Общее право, право справедливости, уголовное и вещьное право Англии

Источники права.

В раннефеодальных государствах, возникших на, территории Британии, основным источником права был обычай. В некоторых были изданы сборники обычаев с включением норм, законодателе утвержденных государственной властью. Это - Правда Этельберта, Правда Инэ, Законы Кнута. После норманнского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характера продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодолев партикуляризма и создания общего права для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли королевские судьи. При рассмотрении дел на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в сво резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно v практики королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое "общее право". Начиная с X в. в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, "свитки тяжб", которые потом сменил сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела эти же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.

Начиная с XV в. в Англии формируется так называемое "право справедливости". В случае, если кто-либо не находи защиты своих нарушенных прав в судах "общего права", он обращался к королю за "милостью" разрешить его дел "по совести". С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера ("суд справедливости"). Судопроизводств осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально канцлер не руководствовался никаким нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений он использовал принцип канонического и римского права. "Право справедливости" дополняло общее право, восполняло его пробель "Право справедливости" также базировалось на принципе прецедента.

Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получил название статутного права.

"Общее право", регулировавшее вопросы, связанные с феодальным свободным держанием, выделяло два Вк свободных держателей:

Непосредственно от короля - баронии, которые предоставлялись "головным держателям", и 2) свободн рыцарские держания от "головных держателей". И те и другие в равной мере были вассалами короля. Сточки зрения правомочий собственника, "общее право" выделялотри категории держателей:

1Держание "фри-симпл" - можно владеть и распоряжаться, и лишь при отсутствии наследников оно возвращало сеньору как выморочное имущество.

2 Условные земельные владения.

3 Заповедные держания - держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые переходили по наследству только нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).

В XII-XIII вв. возникает институт доверительной собственности (траст), по которому одно лицо передает имущества другому с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовавшееся в его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

Правовое положение крестьянского надела. Лично зависимые (крепостные) крестьяне получили наименован! вилланов. Виллан не мог иметь никакого имущества, которое не принадлежало господину. За право пользован! наделом вилланы должны были нести различные повинности. Различались полные вилланы, чьи повинности не определены и устанавливались феодалом произвольно, и "неполные вилланы", чьи повинности были точ1 фиксированы, феодал не мог их повысить или согнать с земли. Они имели право судиться со своим господином королевских судах.

Со временем возникает новая форма крестьянского землевладения -копигольд. Копигольд - это крестьянам владение землей на основе обычая феодального поместья (манор), предоставляемое крестьянину (копигольдер путем выдачи ему выписки из протокола манориального суда, подтверждавшей его право владения участком. Г своей природе копигольд носил характер наследственной аренды.

Существовали в Англии крестьянские земли, свободные от повинностей в пользу феодалов, - фригольды. Уголовное право и процесс. С XIII в. в Англии закрепилось деление натри группы преступлений: тризн (измена фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки).

Раньше всего выработалось понятие "фелония" - убийство, поджог, изнасилование, разбой. Основным наказание за фелонию была смертная казнь.

В XIV в. тризн стал разделяться на "великую измену" - покушение или убийство короля или членов его семы изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля, восстание против короля, подделка королевской печати, монеты, ввоз в страну фальшивых денег, убийство канцлера, казначея, королевского судьи - и "малу| измену", какой считалось убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата. За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества.

Все остальные преступления относились к категории мисдиминор, наказание за них не сопровождалось смертно казнью.

В XIII-XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных как при рассмотрении уголовных, так и гражданских дел.

Арабский халифат

Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI—VII вв. ( преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории в большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующие сторонах общественной жизни:

1 родовой связи членов общества;

2 кровной мести;

3 в общем владении землей и т. д. В данном случае отмечается:

4 выделение и укрепление родовой знати;

5 распространение получают торговля и ростовщичество;

6 появление довольно крупных городов.

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противило переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и предрекало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. Новая религия - ислам - привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизываниет практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются:

1сунна (дополняющая Коран);

2 фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права);

3 указы халифов.

При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе адата (обычаев), являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должно следовать мусульманским законам и обопалам. Следует отметить, что С первой ПОЛОВИНЫ VII В. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей - Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро переходить на феодальный лад, приобретая имения и крепостных. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства первое место принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны - канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи.

Наши рекомендации