Форма государственного устройства. Понятие, значение и виды
Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное устройство государства, характеризующееся взаимоотношениями отдельных частей государства между собой и с государством в целом. Форма государства не может быть охарактеризована без данного элемента.
Наиболее распространённой формой является унитарное государство, под которым понимается единое государство, территория которого поделена для удобства на административно- территориальные единицы, не обладающие признаками государства, не наделённые государственным суверенитетом, то есть в таком государстве создаётся единая централизованная структура государственного аппарата, власть которого распространяется на всю территорию государства. В унитарном государстве существует единое законодательство, единая денежная система, система налогов, бюджет, армия, гражданство. Таких государств большинство (176 – 177, среди которых Польша, Франция, Литва). Унитарные государства в зависимости от степени централизации делятся на централизованные (все органы управления назначаются и управляются из центра) и децентрализованные (во всех звеньях административно-территориального деления существую только выборные органы и должностные лица).Существуют такжеи смешанные системы, где часть должностных лиц назначается, а часть избирается населением (Франция). Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия – это внутренне самоуправляемая часть государства, отличающаяся географическими, национальными и бытовыми особенностями, однако не обладающая признаками государства. (Пр.: Крым на Украине. Корсика во Франции).
В зависимости от объёма полномочий выделяют политическую (органы власти автономии имеют право издания законов по вопросам, перечень которых точно определён и зафиксирован в соответствующих законах – Аландские острова в Финляндии) и административную (без права издания местных законов – Китай).
Промежуточные формы государства:
1) Уния – это монархическое по форме правления государство, в котором 2 самостоятельных государства объединяются по определённому принципу. Личной унией называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы (польско-литовская(1386-1669 гг.), англо-ганноверская (1714- 1838 гг.), нидерландско-люксембургская (1815-1890 гг.)). Реальная уния не только возглавляется одним лицом, но и может иметь общие органы власти и управления (шведско-норвежская (1814-1905 гг.), австро-венгерская (1867-1918 гг.), датско-исландская (1918-1944 гг.)).
2) Конфедерация также носит промежуточный характер, поскольку не представляет собой единого самостоятельного государства в силу того, что субъекты конфедерации абсолютно самостоятельны, т.е. полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, заключённый ими для достижения каких-либо ограниченных целей (например, совместное решение экономических проблем, проблем обороны). При образовании конфедерации новое государство не создаётся. Субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет, свои органы власти. Общие органы власти могут создаваться, но принимаемые ими решения должны быть утверждены высшими органами власти субъектов конфедерации. Выход из конфедерации может осуществляться в одностороннем порядке. История показывает, что конфедерация – весьма непрочное объединение, которое существует недолго, либо распадясь, либо преобразуясь в федерацию (США – 1776-1787). Примеры: Синегамбия, Сирия и Египет.
Федерация – это сложное государство, представляющее собой союз государств, субъекты федерации обладают признаками государства. В рамках данной формы государства следует говорить о расщеплённом суверенитете: суверенитет федерации в целом и суверенитет субъектов федерации. Объединившись, члены федерации образуют новое государство и при этом некоторые свои властные полномочия передают вновь созданным федеральным органам власти, ограничивая тем самым свой суверенитет. В Конституции или в специальном документе о создании федерации (федеративный договор) закрепляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта федерации. Таким образом, в федерации существует двойная система органов власти: федеральные органы власти, распространяющиеся на всю территорию федерации, и органы власти субъектов федерации. То же самое наблюдается и в системе права: федеральные законы (в т.ч. Конституция) и законы субъектов федерации, распространяющиеся на территории того субъекта, законодательными органами которого они были приняты. В типичной (симметричной) федерации все её члены имеют равные права, и они лишены возможности выхода из состава федерации в одностороннем порядке. Ассиметричная федерация – это такая федерация, обладают различными правам, компетенцией. Федерации могут быть и монархиями, и республиками. В настоящее время в мире 24 федерации, в т.ч. США, Индия, Россия, Бельгия. Федерации могут быть построены на национальной основе (СССР) или же на основе других факторов: территориального, экономического, транспортного и др.(США, ФРГ, Бельгия). Различают также договорные федерации – результат свободного объединения ряда государств, и учредительные – результат трансформации унитарных государств. Право сецессии в большинстве современных федераций отсутствует. (Искл. – Эфиопия).
19. Политический (государственный) режим как элемент формы государства. Понятие, значение и виды.
Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):
· степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
· характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
· тип политического поведения; характер политического лидерства;
· меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Демократический режим. Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
· провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
· решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
· предполагается существование правового государства и гражданского общества;
· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
· политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
· реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений);
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой(непосредственной) - проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения - и представительной - осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:
· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
· монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
· господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Основные характеристики авторитарного политического режима:
v в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
v роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
v в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
v сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
v права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.
Кроме того, в литературе выделяют огромное количество различных политических режимов, которые вряд ли реализованы на практике, однако имеют место быть в теории.
Плутократия – форма политического режима, когда решения правительства определяются мнением влиятельного класса богатых людей при социальном неравенстве и низкой социальной мобильности.
Олигархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц и соответствует их интересам.
Клептократия – это политический режим, при котором основные политические решения мотивированы непосредственно материальной заинтересованностью узкой группы лиц.
Корпоратократия – это политический режим, при котором власть осуществляется через могущественные и богатые компании (оружейные компании США).
Меритократия – это политический режим, при котором руководящие посты должна занимать наиболее способные люди, независимо от их социального положения.
Охлократия– это форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.