Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3) опускалось на верхушки (4) спящих елей
1)1,3,4 – выделяются два причастных оборота
2)2,4 – выделяются два причастных оборота
3)1,3 – выделяется причастный оборот
4)1,2 – выделяется деепричастный оборот.
Примеры тестовых заданий открытого типа с кратким ответом:
1.Из предложений 10-16 выпишите действительное причастие.
2.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.
3.Назовите часть речи, к которой принадлежит слово точно из предложения 16.
Примеры заданий, проверяющих коммуникативную компетенцию:
Какое утверждение противоречит содержанию текста:
1)Фотографии не передают главного в облике Цветаевой.
2)В характере Цветаевой сочетались полярные черты
3)Внешний облик Цветаевой был обманчив, контрастировал с еёдухоовным строем.
4)В стихах Цветаевой совмещается строгая логика и сильные чувства.
Определите стиль и тип речи текста:
1)научный стиль, рассуждение и описание
2) художественный стиль, повествование и описание
3)разговорный стиль, описание
4)публицистический стиль, рассуждение и описание
Укажите, какое из предложений 1-7 связано при помощи указательного местоимения.
1)2 2)3 3)5 4)6
Задание с открытым развернутым ответом — это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетенции:
— умения воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
— умения анализировать содержание читаемого текста;
— умения анализировать языковую форму воспринимаемого текста;
— умения формировать и формулировать собственную позицию;
— умения композиционно стройно оформлять связное высказывание;
— умения пользоваться в речи богатством словаря и разнообразием грамматических форм и конструкций родного языка;
— орфографических и пунктуационных умений;
— владение нормами современного литературного языка.
Из этого перечня становится очевидной значимость в структуре ЕГЭ сочинения по предложенному тексту, позволяющего проверить состояние коммуникативной компетентности учащихся.
Эта часть экзаменационной работы проверяет также функциональную грамотность учащихся. Она дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью: понимают ли прочитанное, умеют ли правильно оценить информацию, выразить и обосновать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для будущей профессиональной деятельности выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре, о культуре речевого поведения, о его манере общаться с собеседником — в данном случае с автором текста.
Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста как вид итогового контроля имеет ряд преимуществ перед традиционным способом проверки письменной речи — сочинением на свободную или литературную тему. У него более широкие возможности для проверки коммуникативной подготовки выпускников: оно позволяет проверить не только умения создавать собственное высказывание, но и умение понимать при чтении незнакомый текст. Оно не требует никакой предварительной подготовки, связанной со сбором, накоплением и систематизацией рабочих материалов, так как содержание высказывания задано исходным текстом. Кроме того, позволяет увидеть человека таким, какой он есть в момент окончания школы, проверить без специальной подготовки его компетентность в области родного языка.
Подобная ситуация прекрасно проявляет личность выпускника, помогает оценить его искренность, зрелость мышления, нравственные предпочтения, ценностные ориентации, воспитанность, умение корректно вести диалог с автором текста, его общую образованность, общую культуру. В какой-то мере третья часть экзаменационной работы восполняет те потери от знакомства с личностью экзаменуемого, которые мы несем, заменяя традиционный экзамен тестированием, при котором личная встреча абитуриента с экзаменатором становится необязательной, более того — нежелательной.
Существенно также и то, что работа выполняется на основе неизвестного текста, с которым ученик впервые знакомится на экзамене, что исключает возможность использовать домашние заготовки, шпаргалки.
Статистические данные по результатам проведения Единого государственного экзамена показывают, что третья часть работы соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить отбор наиболее сильных выпускников.
Слабой стороной сочинения как контрольно-измерительного материала является то, что оно не может быть проверено и оценено машинным способом. Его проверяют вручную два независимых эксперта. Чтобы нейтрализовать влияние человеческого фактора на оценку работы, обеспечить равно высокое качество ее проверки и свести к минимуму разницу в баллах у проверяющих экспертов, разработана специальная система оценивания экзаменационного сочинения.
♦ Меняется также и система оценивания работы: вместо обобщенной, фактически качественной характеристики результатов работы посредством пятибалльной школьной шкалы используется аналитическая количественная характеристика всех компонентов, которая синтезируется и позволяет более точно и объективно оценить ту или иную компетенцию. Такой подход (в сочетании с возможностью использования компьютерной техники) обеспечивает значительно большую объективность результатов.
Задания итогового (аттестационного) теста оцениваются на основе двух шкал — нормативной и рейтинговой.
Нормативная шкала построена на дихотомическом принципе «правильно—неправильно». Ею в тесте по русскому языку измеряются результаты выполнения заданий с выбором ответа и с кратким ответом. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, неправильный — нулем.
Рейтинговая шкала используется для измерения тестовых заданий с развернутым ответом, т. е. для оценки сочинения. Оценочные суждения экспертов в этом случае выражаются в виде словесного описания критериев оценки и рейтингового балла, что в совокупности позволяет дать качественную характеристику компетентности учащегося.
При разработке критериев оценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологов и методистов в области преподавания родных и неродных языков; основу нормативов оценки составили действующие нормы.
Шкала оценивания сочинения включает 9 критериев, отражающих требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается шкалой разной длины: от 3 до 0 или от 2 до 0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, — 23.
Критерии оценивания сочинения:
СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
К1 – Формулировка проблем исходного текста
К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
К3 – Отражение позиции автора исходного текста
К4 – Аргументация экзаменуемым собственного мнения
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
К5 – Смысловая цельность, речевая связность и аоследовательность изложения
К6 – Точность и выразительность речи
ГРАМОТНОСТЬ
К7 – Соблюдение орфографических норм
К9 – Соблюдение языковых норм
К8 – Соблюдение пунктуационных норм
К10 – Соблюдение речевых норм
К11 – Соблюдение этических норм
К12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
4. ФГОС о планируемых результатах обучения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООО) предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:
1.Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений учащихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач и навыков проектной деятельности (внутренняя оценка).
2.Результаты итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (осуществляется внешними по отношению к учебному заведению органами, поэтому оценка является внешней).
Система оценки предусматривает уровневый подход: задания, проверяющие успешность достижения каждого из планируемых результатов, представлены в двух уровнях – базовом и повышенном, что отвечает блокам стандарта «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Полнота проверки планируемых результатов обеспечивается следующими видами и формами оценочных работ: накопительной оценкой, оценкой за итоговую работу, результатом выполнения экзаменационной работы в рамках государственной итоговой аттестации.
Накопительная оценка отражает динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов. Накопительная оценка, или портфолио, по русскому языку складывается из работ ученика, демонсрирующих успехи в достижении имм планируемых результатов.
Итоговая работа по русскому языку проверяет виды предметных компетенций: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую.
Литература
1. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы / В. И. Капинос, JI. И. Пучкова, С. И. Львова и др. — М., 2015.
2. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителей / Сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева. — М., 1980.
3. И.П.Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты Система заданий 5-9 классы. / И.П.Цыбулько. – М.: Просвещение, 2014 г.
4. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2009.