Понятие правовой культуры. Ценности правового и неправового типов культуры:. индивидуализм и холизм
Правовая культура - неотъемлемая часть общейкультуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ееразвития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не естьобособленный процесс от развития других видов культуры - политической,моральной, эстетической. Это комплексная проблема. Их объединяет общностьзадачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантировалбы личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью передобществом, обеспечивал бы ее права, социальную защищенность, уважение еедостоинства, т.е. поставил бы человека в центр экономических, социальных,политических, культурных процессов.
В зависимости от носителя правовой культуры различают триее вида:
правовая культура общества;
правовая культура личности;
правовая культура профессиональной группы.
Правовая культура общества - разновидностьобщей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутыхчеловечеством в области права и относящихся к правовой реальности данногообщества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояниязаконодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовойкультуры является показателем правового прогресса.
Правовая культура в каждый данный момент"присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадетс ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способнавыступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.
Культура общества является результатомсоциально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и другихсубъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого родаактивности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура личности - этообусловленные правовой культурой общества степень и характерпрогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомернуюдеятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации.Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелойличности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний вправовые убеждения, привычки правомерного поведения(эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовымизнаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии сзаконом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, атакже уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).
Правовая культура личности характеризуетуровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использованияим правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иныхзаконов. Правовая культура личности означает не только знание и пониманиеправа, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное -активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовоесознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей исоциальных качеств на основе правового опыта.
Содержанием правовой культуры личности являются:
1) правосознание и правовое мышление. Правовоемышление должно стать элементом культуры каждого человека;
2) правомерное поведение;
3) результаты правомерного поведения и правовогомышления.
Правовая культура личности (общая испециальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиляправомерного поведения, который формируется в зависимости от:
1. степени усвоения и проявления ценностейправовой культуры общества;
2. специфики профессиональной деятельности;
индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.
Культурный стиль правомерного поведенияхарактеризуется постоянством соблюдения правовых принципов в правомерномповедении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностяхвыбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены правовыминормами.
Профессиональная правовая культура илиправовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культурыобщества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимаетсяюридической деятельностью, требующей специального образования и практическойподготовки.
Профессиональной правовой культуре присущаболее высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующихобластях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическаяпрофессия имеет свою специфику, что обусловливает и особенности правовой культурыразличных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудниковорганов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровеньпрофессиональной культуры, напр., сотрудников милиции различен. Различиянаблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеровразличных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности,транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальноймилиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекцииотличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милициии т.д. Здесь выявляется общая закономерность: уровень профессиональной культурысотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся кдеятельности, осуществляемой в сфере права.
Следует признать, что правовая культура работниковюридического труда нуждается в большей зрелости профессионализме.
Главное в профессиональной правовой культуре - высокое местоправа, его верховенство и соответствующее этому верховенству положение дел вправовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридическихслужб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда,адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции, развитость научных юридических учрежденийи эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций ит.д.
Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что вреальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальноеявление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культурыего членов (личности, группы); она является условием, формой и результатомкультурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп. (в социальном познании) (от лат. individuum — особь; англ. holism, от греч. holos — целое) —методологические, онтологические и ценностные установки, противостояние которых отразилось в стилеисторических, социологических и экономических концепций в 20 в. В онтологическом плане индивидуализм(И.) полагает, что общество состоит только из людей и их действий, а к.-л. надындивидуальных сущностейили субстанций не существует (социальный атомизм). Сторонники же холизма (X.) считают, что хотясоциальные целостности зависят от действий и установок индивидов, онтологически они не тождественныэтим действиям, а управляющие ими законы не редуцируемы к закономерностям поведения индивидов. Рядфилософов и социальных теоретиков (Л. фон Мизес, К. Поппер, Ф.А. Хайек и др.) связывают X., «коллективизм» с определенной ценностно-идеологической позицией: враждебностью к политическому иэкономическому либерализму, приверженностью к различного рода тоталитаристским и социалистическимидеологиям, а также идеям планирования социально-экономического развития. Хотя типичность таких связейнельзя отрицать, они не являются неизбежными. Классическим примером иной т.зр. может быть Т. Гоббс сего методологическим И., совмещающимся с политическим абсолютизмом.
В современных дискуссиях оппозиция И. — X. трактуется прежде всего как методологическая проблема.Методологические индивидуалисты требуют, чтобы социально-исторические и экономические«макрособытия» объяснялись через совокупности или конфигурации действий, установок, диспозиций,связей и обстоятельств отдельных индивидов. Нередко такое требование обосновывается ссылками наестественные науки, в которых решающий прогресс был достигнут, когда макроскопические характеристики икачества веществ и процессов стали объясняться через свойства микрочастиц — атомов и молекул. Всоциальном познании аналог этому методологические индивидуалисты находят в парадигматических сдвигахв экономической науке, перешедшей в 19 в. от холистских рассуждений о «богатстве нации» имакрохарактеристиках рынка к их объяснению через диспозиции и рациональные выборы индивидуальныхпроизводителей и потребителей товаров. В ответ сторонники методологического X. указывают на то, что вестествознании с отказом от классической механистической парадигмы в 20 в. широко распространилисьхолистские (волновые концепции, теории поля и т.п.) способы объяснения, а методологический И.маржиналистской экономической теории был потеснен теорией Д.М. Кейнса с ее центральными понятияминационального дохода и сбережений, которые отражают системные, макроскопические процессы. Сходноепротивостояние имеет место и в методологии теоретической социологии, где оно восходит к оппозицииметодологического И. М. Вебера с его установкой на объяснение общественных явлений через социальныедействия людей и методологического коллективизма Э. Дюркгейма с его известным требованиемрассматривать их как «вещи», как коллективные явления, не редуцируемые к сознанию и действиям индивидов.