Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

-наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;

-налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;

-налагается компетентными государственными органами в ходе

-определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;

-предполагает государственное принуждение правонарушителя

-к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Указанные признаки юридической ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и неправовых категорий.

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

-уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

-административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

-гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

-дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Понятие наказания,основные виды наказаний, применяемых за совершение правонарушения в административном, уголовном и трудовом праве.

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

-предупреждение;

-административный штраф;

-возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

-административный арест;

-административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

-дисквалификация;

-административное приостановление деятельности.

Уголовные наказания.

штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службе;

- ограничение свободы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.
Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям.

Понятие правопорядка,его сущность и характеристика.

Правопорядок-объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни,которое характеризуется внутренней согласованностью,урегулированностью системы правовых отношений,основанных на нормативных требованиях,принципах права и законности,а также на демократических,гуманистических и нравственных требованиях,правах и обязанностях, свободе и ответственности субъектов права.

Сущность.

а) нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.
б) правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
в) акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Наши рекомендации