Модель рациональной случайности
Модель зависимости от ресурсов игнорирует цели, также как и популяционно-экологическая модель. Оба подхода входят в противоречие с существующим в реальности принятием решений. В следующем разделе мы опять рассмотрим понятие целей, а затем обратимся к теориям, связанным с точкой зрения, основанной на целях.
Основанный на целях подход не выдвигает предположений по поводу рациональности принятия решений, он также не придерживается упрощенной точки зрения, что организации просто являются инструментами, предназначенными для выполнения наших целей. Более того, в этом подходе цели присоединяются к причинам образа действий организаций. Цели - это часть культуры организаций и часть мировоззрения лица, принимающего решения. Организации, также как и составляющие их индивидуумы, целеустремленные создания. Эту целенаправленность наверняка можно преодолеть давлением извне, и в этом случае организации могут погибнуть или будут вынуждены коренным образом изменить свою деятельность. Модели, которые уделяют основное внимание окружению, адекватны в том, что указывают на важность окружающей среды для рождения и смерти организаций. Они, однако, ошибочны, так как не принимают в расчет целей.
Сейчас широко распространено мнение (Lehman, 1988), что организации обладают многочисленными и противоречащими друг другу целями. Это означает, что внутри организаций существует сложность определения приоритета между целями. Приоритеты устанавливаются господствующими коалициями. Господствующая коалиция может быть прямым или косвенным представлением или пересечением горизонтальных групп (то есть подъединиц) и вертикальных групп (то есть служащих, руководителей, владельцев или держателей пакета акций) с различными и, возможно, противоречащими друг другу интересами. Можно построить гипотезу, что согласие о важности различных критериев эффективности будет достигнуто в зависимости от сравнительного веса, которым обладают различные группы в установившемся порядке, который мы называем организацией. Согласие среди членов господствующей коалиции можно использовать как средство достижения эффективной информации. Например, что важнее: рыночная доля или удовлетворенность служащего? Каков компромисс между исследованиями и разработкой, между обучением и исследованием, между заботой о пациентах, медицинскими исследованиями и медицинским образованием? И так далее. Согласованность коалиции позволяет дать определение такому критерию эффективности. Эти критерии могут иметь различную степень важности для различных групп в господствующей коалиции, но каким-то образом предпочтения и интересы улаживаются, видоизменяются, приспосабливаются и разделяются всеми членами господствующей коалиции. С помощью понятия господствующей коалиции возможно сохранитьпредставление об организациях как рациональных организмах, принимающих решения (Penning и Goodman, 1977: с. 152).
Термин Penning и Goodman "критерии эффективности" здесь имеет то же значение, что и цели. Их акцент на рациональности правилен, но, возможно, преувеличен. Если мы вернемся на некоторое время к моделям, основанным на окружающей среде, мы увидим, что вокруг организации происходят события, которые нельзя предвидеть. Также могут быть конкурирующие воздействия со стороны или внутренние проблемы, которые нельзя решить рациональным способом вследствие их явно противоречивой природы. Тем не менее подход Penning и Goodman полезен тем, что он соотносит цели с рассмотрением политики и решений, осуществляемых организациями.
Важность целей можно рассмотреть и с другой точки зрения. Simon (1964) доказывает, что идея организационных целей является материализацией, или случаем "отношения к цели как к сверхиндивидуальной организации, существующей и ведущей себя независимо от поведения ее членов" (с. 2). Приведенный здесь анализ предполагает, что данная материализация необходима и правильна. Интересно, что Simon идет дальше и заявляет:
В ситуациях, связанных с принятием решения в реальной жизни, приемлемый образ действия должен удовлетворять ряду требований или ограничений. Иногда одно из этих требований отделяется и рассматривается как цель деятельности. Но выбор одного ограничения из многих в большой степени случаен. Во многих случаях более имеет смысл относиться к общему набору требований как к (комплексной) цели деятельности. Это заключение в равной мере относится к индивидуальному и организационному принятию решений (с. 7).
Таким образом, по Simon и согласно нашим задачам в этом случае, цели являются ограничениями для организационного принятия решений. Таковы же ограничения окружающей среды, обсуждавшиеся в предшествующих разделах. В качестве способа согласования важных элементов с точки зрения множественных и противоречивых целей и ограничений окружающей среды, многие аналитики поддерживают модель рациональной случайности (Donaldson, 1955, 1966).Понятие рациональной случайности было разработано на основе теории вероятностей [23] , возникшей из продуктивных трудов Lawrence и Lorsch (1967). Позже основные идеи были разработаны далее такими авторами, как Galbraith (1974,1977), Becker и Neuhauser (1975) и Negandhi и Reimann (1973a, 1973b). Donaldson (1985) утверждает, что теория вероятностей является частью "обычной науки" (c.ix). Его сильная приверженность теории вероятностей (также смотри: Hinings, 1988) основывается на умозаключении, что практические доказательства безоговорочно подтверждают ее полезность, - в этом пункте я с ним согласен.
Теорию вероятностей можно кратко изложить следующим образом: "Лучший способ организовывать зависит от природы окружающей среды, с которой организации приходится взаимодействовать" (Scott, 1981: с. 114; курсив наш). Так, в исследовании Лоренса и Лорша было отмечено, что наибольший успех имели фирмы, вырабатывающие полимеры, которые осуществляли дифференцированный подход к непостоянной и изменчивой окружающей среде, тогда как фирмы с малодифференцированным окружением, выпускающие пивные бутылки, были также менее дифференцированы изнутри. Для нас цели важны в той же степени, что и окружающая среда.
Теория вероятностей критиковалась за тавтологичность. Также она подвергалась критике за то, что она не является теорией, поскольку она не объясняет, как и почему разрабатывается наилучший способ создавать организацию (Schoonhoven, 1981; Tosi и Slocum, 1984). Кроме того, представление о наилучшем способе создавать организацию для конкретной окружающей среды игнорирует политические соображения, такие как потребность в общественных соглашениях, минимальной заработной плате или профсоюзном договоре (Katz и Kahn, 1978: с. 249). Высокая производительность может возникнуть в результате выплаты низкой заработной платы или принуждения рабочих работать более долгое время или с большей интенсивностью. Потребители и регуляторы также жизненно важны для организационной деятельности (Pfeffer и Salancik, 1978). Не имеется в виду одна из теорий организаций.смотря на эти проблемы, теории вероятностей отводится значительное место в литературе об организациях. Это значение оспаривалось Meyer, Tsui и Hinings (1993), которые предложили вероятностную модель заменить своим "конфигурационным" подходом. Они утверждают, что "конфигурационный" подход более динамичен, но, на мой взгляд, он привносит мало нового.
Когда к понятию рациональности привносится понятие вероятности, мы получаем рационально-вероятностную модель. Организации стараются достичь цели и взаимодействуйте внешними условиями, осознавая то, что не существует единственного наилучшего способа для осуществления этого. Такие разнообразные определения, как определение Burt( 1983) корпоративной благотворительности или анализ Langston (1984) британской керамической промышленности, опираются на этот подход. В случае с корпоративной благотворительностью было выяснено, что соотношение чистого дохода коммерческих компаний, вложенных в благотворительность, в большей степени зависело оттого, действовали ли компании в областях, зависимых от розничного потребления, чем от других организаций. Организации воспринимали благотворительные вклады как повышение своей доходности через повышение своей общественной репутации. В примере с британской керамикой керамическими компаниями были сохранены элементы бюрократии, поскольку они повышали прибыльность. Langston предполагает, что это можно рассматривать либо рационально-вероятностным образом, либо с позиции марксистской стратегии рабочего контроля.
Марксистский взгляд
Марксисты придерживались совершенно другого взгляда на рациональность и рационально-вероятностные подходы к организациям. Согласно Пфефферу (1982):
В марксистском анализе детерминизм окружающей среды сочетается с рациональным стратегическим выбором. Также Маркс подвергает сомнению неизбежность эволюции экономических систем и в своем анализе социальных сил видит наличие некоторых непоколебимых исторических тенденций... Марксистские исследования, относящиеся к пониманию организаций, строятся на изначальном допущении сознательного, рационального, стратегического действия, предпринимаемого со стороны капиталистического класса и организаций, контролируемых этим классом. В этом смысле марксистский анализ вполне согласуется с другими подходами, допускающими сознательное предсказуемое поведение. Как отмечал Голдман (1980: 12): "Марксистская точка зрения рассматривает равное всемогущество высокой степени административной сознательности и интернациональности не только в технических, но и в явно облегченных программах, таких как благотворительная деятельность в начале двадцатого века или эксперименты по демократизации общества 1970-х" (с. 163).
Пфеффер предполагает, что марксистские точки зрения полезны при рассмотрении двух важных пунктов, касающихся организаций. Первый касается рабочего контроля и трудовых отношений. Второй относится к межорганизационнным взаимоотношениям в виде взаимосвязанных советов директоров, которые рассматриваются как выражение "общеклассовой рациональности", также как и организационно основанной рациональности. Общеклассовая рациональность (Useem, 1979;Moore, 1979) существует, когда общественная элита старается укрепить и защитить свое положение, активно участвуя в управлении организациями.
Имеются разные точки зрения относительно того, до какой степени можно поддерживать аргументы в пользу усиления рабочего контроля и соответствующей ему потери рабочей квалификации. Наличие и роль взаимосвязанных советов директоров полностью доказаны.
Марксистский подход страдает от тех же самых проблем, что и рационально-вероятностная точка зрения: хотя последствия и должны быть рациональными, но нет никакой гарантии, что это будет так. Цели могут быть не достигнуты и взаимодействие с окружающей средой может быть неэффективным, но также может расстроиться рабочий контроль и классовая рациональность. Нельзя предположить, что менеджеры и директора будут более разумны и внимательны в случае контроля, чем в иных условиях принятия решений и исполнительской деятельности. Тем не менее, как отмечает Пфеффер (1982), марксистская точка зрения более удачно вписывает характеристики организаций в широкий исторический процесс.
Рационально-вероятностная модель не предполагает, что рациональность обязательно будет достигнута, просто будут предприняты попытки ее достижения. Не важно, с марксистской или же немарксистской точки зрения, рационально-вероятностная модель рассматривает организационное действие как результат выбора, произведенного при наличии ряда целей, в контексте окружающей среды с ее ограничениями и благоприятными возможностями (Drazin и Van de Ven, 1985).