Создание новой российской государственности в 90-е гг. XX в
Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель — Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а «средним классом» стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.
Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др.). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг.
Нынешний председатель Совета Федерации — С. Миронов, Государственной Думы — Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки —КПРФ, «Яблоко», ЛДПР, с 1999 г. — «Союз правых сил», «Единство — вся Россия» и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр — М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. — В. С. Черномырдин, 1998 г. — С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. — Е. М. Примаков, 1999 гг. — В. С. Степашин, 1999-2000 гг. — Путин).
Крупнейшая внутренняя проблема — война в Чечне (1994-1996 и 1999-...)
58. Международные связи России в 90-е гг.: отношения со странами дальнего и ближнего зарубежья.
На месте СССР образовался СНГ — Союз независимых государств, куда вошли 11 республик бывшего СССР (кроме стран Прибалтики и Молдавии). Структура СНГ является весьма непрочной, фактически каждая республика, входящая в него, ведёт самостоятельную политику. Правопреемником СССР признана Россия. Она получила ядерное оружие из других республик в обмен на признание нерушимости границ 1991 г. (особенно это важно в отношениях с Украиной в связи с неудовлетворительно решенным крымским вопросом). Лучшие отношения у нее с Белоруссией (создан и развивается политический и экономический союз). Российские войска находятся в Абхазии, сдерживая грузино-абхазский конфликт, и в Таджикистане, охраняя границу с Афганистаном.
В 1992 г. Россия и США подписали соглашение о прекращении «холодной войны». В 1994 г. закончился вывод наших частей из Восточной Европы.
Подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. В то же время вопреки неофициальным заверениям Запада, начался приём в НАТО восточноевропейских стран. Россия поддержала Сербию и Черногорию в конфликте с НАТО из-за Хорватии и Косове и направила туда свои миротворческие силы, защищавшие сербов от притеснений. Запад дискриминирует Россию в связи с войной в Чечне, формально не признавая независимость Чечни, но на деле поддерживая мятежников. Россия, утратив статус великой державы, постепенно вытесняется из Европы, хотя процесс еще не стал необратимым. Россия поддерживает дружественные отношения с Ираном и Ираком, особенно в области технического сотрудничества. Важная проблема в отношениях с Японией — 4 российских острова Курильской гряды, на которые претендует Япония и вопрос о которых юридически не решён со времён Второй мировой войны.
59. Россия на пути социально-экономической и политической модернизации (1992-2000)
Социальная справедливость и экономическая эффективность, уровень оплаты труда и социальная защищенность, производительность труда и забастовочная активность - все эти элементы оказываются неразрывно связанными и взаимообусловленными в нынешних условиях. Именно это и объясняет ту огромную роль, которую играют в современном мире и, в особенности в реформирующейся России, вопросы социального развития.
В демократическом обществе социальная политика становится весомым аргументом в споре политических партий за лидерство, без нее сложно рассчитывать на поддержку избирателей. Нынешний этап развития во многом связан с человеческим фактором и в этом смысле социальная забота становится важнейшим условием экономического развития. Современный политический процесс в россии высокими темпами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Современная Россия, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1)11 Конституция РФ, 1993 г., является республикой. Однако, нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти. В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально-государственные образования так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их - 89. Это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъктов Российской Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми.Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.