Уровни государственной идеологии

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть

многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико-концептуальный, программно-политиче­ский и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования.

Теоретико-концептуальный уровень государственной идео­логии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Программно-политический уровень государственной идеоло­гии составляют государственные документы, в которых закреп­ляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических посту- латов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п. В этих до­кументах идеи, принципы и положения государственной идео­логии, предварительно артикулированные и оформленные в виде текстов различного рода общественно-политической лите­ратуры, приобретают характер предельно четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государ­ственной власти. Поэтому государственную идеологию, счита­ют аналитики, с полным основанием можно рассматривать и как предтечу права. Положенные в основу деятельности госу­дарства идейные постулаты, освященные его авторитетом и за­щищаемые им, «служат как бы прото-правом, пред-правом, по­скольку способны при определенном стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности пре­вратиться в собственно правовые нормы» [17].

Обыденно-актуализированный уровень образуют средства че­ловеческой деятельности, в которых так или иначе пропаганди­руется содержание государственной идеологии - политиче­ская символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художе­ственная литература самых различных жанров, другие произве­дения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

Одной из самых эффективных форм выражения, воспроиз­водства и пропаганды содержания национально-государствен­ной идеологии на обыденном уровне являются политические символы. В широком смысле символ (от греч.— знак, опознавательная примета) есть знак, указывающий на какое-то бытие, какую-то реальность, какую-то действительность. Основное предназначение символа — отражение в сознании обозначаемой им реальности и обеспечение связи между этой реальностью и воспринимающим ее субъектом. Причем символ есть смысловое отражение явления и одновременно выра­жение его внешнего проявления [18]. Соответственно политиче­ский символ — это знак, с помощью которого отражается смысл того или иного политико-властного явления и обеспечи­вается внутренняя эмоциональная связь между властью и взаи­модействующим с ней субъектом.

Совокупность символов, в которой закрепляются и пропа­гандируются существенные смысловые аспекты национально-государственной жизни, принято называть государственной символикой. К государственным символам обычно принято относить флаг, герб и гимн государства. Например, в Конституции Республики Беларусь записано, что ее символами как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они, как это очевидно, выражают определенный смысл, относящийся к истории белорусского народа и его государства, особенностям на­циональной жизни белорусов, их идеалам и ценностям. Однако в состав национально-государственной символики входит ши­рокий комплекс явлений знакового характера, указывающих на те или иные существенные аспекты жизнедеятельности дан­ного народа и его государства. Такими символами являются также исторические даты, национальные деятели, политиче­ские ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скуль­птурные памятники и мемориалы, места исторических собы­тий, государственные награды и знаки отличия, банковские и казначейские билеты, политическая топонимика. Разуме­ется, данный перечень может быть продолжен. Все эти зна­ковые по своей сути и форме явления широко используются каждым государством как средство закрепления и выражения национально-государственной идеологии во всех ее аспектах.

Распространение государственной идеологии, как и любо­го иного вида идеологии, сопряжено с проблемой сохранения ее подлинного содержания, поскольку в процессе его усвое­ния широкими категориями населения могут происходить искажения изначального смысла. На массовом уровне прак­тически неизбежным является упрощение содержания идео­логии и потеря ее существенных нюансов. Однако это не может являться препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных категорий граждан. Каждое государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идеалов, ценностей и символов.

Наши рекомендации