Виды нормативно-правовых актов

Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с рес­публиканской формой правления.

В Конституции РФ определяется следующая иерархия норм­ативных правовых актов:

- Конституция РФ.

- Федеральный конституционный закон.

- Федеральный закон.

- Указ Президента Российской Федерации.

- Постановление Правительства Российской Федерации.

- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

- И другие.

3.1 Законы РФ, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки здравоохранения

3.1.1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)

статья 4 определяет, что оборона и безопасность находятся в ведении РФ.

Ста­тья № 87 определяет, что

- Президент РФ является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ;

- Президент РФ является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ;

- В случае агрессии против РФ и её угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение­;

- Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

3.1.2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» за № 1 ФЗК

Целью введения военного положения является создание условий для отражения агрессии или предотвращения агрессии против РФ. Агрессией признается применение воо­руженной силы иностранным государством против су­веренитета, политической независимости и территориальной целостности РФ.

Актами агрессии признаются:

- вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ;

- бомбардировка территории РФ или применение любого оружия против Российской Федерации;

- блокада портов или берегов РФ;

- нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

- действия иностранного государства (группы государств) позволяю­щего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против РФ;

- засылка иностранным государством вооруженных банд, наемников и т.п., которые осуществляют применения Вооруженной силы против РФ;

- актами агрессии могут быть признаны и другие действия несовместимым с Уставом ООН

При введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная моби­лизация.

3.1.3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года М 3-ФКз «О чрезвычайном положении».

На основании этого закона на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, об­щественных организаций (объединений).

Целью введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

Эти обстоятельства следующие:

- попытки насильственного изменения конституционного строя, попытка захвата власти, террористические акты и т.п.;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, требующие проведения масштабных аварийно-спасатель­ных и других работ.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска ГО.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются ин­женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, служба внешней разведки, органы фе­деральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Под обороной понимается система политических, экономических, воен­ных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосно­венности ее территории

Организация обороны включает:

- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

- разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины РФ;

- правовое регулирование в области обороны;

- подготовку Вооруженных Сил РФ, других войск;

- создание запасов вооружения и военной техники;

- планирование перевода органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационную подготовку органов власти всех уровней и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование мероприятий по ГО;

- оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

- развитие науки в интересах обороны;

- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

- другие мероприятия в области обороны.

3.1.5. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N2 3l-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий, по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Воо­руженных сил РФ, и других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация может быть общей или частичной.

Принципы мобилизационной подготовки и мобилизации:

а) централизованное руководство,

б) заблаговременность,

в) плановость и контроль,

г) комплектность и взаимосогласованность.

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

- нормативное правовое регулирование;

- научное и методическое обеспечение;

- соответствующая подготовка органов власти всех уровней;

- подготовка к переводу органов власти всех уровней на работу в условиях военного времени;

- подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, специальных формирований к мобилизации;

- проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

- разработка мобилизационных планов экономики РФ, экономики РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, мобилизационных планов ВС РФ других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

- подготовка экономики РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

- перевод экономики РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций на работу в условиях военного времени;

- оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федера­ции;

- создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

- подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в ВС РФ или использования их в интересах, экономики РФ;

- подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в ВС РФ;

- создание, накопление, сохранение запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

- создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение, военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

- подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

- создание запасных пунктов управления для ор­ганов власти всех уровней;

- подготовка средств массовой информации к работе в период мобили­зации и в военное время;

- организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

- подготовка граждан по военно-учетным специальностям для использования (привлечения) в период моби­лизации и в военное время;

- бронирование на период мобилизации и на военное время граждан (запаса), работающих в органах власти разных уровней;

- проведение учений и тренировок по мобилизационным планам;

- повышение квалификации работников мобилизационных органов;

- международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки.

Данный федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления а также организации независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан РФ в этой области.­

Так, Президент РФ:

- определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ;

- издает нормативные правовые акты (указы) в этой области;

- обеспечивает взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности РФ;

- подписывает международные договоры РФ о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- устанавливает режим работы органов власти всех уровней, в период мобилизации и в военное время;

- устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работаю­щих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

- предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам.

Совет Федерации:

- рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, исходя из федерального закона о федеральном бюджете принятого Государственной Думой

- рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы

- в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

Государственная Дума:

- устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

- принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правительство РФ - руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в РФ:

- определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти и руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

- организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

- определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

- ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

- организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

- при объявлении мобилизации осуществляет контроль по переводу ВС РФ, других войск, на организацию и состав военного время;

- при объявлении мобилизации организует перевод экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях) военного времени;

- при объявлении мобилизации организует перевод экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

- определяет порядок создания и использования мобилизационных запасов, государственного резерва, неснижаемых запасов продовольствия и нефтепродуктов;

Правительство РФ выполняет и другие функции.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти.

- организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

- руководство мобилизационной подготовкой организаций;

- создании мобилизационных органов;

- проведении совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов;

- заключение контрактов о выполнении мобилизационных заданий с организациями, которые находятся в сфере их ведения;

- при объявлении мобилизации принимают меры по переводу организаций на работу в условиях военного времени.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти:

- вносят в Правительство РФ предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

- в случае банкротства организаций, имеющих задания по мобилизационной подготовке, принимают меры по передаче этих заданий другим организациям;­

- организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях которые находятся в сфере их ведения;

- организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления:

- организуют мобилизационную подготовку и мобилизацию;

- руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образова­ний и организаций;

- разрабатывают мобилизационные планы;

- проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики

субъектов РФ и экономики муниципальных образований;

- взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти для выполнения мобилизационных планов;

- заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, для обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов РФ и муниципальных образований;

- при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

- в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания, передают эти задания другим организациям;

- оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.

Организации независимо от форм собственности обязаны:

- проводить мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности;

- создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих их функции;

- разрабатывать мобилизационные планы;

- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе;

- обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

- обеспечение поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

- предоставлять здания, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации;

- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях.

Граждане Российской Федерации обязаны:

- являться по вызову в военкоматы;

- выполнять требования, изложенные в мобилизационных предписаниях или повестках;

- предоставлять в целях обороны страны здания, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.

Для организации мобилизационной подготовки и мобилизации создаются мобилизационные органы или мобилизационные работники, которые подчиняются соответствующим руководителям.

Функции, права и обязанности мобилизационных органов (работников) определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утвержденных Правительством РФ.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и нормативными актами по вопросам секретного делопроизводства.

3.1.6. Федеральный закон от 29 декабря 1004 года М 79-ФЗ «О государствен­ном материальном резерве».

Государственный материальный резерв - особый федеральный запас материальных ценностей.

В состав ГМР входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Государственный материальный резерв предназначен для:

- обеспечения мобилизационных нужд РФ;

- обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

- оказания гуманитарной помощи;

- оказания регулирующего воздействия на рынок.

- для стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырь­евых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и т.п.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва курируют федеральные органы исполнительной власти.

Государственный резерв не подлежит приватизации.

3.1.7. Федеральный закон от 28 марта 1998 года Ng 53-ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

- воинский учет;

- обязательную подготовку к военной службе;

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы;

- военное обучение

Граждане вправе добровольно поступать на военную службу (по контракту).

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

- признанные не годными или ограниченно годными;

- прошедшие военную службу в РФ или в другом государстве;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют:

1. кандидаты или доктора наук;

2. являющиеся сыновьями (родными братьями):

а) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, или в период прохождения военных сборов;

б) граждан, умерших вследствие ранения, травмы, контузии либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения либо окончания военных сборов.

Не подлежат призыву:

а) отбывающие наказание, лишения свободы;

б) имеющие неснятую судимость;

в) в отношении которых ведется следствие или уголовное дело передано в суд.

3.2. Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки

3.2.1. от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности».

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и заключается в проведении мероприятии, связанных с учетом, заблаговременной

подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Под транспортными средствами понимаются: железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно - транспортные и другие машины и механизмы.

Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливаются Министерством обороны по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Ведение учета транспортных средств возлагается на военкоматы и на органы военного управления.

Военно-транспортная обязанность не распространяется на иностранные организации и иностранных граждан

Только Правительство РФ освобождает тех или иных владельцев от предоставления транспортных средств.

Для обеспечения мобилизационной готовности транспортных средств организации обязаны осуществлять:

- отбор транспортных средств совместно с представителями войск, формирований и органов;

- содержание транспортных средств в состоянии готовности;

- подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, из мобилизационного резерва в соответствии с мобилизационным заданием;

- проверки технического состояния транспортных средств и т.п.

Все мероприятия осуществляются за счет сил и средств организаций.

Государство возмещает убытки, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности.

3.2.2. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года М 24 «О концепции национальной безопасности РФ».

Под концепцией национальной безопасности РФ подразумевается система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

3.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года М 706 «Об утверждении Военной доктрины РФ»

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА- официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны … подготовку страны к обороне … использованию Вооруженных Сил для защиты интересов государст­ва.

3.2.4. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года М 23] «О Военно-nромышленной комиссии при Правительстве РФ».

ВПК является постоянно действующим органом, осуществляющим орга­низацию и координацию деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам:

а) разработки концепций, программ и планов по безопасности государства правоохранительной деятельности, военно-техни­ческого обеспечения обороны страны … и их реализации;

б) разработки, производства и утилизации вооружения, военной и специальной техники;

в) мобилизационной подготовки государства;

г) развития оборонно-промышленного комплекса;

д) осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения.

Председателем ВПК был заместитель председателя Правительства РФ Ива­нов С.Б.

Решения ВПК оформляются как постановления или распоряжениями Пра­вительства и являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти.

3.3. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мобилuзационной подготовки и мобилизации.

3.3. 1. от 26 июня] 993 г. N 605 «Об утверждении Положения о порядке nроведения военных сборов граждан РФ, nребывающux в запасе»

Под военными сборами понимается … мероприятий по подготов­ке граждан к военной службе.

По целям и характеру проведения военные сборы подразделяются на:

а) учебные сборы:

- в составе воинских частей; по подготовке граждан по военно-учетным специальностям;

- по обслуживанию вооружения и военной техники неприкосновенного запаса с одновременным ее изучением;

б) сборы по проверке мобилизационной готовности во­инских частей, военкоматов и т.п.

Кроме учебных и проверочных сборов, могут проводиться тренировочные занятия по военно-учетным специальностям и воинским должностям.

Положение определяет:

- права и обязанности органов власти учреждений, организаций, а также граждан свя­занные с проведением военных сборов;

- функции Министерства обороны военко­матов по вопросам военных сборов;

- порядок оповещения, призыва и отправки граждан к месту сборов;

- порядок проведения сборов;

- порядок материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;

- ответственность за нарушение требований настоящего Положения.

3.3.2. № 1161 от 14 октября 1994 г. «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне»

За работу со сведениями, имеющими степень секретности

«особой важности» - 25%

«совершенно секретно» - 20 %

«секретно» - 10%

к должностному окладу (тарифной ставке).

3.3.3. № 1354 от 7 декабря 1994 г. «Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики РФ»

Академия гражданской защиты МЧС определена головным учеб­но-методическим центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области мобилизационной работы.

- работников мобилизационных служб федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, работники предприятий и организаций - проходя переподго­товку и повышение квалификации в Академии гражданской защиты МЧС России и в отраслевых академиях и институтах повышения квалификации;

- руководящих и ответственных работников этих же уровней проходят обучение в Академии гражданской защиты МЧС, на высших курсах Академии Генерального штаба ВС РФ а также в отраслевых академиях и институтах повышения квалификации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ ежегодно пред­ставляют в МЧС РФ предложения по численности работников, направ­ляемых на учебу, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на государст­венную службу, обучение в течение первого года работы является обязатель­ным.

3.3.4. № 397 от 3 апрель 1996 г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников моби­лизационных органов».

- согласно постановлению должностные оклады руководителей мобилизационных органов и работников этих органов устанавливаются применительно к должностным окладам руководителей структурных подразделении и работников соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций.

3.3.5. № 1216 от 19 октября 1998 г «Об утверждении Положения о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям для прохождения военной службы на воинских долж­ностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных фор­мирований».

Под призывом…понимаются следующие мероприятия:

а) объявление общей или частичной мобилизации;

б) оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации;

в) явка граждан в пункты сбора военкоматов или непосредственно в воинские части;

г) доставка граждан из пунктов сбора в воинские части;

д) документальное оформление факта призыва граждан на военную служ­бу.

Призыв на военную службу осуществляется на основании указа Президента РФ об объявлении общей или частичной мобилизации.

Для осуществления призыва на военную службу в каждом субъекте РФ, районе, городе муниципальном об­разовании решением органа исполнительной власти создается при­зывная комиссия по мобилизации граждан.

Председателем призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления).

Для оповещения граждан по месту работы и в органах местного самоуправления создаются штабы оповещения и проведения обо­ронных мероприятий. За организацию отвечают руководители учреждений и военные комиссары.

Явка граждан на призывные пункты или непосредственно в воинские части и специальные формирования осуществляется на основании мобилизационных предписаний и персональ­ных повесток.

Гражданин считается призванным на военную службу после оформления факта призыва в его документах воинского учета и наличии приказа о зачислении гражданина в списки воинской час­ти и назначении на воинскую должность(или должность гражданского персонала).

3.3.6. № 1541 от 25 декабря 1998 г. «Об утверждении Положения о воинском учете»

Под воинским учетом пони мается государственная система учета и ана­лиза имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.

Цели и задачи:

- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности;

- определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов;

- подготовка необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время.

Воинскому учету подлежат граждане:

- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность входящую в перечень специальностей, подлежащих постановке на воинский учет, согласно приложению.

Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяет­ся Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Не подлежат воинскому учету граждане:

- освобожденные от исполнения воинской обязанности;

- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

- отбывающие наказание в виде лишения свободы;

- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

- постоянно проживающие за пределами РФ.

Воинский учет бывает общий и специальный.

На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

На специальном … состоят граждане, которые бронируются….

Воинский учет граждан осуществляется военкоматами и ор­ганизациями.

Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комисси­ей по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином муниципальном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получив­ших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

- состоять на воинском учете;

- явиться в установленные время и место по вызову (повестке), иметь военный билет, паспорт, водительское удостоверение (или оно есть);

- при увольнении с военной службы в запас явиться в 2-недельный срок в военкомат для постановки на воинский учет;

- сообщить в 2-недельный срок в военкомат если произошли изменения в месте жительства, месте работы и т.д.;

- сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место;

- в случае потери военного билета в 2-недельный срок обратиться в военкомат.

Граждане, подлежащие призыву и выезжающие на срок более 3 месяцев в другое место должны лично сообщить об этом в военкомат.

В паспорте гражданина РФ военкоматом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности

Воинский учет граждан в организациях ведется по личной карточке формы № Т-2, раздел 2 (второй), которой содержит сведения о воинском учете.

Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

а) проверять при приеме на работу военные билеты у граждан, пребывающих в запасе или у граждан, подлежащих призыву - удостоверения;

б) установить, состоятли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

в) направлять подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;

г) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военкоматов, а в населенных пунктах, где нет военкоматов, - с учетными данными органа местного самоуправления;

д) направлять в 2-недельный срок в военкоматы по их запросу сведения о гражданах,

е) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;

ж) ежегодно представлять в военкоматы в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

з) оповещать граждан о вызовах в военкомат;

и) сообщать в 2-недельный срок в военкоматы о всех граж­данах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных ) с учебы;

Военкоматы совместно с органами местного самоуправления осуществляют контроль за ведением воинского учета в организациях.

3.3.7. № 1441 от 31 декабря 1999г «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».

Подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку.

Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Обязательная подготовка предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

Наши рекомендации