Внутренняя структура и порядок работы Европейского парламента

Европейский парламент является однопалатным. Он работает на постоянной основе. Сессии Европарламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По просьбе большинства депутатов, ЕК или Совета Председатель Европарламента, консультируясь с Конференцией председателей, может созвать чрезвычайное заседание. По общему правилу заседания носят открытый характер. Стенографический отчет публикуется в «Официальном вестнике Европейского Союза». В начале каждой сессии депутатами утверждается программа работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленар-

194 Часть И. Институциональная структура Европейского Союза

Глава 13. Европейский парламент 195



Внутренняя структура и порядок работы Европейского парламента - student2.ru ных заседаниях, а участвуя в работе комитетов. Ежемесячно пленарные заседания, проводимые в г. Страсбурге (Франция), занимают одну неделю. Для заседаний комитетов, проходящих в г. Брюсселе (Бельгия), отводится не менее двух недель в месяц.

Работой Европарламента руководит его Председатель, который избирается на половину срока самой легислатуры, т. е. на два с половиной года (последние выборы состоялись в 2009 г. Председателем был избран депутат от Народной партии). Председатель руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Он может наряду с Председателем ЕК и лицом, осуществляющим председательст-вование в Совете, участвовать в представительстве Союза. Председателю помогают 14 вице-председателей и пять квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя Бюро Европарламента (квесторы имеют совещательный голос; ведают организационными, хозяйственными и финансовыми вопросами). Определением повестки дня и проведения прений в ходе заседаний ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Европарламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов. Конференция председателей должна стремиться к достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам. При его отсутствии проводится голосование с использованием взвешенных голосов. Их число зависит от количества представляемых депутатов. Предусмотрено также функционирование Конференции председателей парламентских комиссий и Конференции председателей межпарламентских групп. Они обладают в основном совещательными функциями.

Договор о ЕС (п. 4 ст. 10) подтверждает принцип формирования в Европарламенте политических групп, создаваемых не на основе национальной или национально-территориальной принадлежности, а на основе совместных политических интересов. Договор подчеркивает, что политические партии, создаваемые на европейском уровне, являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они должны способствовать формированию общего сознания европейцев и служить выражению политической воли граждан Союза. Положение, касающееся статуса политических партий и условий их финансирования, устанавливается ст. 224 ДФЕС. Соответствующий нормативный

правовой акт принимают на основе общей законодательной процедуры. Порядок формирования парламентских политических групп определяется ст. 29 Регламента. Она устанавливает прямую зависимость обретения статуса политической группы от ее транснационального характера. Чем большее число стран представлено в составе политической группы, тем ниже порог численности. В легислатуре 2009—2014 гг. насчитывается восемь политических групп. Как и в Европарламенте предыдущего созыва, доминирующие позиции вновь заняли Европейская народная партия и Партия европейских социалистов. На их долю приходится почти 2/3 всех мандатов.

Европейская народная партия и Партия европейских социалистов располагают абсолютным большинством мест в составе Европейского парламента всех последних созывов. Именно из представителей этих партий и замещаются главные руководящие должности в Европейском парламенте. Численность фракций предопределяет представленность в органах Европарламента и количество взвешенных голосов, которыми располагает ее лидер при принятии решения голосованием на заседании Конференции председателей.

Решения самого Европарламента принимаются по общему правилу абсолютным большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Оригинально решается вопрос о минимальной численности депутатов, необходимой для принятия решения. Презюмируется, что число присутствующих парламентариев всегда достаточно для проведения дебатов, решения вопроса о повестке дня и одобрения протокола. Что же касается общего кворума, необходимого для принятия решений по существу, его составляет присутствие в зале заседаний не менее 1/3 депутатов всего списочного состава. Однако проверка кворума проводится, только если этого потребуют не менее 32 депутатов. При отсутствии кворума принятие решения переносится на следующее заседание. Специальные кворум и большинство требуются при вотировании бюджета, одобрении соглашений о присоединении, принятии резолюции порицания Комиссии, наложении санкций по ст. 7 ДФЕС и в других случаях. Так, для принятия заключения по вопросу о нарушении государством-членом общих ценностей и принципов, ус* тановленных ст. 7 ДЕС, требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов депутатов, представляющих абсолютное большинство всего списочного состава депутатов.

196 Часть II. Институциональная структура Европейского Сокпа

Глава 13. Европейский парламент 197



Внутренняя структура и порядок работы Европейского парламента - student2.ru Внутренняя структура и порядок работы Европейского парламента - student2.ru Внутренняя структура и порядок работы Европейского парламента - student2.ru Внутренняя структура и порядок работы Европейского парламента - student2.ru Члены комиссий Европарламента избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Одновременно принимаются во внимание географические факторы. Различают постоянные комиссии, специализированные временные комиссии и следственные комиссии. Комиссии, создаваемые на постоянной основе, образуются в зависимости от предметов ведения. Их состав и компетенция определяются Конференцией председателей. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Постоянные комиссии могут рассматривать как вопросы, переданные на их обсуждение по решению руководящих органов Европарламента, так и вопросы, вносимые в повестку дня по их собственной инициативе. Ни один существенно важный вопрос не должен решаться пленумом палаты без предварительного обсуждения в комиссии и заслушивания ее доклада. Впрочем, заключение комиссии обязательным не является. Заседания комиссий образуют интегральную составную часть парламентской сессии. В легислагуре четвертого созыва было 17 постоянных комиссий. Их перечень и полномочия закреплены в приложении VI к Регламенту Европарламента. Это комиссии: по иностранным делам, правам человека, общей безопасности и оборонной политике (65 членов); бюджетная (45); по контролю за исполнением бюджета (21); по свободам и правам граждан, по вопросам юстиции и внутренних дел (43); по экономике и финансам (45); по вопросам права и по вопросам внутреннего рынка (35); по делам промышленности, внешней торговли, исследованиям и энергетике (60); по занятости и социальным вопросам (55); по окружающей среде, здравоохранению и защите прав потребителей (60); по сельскому хозяйству и сельскохозяйственному развитию (78); по рыболовству (20); по региональной политике. транспорту и туризму (59); по делам культуры, молодежи, образования, средств массовой информации и спорту (35); по развитию и сотрудничеству (34); по конституционным вопросам (30); по правам женщин и равенству возможностей (40); по петициям (30). Кроме того, на постоянной основе действует комиссия по проверке полномочий и протестов, приносимых на результаты выборов. Каждая из постоянных комиссий может создавать свои подкомиссии.

Временные специализированные комиссии создаются по решению Конференции председателей на срок до 12 месяцев. Их

задачи определяются в самом решении о создании комиссии. Работа такой комиссии завершается представлением итогового доклада.

Следственные комиссии создаются для расследования конкретных фактов или событий, связанных с обвинениями в правонарушении или ненадлежащем управлении, выдвигаемыми против института или органа Союза, администрации государства-члена или любого иного лица, наделенного правом ЕС полномочиями по его реализации. Работа комиссии носит строго закрытый и конфиденциальный характер. Однако сообщение о создании следственной комиссии обязательно публикуется в «Официальном вестнике Европейского Союза». Срок полномочии комиссии — 12 месяцев. Он может быть продлен Европар-ламентом дважды по три месяца. Итоговый доклад представляется Парламенту, публикуется и может стать предметом обсуждения на его пленарном заседании.

Большинство обычных рутинных заседаний Европарламента проходит при весьма низкой активности депутатов. Нередко на этихзаседаниях присутствует всего лишь несколько десятков парламентариев. И только в тех случаях, когда обсуждаются наиболее важные и существенные вопросы или заслушиваются выступления руководителей Европейского совета, Совета или ЕК, зал бывает заполнен до отказа.

Наши рекомендации