Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Государство стимулирует создание работодателями дополнительных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы путем экономической выгоды, в частности, путем оказания финансовой помощи в соответствии с законодательством РФ. В ряде актов субъектов Российской Федерации устанавливается, что для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, устанавливают льготы.
Следует отметить, что поддержка работодателей, создающих новые рабочие осуществляется субъектами Российской Федерации. Так, статьей 6 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»[125] предусмотрено, что работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки: 1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы; размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы; предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения, а также координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» устанавливает, что представители кругов, заинтересованные в предполагаемых мерах (проводимых на рынке труда), в частности, представители предпринимателей и трудящихся, привлекаются к консультациям в отношении политики в области занятости для того, чтобы полностью учесть их опыт и мнение и заручиться их полным сотрудничеством в формулировании и поддержке такой политики.
Эффективное развитие рынка труда современных условиях, становится невозможным без объединения усилий органов государственной власти на федеральном и региональном уровне, местного самоуправления, объединений работников и работодателей в решении проблем занятости.
В целях реализации данного направления государственной политики содействия занятости населения в нашей стране сформированы механизмы согласования участниками рынка труда (государством, объединениями работников и объединениями работодателей) принимаемых в целях развития рынка труда решений, а также контроля их практической реализации.
Особое место в рамках реализации данного направления государственной политики занимает система социального партнерства на различных уровнях.
Так, одним из способов объединения усилий представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации при реализации мероприятий по содействию занятости населения является заключение Генерального соглашения, определяющего основные направления деятельности социальных партнеров в социально-трудовой сфере.
Так в Генеральном соглашении между общероссийским объединением профессиональных союзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы[126] предусмотрен комплекс мер направленных на развитие рынка труда и содействие занятости.
Кроме того, в ряде отраслевых социально партнерских соглашений предусматривается объединение усилий социальных партнеров в решении проблем занятости.
Кроме того, не следует забывать, что статья 351 Трудового кодекса в целях согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (социальных партнеров) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.
Координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции.
Реализация государственной политики в области содействия занятости населения в отрыве от других мероприятий, проводимых в экономической и социальной сфере не сможет обеспечить желаемого эффекта и не приведет к реализации поставленной цели.
Именно поэтому одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции.
В связи с этим, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р[127] мероприятия, направленные на содействие обеспечению занятости населения рассматриваются исключительно в комплексе с другими направлениями социально-экономической государственной политики России.
Для достижения поставленных целей в сфере содействия обеспечению занятости населения Концепция предусматривает значительное количество мероприятий в сфере экономического развития и обеспечения высоких социальных гарантий гражданам РФ.
К комплексным мерам, направленным, в том числе, на содействие обеспечению занятости населения РФ следует отнести меры направленные на: развитие человеческого потенциала; создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития; переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан России за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также соблюдение международных норм о труде.
Наиболее крупной международной организацией, основные цели которой – поощрение социальной справедливости, улучшение условий труда и жизненного уровня трудящихся, является Международная Организация Труда.
МОТ с момента своего создания приняла целый ряд нормативных международных актов, направленных на снижение масштабов безработицы. Эти акты, основываясь на проверенном временем опыте многих стран, предлагали для решения этой задачи два пути: трудовое посредничество и страхование на случай безработицы. Принятые МОТ документы дали толчок к динамичному развитию законодательств многих стран по регулированию вопросов безработицы, ограничивая принятие законодательных актов проблемами смягчения последствий безработицы и развития контор трудового посредничества. Международно-правовой регламентации проблем занятости и профессиональной подготовки посвящено более 30 конвенций и соответствующих рекомендаций.
Среди этих актов МОТ можно выделить конвенции и рекомендации МОТ общего действия, то есть без указания групп трудящихся, охватываемых защитой (например, Конвенция №122 «О политике в области занятости»), а также акты, которые прямо адресованы определенной группе трудящихся: инвалидам, молодежи (Конвенция № 159 «Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов»).
Являясь членом МОТ, Российская Федерация ратифицировала ряд конвенций МОТ, касающихся обеспечения занятости населения. К их числу относится Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964г.), которая в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Ратифицировала Российская Федерация и Конвенции МОТ, направленные на защиту определенного круга лиц. Так, в 1977 году Россия ратифицировала Конвенцию № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала», в 1988 году – Конвенцию № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», а в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию № 173 «О защите требований трудящихся по причине неплатежеспособности предпринимателя».
Вместе с тем, в ряде случаев низкий уровень законодательного регулирования и отсутствие надежных экономических гарантий в сфере обеспечения занятости не позволяет России ратифицировать некоторые акты Международной Организации Труда. Так, не ратифицирована Российской Федерацией Конвенция № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них причинам», Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» и некоторые другие.
В этой связи следует отметить необходимость скорейшего приведения российского законодательства в области занятости в соответствие с мировыми стандартами в данной сфере и ратификации указанных международных актов.
Россия является участницей двусторонних и многосторонних международных договоров, посвященных проблемам занятости. В большинстве случаев эти договоры касаются вопросов размещения иностранной рабочей силы на территории договаривающегося государства (см., например, Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан от 19.11.2010 о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей).