооруженных Сил РФ, других войск;
- создание запасов вооружения и военной техники;
- планирование перевода органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
- мобилизационную подготовку органов власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- планирование мероприятий по ГО;
- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
- развитие науки в интересах обороны;
- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
- другие мероприятия в области обороны.
3.1.5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N2 3l-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий, по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил РФ, и других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация может быть общей или частичной.
Принципы мобилизационной подготовки и мобилизации:
а) централизованное руководство,
б) заблаговременность,
в) плановость и контроль,
г) комплектность и взаимосогласованность.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
- нормативное правовое регулирование;
- научное и методическое обеспечение;
- соответствующая подготовка органов власти всех уровней;
- подготовка к переводу органов власти всех уровней на работу в условиях военного времени;
- подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, специальных формирований к мобилизации;
- проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
- разработка мобилизационных планов экономики РФ, экономики РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, мобилизационных планов ВС РФ других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
- подготовка экономики РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
- перевод экономики РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций на работу в условиях военного времени;
- оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
- создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
- подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в ВС РФ или использования их в интересах, экономики РФ;
- подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в ВС РФ;
- создание, накопление, сохранение запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
- создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение, военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
- подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
- создание запасных пунктов управления для органов власти всех уровней;
- подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
- организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
- подготовка граждан по военно-учетным специальностям для использования (привлечения) в период мобилизации и в военное время;
- бронирование на период мобилизации и на военное время граждан (запаса), работающих в органах власти разных уровней;
- проведение учений и тренировок по мобилизационным планам;
- повышение квалификации работников мобилизационных органов;
- международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки.
Данный федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления а также организации независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан РФ в этой области.
Так, Президент РФ:
- определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ;
- издает нормативные правовые акты (указы) в этой области;
- обеспечивает взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
- устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности РФ;
- подписывает международные договоры РФ о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
- объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
- устанавливает режим работы органов власти всех уровней, в период мобилизации и в военное время;
- устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
- предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам.
Совет Федерации:
- рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, исходя из федерального закона о федеральном бюджете принятого Государственной Думой
- рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы
- в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
Государственная Дума:
- устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;
- принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
Правительство РФ - руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в РФ:
- определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти и руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
- организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
- определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
- ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
- организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
- организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;
- при объявлении мобилизации осуществляет контроль по переводу ВС РФ, других войск, на организацию и состав военного время;
- при объявлении мобилизации организует перевод экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях) военного времени;
- при объявлении мобилизации организует перевод экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
- определяет порядок создания и использования мобилизационных запасов, государственного резерва, неснижаемых запасов продовольствия и нефтепродуктов;
Правительство РФ выполняет и другие функции.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти.
- организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
- руководство мобилизационной подготовкой организаций;
- создании мобилизационных органов;
- проведении совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов;
- заключение контрактов о выполнении мобилизационных заданий с организациями, которые находятся в сфере их ведения;
- при объявлении мобилизации принимают меры по переводу организаций на работу в условиях военного времени.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти:
- вносят в Правительство РФ предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
- в случае банкротства организаций, имеющих задания по мобилизационной подготовке, принимают меры по передаче этих заданий другим организациям;
- организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях которые находятся в сфере их ведения;
- организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления:
- организуют мобилизационную подготовку и мобилизацию;
- руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций;
- разрабатывают мобилизационные планы;
- проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики
субъектов РФ и экономики муниципальных образований;
- взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти для выполнения мобилизационных планов;
- заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, для обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов РФ и муниципальных образований;
- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
- в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания, передают эти задания другим организациям;
- оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.
Организации независимо от форм собственности обязаны:
- проводить мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности;
- создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих их функции;
- разрабатывать мобилизационные планы;
- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе;
- обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
- обеспечение поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
- предоставлять здания, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации;
- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях.
Граждане Российской Федерации обязаны:
- являться по вызову в военкоматы;
- выполнять требования, изложенные в мобилизационных предписаниях или повестках;
- предоставлять в целях обороны страны здания, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.
Для организации мобилизационной подготовки и мобилизации создаются мобилизационные органы или мобилизационные работники, которые подчиняются соответствующим руководителям.
Функции, права и обязанности мобилизационных органов (работников) определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утвержденных Правительством РФ.
Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и нормативными актами по вопросам секретного делопроизводства.
3.1.6. Федеральный закон от 29 декабря 1004 года М 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Государственный материальный резерв - особый федеральный запас материальных ценностей.
В состав ГМР входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.
Государственный материальный резерв предназначен для:
- обеспечения мобилизационных нужд РФ;
- обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;
- оказания гуманитарной помощи;
- оказания регулирующего воздействия на рынок.
- для стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и т.п.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва курируют федеральные органы исполнительной власти.
Государственный резерв не подлежит приватизации.
3.1.7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года Ng 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы;
- военное обучение
Граждане вправе добровольно поступать на военную службу (по контракту).
Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета
От призыва на военную службу освобождаются граждане:
- признанные не годными или ограниченно годными;
- прошедшие военную службу в РФ или в другом государстве;
проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют:
1. кандидаты или доктора наук;
2. являющиеся сыновьями (родными братьями):
а) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, или в период прохождения военных сборов;
б) граждан, умерших вследствие ранения, травмы, контузии либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения либо окончания военных сборов.
Не подлежат призыву:
а) отбывающие наказание, лишения свободы;
б) имеющие неснятую судимость;
в) в отношении которых ведется следствие или уголовное дело передано в суд.
3.2. Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки
3.2.1. от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности».
Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и заключается в проведении мероприятии, связанных с учетом, заблаговременной
подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам а также в обеспечении работы этих транспортных средств.
Под транспортными средствами понимаются: железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно - транспортные и другие машины и механизмы.
Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливаются Министерством обороны по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Ведение учета транспортных средств возлагается на военкоматы и на органы военного управления.
Военно-транспортная обязанность не распространяется на иностранные организации и иностранных граждан
Только Правительство РФ освобождает тех или иных владельцев от предоставления транспортных средств.
Для обеспечения мобилизационной готовности транспортных средств организации обязаны осуществлять:
- отбор транспортных средств совместно с представителями войск, формирований и органов;
- содержание транспортных средств в состоянии готовности;
- подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, из мобилизационного резерва в соответствии с мобилизационным заданием;
- проверки технического состояния транспортных средств и т.п.
Все мероприятия осуществляются за счет сил и средств организаций.
Государство возмещает убытки, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности.
3.2.2. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года М 24 «О концепции национальной безопасности РФ».
Под концепцией национальной безопасности РФ подразумевается система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.
3.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года М 706 «Об утверждении Военной доктрины РФ»
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА- официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны … подготовку страны к обороне … использованию Вооруженных Сил для защиты интересов государства.
3.2.4. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года М 23] «О Военно-nромышленной комиссии при Правительстве РФ».
ВПК является постоянно действующим органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам:
а) разработки концепций, программ и планов по безопасности государства правоохранительной деятельности, военно-технического обеспечения обороны страны … и их реализации;
б) разработки, производства и утилизации вооружения, военной и специальной техники;
в) мобилизационной подготовки государства;
г) развития оборонно-промышленного комплекса;
д) осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения.
Председателем ВПК был заместитель председателя Правительства РФ Иванов С.Б.
Решения ВПК оформляются как постановления или распоряжениями Правительства и являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.
3.3. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мобилuзационной подготовки и мобилизации.
3.3. 1. от 26 июня] 993 г. N 605 «Об утверждении Положения о порядке nроведения военных сборов граждан РФ, nребывающux в запасе»
Под военными сборами понимается … мероприятий по подготовке граждан к военной службе.
По целям и характеру проведения военные сборы подразделяются на:
а) учебные сборы:
- в составе воинских частей; по подготовке граждан по военно-учетным специальностям;
- по обслуживанию вооружения и военной техники неприкосновенного запаса с одновременным ее изучением;
б) сборы по проверке мобилизационной готовности воинских частей, военкоматов и т.п.
Кроме учебных и проверочных сборов, могут проводиться тренировочные занятия по военно-учетным специальностям и воинским должностям.
Положение определяет:
- права и обязанности органов власти учреждений, организаций, а также граждан связанные с проведением военных сборов;
- функции Министерства обороны военкоматов по вопросам военных сборов;
- порядок оповещения, призыва и отправки граждан к месту сборов;
- порядок проведения сборов;
- порядок материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
- ответственность за нарушение требований настоящего Положения.
3.3.2. № 1161 от 14 октября 1994 г. «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне»
За работу со сведениями, имеющими степень секретности
«особой важности» - 25%
«совершенно секретно» - 20 %
«секретно» - 10%
к должностному окладу (тарифной ставке).
3.3.3. № 1354 от 7 декабря 1994 г. «Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики РФ»
Академия гражданской защиты МЧС определена головным учебно-методическим центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области мобилизационной работы.
- работников мобилизационных служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, работники предприятий и организаций - проходя переподготовку и повышение квалификации в Академии гражданской защиты МЧС России и в отраслевых академиях и институтах повышения квалификации;
- руководящих и ответственных работников этих же уровней проходят обучение в Академии гражданской защиты МЧС, на высших курсах Академии Генерального штаба ВС РФ а также в отраслевых академиях и институтах повышения квалификации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ ежегодно представляют в МЧС РФ предложения по численности работников, направляемых на учебу, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на государственную службу, обучение в течение первого года работы является обязательным.
3.3.4. № 397 от 3 апрель 1996 г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников мобилизационных органов».
- согласно постановлению должностные оклады руководителей мобилизационных органов и работников этих органов устанавливаются применительно к должностным окладам руководителей структурных подразделении и работников соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций.
3.3.5. № 1216 от 19 октября 1998 г «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований».
Под призывом…понимаются следующие мероприятия:
а) объявление общей или частичной мобилизации;
б) оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации;
в) явка граждан в пункты сбора военкоматов или непосредственно в воинские части;
г) доставка граждан из пунктов сбора в воинские части;
д) документальное оформление факта призыва граждан на военную службу.
Призыв на военную службу осуществляется на основании указа Президента РФ об объявлении общей или частичной мобилизации.
Для осуществления призыва на военную службу в каждом субъекте РФ, районе, городе муниципальном образовании решением органа исполнительной власти создается призывная комиссия по мобилизации граждан.
Председателем призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления).
Для оповещения граждан по месту работы и в органах местного самоуправления создаются штабы оповещения и проведения оборонных мероприятий. За организацию отвечают руководители учреждений и военные комиссары.
Явка граждан на призывные пункты или непосредственно в воинские части и специальные формирования осуществляется на основании мобилизационных предписаний и персональных повесток.
Гражданин считается призванным на военную службу после оформления факта призыва в его документах воинского учета и наличии приказа о зачислении гражданина в списки воинской части и назначении на воинскую должность(или должность гражданского персонала).
3.3.6. № 1541 от 25 декабря 1998 г. «Об утверждении Положения о воинском учете»
Под воинским учетом пони мается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Цели и задачи:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;
- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов;
- подготовка необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время.
Воинскому учету подлежат граждане:
- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность входящую в перечень специальностей, подлежащих постановке на воинский учет, согласно приложению.
Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ.
Воинский учет бывает общий и специальный.
На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.
На специальном … состоят граждане, которые бронируются….
Воинский учет граждан осуществляется военкоматами и организациями.
Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином муниципальном образовании.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
- состоять на воинском учете;
- явиться в установленные время и место по вызову (повестке), иметь военный билет, паспорт, водительское удостоверение (или оно есть);
- при увольнении с военной службы в запас явиться в 2-недельный срок в военкомат для постановки на воинский учет;
- сообщить в 2-недельный срок в военкомат если произошли изменения в месте жительства, месте работы и т.д.;
- сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место;
- в случае потери военного билета в 2-недельный срок обратиться в военкомат.
Граждане, подлежащие призыву и выезжающие на срок более 3 месяцев в другое место должны лично сообщить об этом в военкомат.
В паспорте гражданина РФ военкоматом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности
Воинский учет граждан в организациях ведется по личной карточке формы № Т-2, раздел 2 (второй), которой содержит сведения о воинском учете.
Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:
а) проверять при приеме на работу военные билеты у граждан, пребывающих в запасе или у граждан, подлежащих призыву - удостоверения;
б) установить, состоятли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;
в) направлять подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
г) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военкоматов, а в населенных пунктах, где нет военкоматов, - с учетными данными органа местного самоуправления;
д) направлять в 2-недельный срок в военкоматы по их запросу сведения о гражданах,
е) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;
ж) ежегодно представлять в военкоматы в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
з) оповещать граждан о вызовах в военкомат;
и) сообщать в 2-недельный срок в военкоматы о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных ) с учебы;
Военкоматы совместно с органами местного самоуправления осуществляют контроль за ведением воинского учета в организациях.
3.3.7. № 1441 от 31 декабря 1999г «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
Подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку.
Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обязательная подготовка предусматривает:
- получение начальных знаний в области обороны;