Вопрос 1. Понятие, значение и основные подходы к типологии государств
История человечества предложила различные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических условий в которых оно возникло, развивалось и функционировало. Существование государств порождает сходство государственной организация. Это позволяет классифицировать государства, т.е. объединить их в группы в зависимости от того или иного основания. Необходимость классификации государств определяется тем, что она позволяет выявить общее и особенное в развитии государств, установить те причины, которые определяют сходство и различие, а так же выявить закономерности возникновения, развития и существования различных государственных форм.
Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.
Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:
- исследование оснований деления на типы;
- характеристику самих типов
Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее (характерный пример - таблица химических элементов Менделеева) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
Типология государства - это раздел государствоведения, который включает систему знаний о принципах, способах и основаниях классификации государств, а также изучающий основные типы государственности.
Самостоятельное место в типологии занимает категория тип государства - это совокупность общих, родовых признаков государств, имеющих сходные социально-экономические, культурные и иные основания.
Долгое время в отечественном государствоведении доминирующее положение занимал формационный подход. Он основывается на марксистской концепции исторического процесса.
Суть ее состоит в том, что человечество в своем развитии проходит ряд последовательных этапов. Каждый из них характеризуется особым способом общественного производства, который, в свою очередь, определяется господствующими отношениями собственности. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. Эти этапы получили название общественно-экономических формаций, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и.т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
- первобытнообщинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.
Из них первобытнообщинная и коммунистическая являются бесклассовыми и, следовательно, здесь отсутствуют условия для существования государства, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая - это классовые формации и каждой из них соответствует определенный тип государственной организации.
Таким образом, можно говорить о рабовладельческом, феодальном и капиталистическом типах государства. Кроме того, при переходе от капиталистической формации к коммунистической, когда еще сохраняются классы и классовые противоречия, возникает необходимость в существовании особого типа государства ("полугосударства") - социалистического.
Назовите достоинства и недостатки этого подхода:
Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Цивилизационный подход
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
- природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленным в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого;
- государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.;
- разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Цивилизационный подход кладет в основу классификации государств понятие «цивилизация», ее уровень достигнутый теми или иными народами. Сторонники цивилизационного подхода(Еллинек, Кельзен, Коркунов, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития.
По мнению английского историка А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических, психологических и других признаков.
Изучая всемирную историю, А. Тойнби предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми свойствами.
Вначале он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций, наконец, их число было доведено до 21 , в частности такие, как: египетская; китайская; западная; православная; арабская; мексиканская; иранская; сирийская; дальневосточная и др. (соответственно и государства могут быть подразделены на подобное количество типов). Остальное общество он считал побочными вариантами самостоятельных цивилизаций. Все существующие и существовавшие цивилизации А. Тойнби признает равноценными, равнозначными по своим культурным и иным ценностям.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на :
- первичные;
- вторичные.
К первичным цивилизациям отнесены государства – древневосточное (Египет, Персия, шумеры, Вавилон и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое.
К вторичным – государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.
Для первичных организаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первых цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.)
Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, как она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации, Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.
Г.В. Назаренко, подчеркивая односторонность и отсутствие "собственно юридического подхода к государству" рассмотренных выше вариантов типологии государства, предлагает "собственно юридический подход". Критерием данной типологии являются особенности государственно-правовой системы и, прежде всего, "правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан".
Исходя из указанного основания Г.В. Назаренко считает возможным выделять три основных типа государств, которые существовали на протяжении государственной истории человеческого общества. Это: сословное, представительное и цивилизованное.
В сословном государстве имеет место законодательное закрепление и государственная защита неравного положения разных классов и сословий, а также привилегий различных социальных групп внутри сословий. Этому типу соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Для современного представительного государства характерно законодательное закрепление формального равенства граждан. Ему соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
Третий тип - цивилизованное государство - отличается преодолением формализма права с помощью системы социальных гарантий, которая включает в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, учащихся и т.п.
В зависимости от уровня экономического развития (У. Ростоу) все общества можно отнести к одной из пяти стадий:
1. традиционное общество
1. переходное общество
2. общество, переживающее процесс сдвига
3. созревающее общество
4. общество, достигшее высокого уровня народного потребления
К первой стадии относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия- период трансформации гражданского общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия- «сдвиг», «взлет», научно-технического развития, как в промышленности так и сельском хозяйстве.
Четвертая стадия - характеризуется как пора зрелости, когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».
Достоинства:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
Вывод: типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.