Уровни государственной идеологии
Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть
многоуровневый феномен: в ней можно выделить теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее функционирования.
Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.
Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических посту- латов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п. В этих документах идеи, принципы и положения государственной идеологии, предварительно артикулированные и оформленные в виде текстов различного рода общественно-политической литературы, приобретают характер предельно четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государственной власти. Поэтому государственную идеологию, считают аналитики, с полным основанием можно рассматривать и как предтечу права. Положенные в основу деятельности государства идейные постулаты, освященные его авторитетом и защищаемые им, «служат как бы прото-правом, пред-правом, поскольку способны при определенном стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы» [17].
Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии - политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.
Одной из самых эффективных форм выражения, воспроизводства и пропаганды содержания национально-государственной идеологии на обыденном уровне являются политические символы. В широком смысле символ (от греч.— знак, опознавательная примета) есть знак, указывающий на какое-то бытие, какую-то реальность, какую-то действительность. Основное предназначение символа — отражение в сознании обозначаемой им реальности и обеспечение связи между этой реальностью и воспринимающим ее субъектом. Причем символ есть смысловое отражение явления и одновременно выражение его внешнего проявления [18]. Соответственно политический символ — это знак, с помощью которого отражается смысл того или иного политико-властного явления и обеспечивается внутренняя эмоциональная связь между властью и взаимодействующим с ней субъектом.
Совокупность символов, в которой закрепляются и пропагандируются существенные смысловые аспекты национально-государственной жизни, принято называть государственной символикой. К государственным символам обычно принято относить флаг, герб и гимн государства. Например, в Конституции Республики Беларусь записано, что ее символами как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они, как это очевидно, выражают определенный смысл, относящийся к истории белорусского народа и его государства, особенностям национальной жизни белорусов, их идеалам и ценностям. Однако в состав национально-государственной символики входит широкий комплекс явлений знакового характера, указывающих на те или иные существенные аспекты жизнедеятельности данного народа и его государства. Такими символами являются также исторические даты, национальные деятели, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, места исторических событий, государственные награды и знаки отличия, банковские и казначейские билеты, политическая топонимика. Разумеется, данный перечень может быть продолжен. Все эти знаковые по своей сути и форме явления широко используются каждым государством как средство закрепления и выражения национально-государственной идеологии во всех ее аспектах.
Распространение государственной идеологии, как и любого иного вида идеологии, сопряжено с проблемой сохранения ее подлинного содержания, поскольку в процессе его усвоения широкими категориями населения могут происходить искажения изначального смысла. На массовом уровне практически неизбежным является упрощение содержания идеологии и потеря ее существенных нюансов. Однако это не может являться препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных категорий граждан. Каждое государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идеалов, ценностей и символов.