Исполнение субъективных гражданских обязанностей

Субъективная обязанность — мера должного поведения участника гражданского правоотношения. Сущность обязанностей кроется в не­обходимости совершения субъектом определенных действий или воз­держания от действий.

В гражданских правоотношениях бывают два типа обязанностей:

1.

1. пассивный (позитивное обязывание);

2. активный (метод запретов или негативное обязывание).

Обязанности пассивного типа вытекают из гражданско-правовых запретов, исполняются путемсоблюдения лицами возложенных на них запретов и по своей природе означают юридическую невозможность совершения действий, нарушающих интересы государства и управомоченных лиц.

Функции запретов в механизме гражданско-правового регулирова­ния:

1.

1. установление пределов осуществления субъективных гражданских прав (так, собственник-гражданин обязан не допускать бесхозяйст­венного содержания принадлежащих ему культурных ценностей и т.д.);

2. установление обязанностей, со­блюдение которых препятствует трансформации относительных гражданских правоотношений одного вида в другой (например, запрет хра­нителю использовать имущество, переданное ему на хранение поклажедателем, препятствует трансформации правоотношения хранения в правоотношения имущественного найма или ссуды);

3. общерегулятивная (налагающая на всех субъектов гражданских правоотношений обя­занности принципиального характера - соблюдать законы и нор­мы нравственности; осуществлять субъективные гражданские права в соответствии с их социальным назначением).

Гражданско-правовые обязанности актив­ного типа побуждают субъектов к совершению действий, соответствующих интересам общества и управомоченных лиц. Исполнение гражданско-правовых обязанностей активного типа во всех случаях является юридическим фактом, порождающим у обязанного лица право получения встречного удовлетворения и прекращающим или отдельное встречное субъективное право, или правоотношение в целом. Вся­кая гражданско-правовая обязанность активного типа содержит тре­бование к субъекту совершить действие либо по передаче имущества, информации или иного блага, либо по выполнению работы, созда­нию и использованию произведений литературы, науки и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности, либо по оказа­нию услуги. Требование, заключенное в обязанности активного ти­па и составляющее ее содержание, означает для обязанного субъекта необходимость действовать в интересах управомоченного субъекта, так как оно обеспечивается санкцией за неисполнение обязанности.

Исполнение обязанностей активного типа может быть добровольным и принудительным. Принудительность исполнения означает исполнение обязанностей на основе актов правоохранительных органов помимо воли обязанного субъекта, а зачастую без его участия. Так, по решению арбитражного суда обязанность юридического лица по оплате продукции исполняется банком на основе исполнительного листа путем списания в пользу кредитора денежных средств с расчетного счета обязанного юридического лица без его участия и независимо от его желаний.

34. Пределы осуществления гражданских прав.

Пределы осуществления субъективных гражданских прав

Ст. 10 ГК РФ устанавливает пределы осуществления гражданских прав:

1.

1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

2. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

3. При осуществлении гражданских прав граждане и юридиче­ские лица должны действовать разумно и добросовестно.

Подробнее

К сожалению, в новом ГК (ст. 10) общие пределы осуществле­ния гражданских прав обозначены весьма скупо, в связи с чем некоторые из них приходится выводить из общих начал и смысла гражданского законода­тельства.

Прежде всего осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Наличие подобного тре­бования продиктовано тем очевидным обстоятельством, что права различ­ных субъектов в обществе теснейшим образом переплетены и взаимосвяза­ны. Осуществляя свои права, субъект должен считаться с тем, что другие ли­ца являются обладателями аналогичных или смежных прав, которые точно так же признаются и охраняются законом. Например, наниматель (собствен­ник) жилого помещения не может использовать его таким образом, чтобы его действия затрудняли осуществление аналогичных прав другими лицами, проживающими в данном доме. Иными словами, гражданские права одного субъекта кончаются там, где начинаются права другого субъекта.

При осуществлении целого ряда гражданских прав граждане и юридиче­ские лица должны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК), соблюдать основы нравственности (ст. 169 ГК) и другие принятые в об­ществе нормы (ст. 241 ГК). Это, конечно, не означает, что гражданский за­кон приравнивает моральные нормы к правовым. Само по себе нарушение моральных норм не может повлечь для участников гражданско-правовых пра­воотношений неблагоприятных юридических последствий, ибо иное толко­вание закона игнорировало бы различия, существующие между нормами права и нравственности. Смысл рассматриваемого требования заключается в том, чтобы ориентировать субъектов, а также правоприменительные орга­ны на обязательный учет в своей деятельности правил общепринятой мора­ли.

Гражданские права должны осуществляться в соответствии с их назначением. Под назначением права понимается та цель, для достижения которой данное право предоставлено субъекту. Назначение субъективных прав либо прямо определяется гражданским законодательством, либо уста­навливается самими участниками гражданских правоотношений в их дого­воре, либо вытекает из существа данного права. Так, по договору жилищно­го найма жилое помещение предоставляется нанимателю и членам его семьи для постоянного проживания, т.е. для удовлетворения потребности в жилье. Поэтому, если жилое помещение самовольно используется для других це­лей, например, для организации производства или ведения предпринима­тельской деятельности, это будет означать, что право осуществляется в про­тиворечии с его конкретным назначением. Гражданские права, осуществля­емые в противоречии с их назначением, не пользуются правовой охраной.

Наряду с изложенными требованиями, пределы осуществления граждан­ских прав определяются и некоторыми другими моментами. Так, правомер­ность реализации права может зависеть от объема право-, дееспособности участников гражданских правоотношений, в частности, от характера специ­альной правоспособности юридического лица, от установленного законом или договором срока реализации права, от наличия или отсутствия опреде­ленных условий и т.п.

С целью недопущения монополистической деятельности, т.е. действий хозяйствующих субъектов, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, гражданское законодательство вводит ряд до­полнительных правил, определяющих рамки осуществления гражданских прав в сфере предпринимательства. Так, хозяйствующим субъектам, зани­мающим на рынке производимых ими товаров (услуг) доминирующее поло­жение, запрещается злоупотреблять этим обстоятельством. Такими злоупот­реблениями, в частности, признаются действия, связанные с ограничением или прекращением производства либо изъятием товаров из обращения для создания их дефицита или повышения цены, навязывание контрагенту усло­вий договора, невыгодных для него, либо не относящихся к предмету дого­вора, либо ставящих его в неравное положение по сравнению с другими хо­зяйствующими субъектами и др. (ст. 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. 1).

Не допускается осуществление гражданских прав и в рамках заключен­ных соглашений конкурирующих хозяйствующих субъектов относительно установления (поддержания) цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок, раз­дела рынка по территориальному или иному признаку, устранения с него других предпринимателей и т.д. Подобные соглашения запрещены законо­дательством и являются недействительными.

35. Представительство в гражданском праве.

Наши рекомендации