Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке. 10.Этические нормы поведения судьи конституционного суда

1. Содержание статуса судьи конституционного суда

} Статус судьи конституционного суда включает права и обя­занности лица, назначенного на должность судьи, а также пра­вовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, обще­ства и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанно­стей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии опреде­ляют правовое положение судьдц

Статус судей всех видов судов (конституционных, общих, ар­битражных и других специализированных) в своей родовой ос­нове в силу единства судебной власти един. Все судьи в Россий­ской Федерации, как установлено в статье 12 Федерального кон­ституционного закона "О судебной системе Российской Федера­ции", обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федераль­ными законами, а в случаях, ими предусмотое^щых, - также и законами субъектов Российской Федерации!.{Статус судьи кон-

См.: Собрание законодательства Российской Федерации 1997 .№ 1. Ст. I.

ституционного суда имеет свои особенности, обусловленные его местом, ролью и назначением в общей судебной системе. По­этому статус судьи конституционного суда по отношению к еди­ному статусу судей в государстве будет специальным статусом. В федерациях при наличии конституционных судов в субъектах (членах) федерации могут быть выделены статус судьи феде­рального конституционного суда и статус судьи конституцион­ного суда субъекта (члена) федерации^

С точки зрения нормативного регулирования статус конститу­ционного судьи подразделяется на конституционно-правовой и на закрепленный в законах и подзаконных актах (как федерального уровня, так и на уровне субъектов (членов) федерации).

^Различают статус действующего судьи конституционного су­да и статус судьи, пребывающего в отставке. Можно выделить и статус судьи, полномочия которого приостановлены. Если рас­сматривать статус судьи конституционного суда как конкретного лица, то в этом случае статус судьи индивидуален/

2. Срок полномочий судьи конституционного суда

I Вопрос о сроках полномочий судей конституционных судов решается по-разному: а) какие-либо ограничения сроков пребы­вания в должности судьи законом не предусматриваются; б) ус­танавливается лишь срок пребывания в должности судьи; в) за­крепляется лишь предельный возраст, по достижении которого полномочия судьи прекращаются; г) предусматривается как срок пребывания в должности судьи, так и предельный возраст пре­бывания в должности суды^

Судья конституционного суда считается вступившим в долж­ность, как правило, с момента принесения им присягав

Обычно в конституции или законе указывается срок пребы­вания в должности судьи (от трех до 12 и более лет). В Германии судья Федерального Конституционного Суда назначается на должность на 12 лет, в Грузии — на 10 лет, в Италии, Испании, Франции, Украине — на девять лет, в Словакии - на семь лет, в Монголии — на шесть лет, в Югославии — на пять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи консти­туционного суда в Армении и Австрии — 70 лет, в ФРГ — 68 лет. в Турции — 65 лет, в Молдове установлен предельный возраст для назначения на должность судьи — 65 лет.

Сроки полномочий конституционных судей, как правило, пре­вышают сроки полномочий глав государств, депутатов парламента, что обеспечивает известный "консерватизм" в действиях судебной власти, стабильность конституционного строя. Установление сроков полномочий судей, предельного возраста пребывания в должности позволяет обновлять состав конституционного суда, делать его под­вижным, что, как показывает практика, оправдывает себя. Сам же конституционный суд действует постоянно, без ограничения срока.

Нередко конституция или закон оговаривают невозможность (либо возможность) избрания судей на второй срок. Запрет на переизбрание конституционного судьи на новый срок является гарантией его независимости, по крайней мере, в отношении тех органов, которые участвуют в его назначении (избрании). Не слу­чайно в тех странах, где полномочия конституционного судьи огра­ничены определенным сроком, переизбрание (переназначение) его на должность запрещено.

Для преодоления кадрового "застоя" в конституционных судах существует также практика периодической ротации его состава на одну треть (обычно через три года). Например, при общем девя­тилетнем сроке полномочий членов Конституционного Суда Ис­пании его состав обновляется на одну треть обычно каждые три года. Такая же практика существует в Литве.

Судьи конституционного суданесменяемы. Это означает, что полномочия конституционного судьи в пределах срока его пол­номочий могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным конституцией и законом.

Юрок полномочий судьи Конституционного Суда РоссийскойФедерации-РСогласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" су­дья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.]

ТСудья Конституционного Суда Российской Федерации назна­чается на должность на срок двенадцать лет, предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Рос­сийской Федерации - семьдесят лет. Полномочия судьи прекра­щаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового суды^ или до приня­тия итогового решения по делу, начатому с его участием (часть

пятая статьи 9 Федерального конституционного закона "О Кон­ституционном Суде Российской Федерации").

^Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается.

В соответствии с пунктом 4 раздела пятого "Переходные положения" Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации" судьи Конституционного Суда Российской Федерации, из­бранные до вступления в силу Конституции Российской Федерации, соглас­но пункту 5 раздела второго Конституции Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Для судей, избранных Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году, пре­дельный возраст пребывания в должности - 65 лет, т. е. шесть из них будут осуществлять свои полномочия 12 лет, а остальные семь - от 14 до 27 лет. Вторая группа - шесть судей, назначенных Советом Федерации в 1994 году, согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" будет носить судейские мантии в течение 12 лет, но с предельным возрастным порогом в 70 лет'.

Статья 14 Федерального конституционного закона "О Конститу­ционном Суде Российской Федерации" устанавливает принцип не­сменяемости судьи Конституционного Суда Российской Федерац^и^ Гарантией этого принципа служит правило, согласно которому полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федера­ции могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным консти­туционным законом.

3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда

Существуют прямые запреты для судей конституционных су­дов. Как правило, в конституциях и законах закрепляется несо­вместимость занятия должности судьи конституционного суда со следующими видами деятельности:

1) с мандатом депутата парламента, других представительных органов (Австрия, Италия, Испания, ФРГ). Интересно, что встречаются запреты судьям выставлять свои кандидатуры в ходе избирательных кампаний. Так, в Италии судьи Конституцион-

' Видимо, целесообразнее было бы распространить 12-летний срок пребывания в должности на всех судей с установлением для них единого возрастного ценза в 70 лет. Однако для этого необходимо изменение соответствующих положений действующей Конституции Российской Федерации и Федерального конститу­ционного закона ''О Конституционном Суде Российской Федерации".

ного Суда не могут выставлять свои кандидатуры на парламент­ских или других выборах;

2) с должностью члена правительства (Австрия, ФРГ);

3) с работой в органах юстиции (конституционные судьи не могут занимать судейские, прокурорские должности, заниматься адвокатской практикой);

4) с занятием государственных (административных) должно­стей и постов;

5) с занятием торговой, промышленной и иной коммерче­ской деятельностью, с выполнением управленческих, ревизор­ских функций в компаниях, преследующих цель извлечения прибыли, с должностями в частных структурах, с любой дея­тельностью коммерческого характера;

6) с партийной, политической деятельностью. В отношении по­литической деятельности существуют различные ограничения — полное запрещение членства в партии, запрещение членства на определенный период до выборов, запрещение занятия постов в руководящих органах политических партий, общественных объ­единений и т.д.

В ряде стран член конституционного суда не может состоять в руководстве профсоюзов, в ассоциациях, фондах и т.д., ему запрещена всякого рода служба в этих организациях.

В то же время в большинстве стран допускается (разрешается) занятие научной, художественной и другими видами творческой деятельности.

'|Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Кон­ституционного Суда Российской Федерации. В Российской Федера­ции в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального кон­ституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за со­бой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной опла­чиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), занятие которой не должно пре­пятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

'^Рудья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме за-

конного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в полу­чении прав и освобождении от обязанностей.

ТСудья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям!" ма­териально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления^рисутствовать на съездах и кон­ференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностьюГОн не может также входить в ру­ководящий состав каких-либо общественных объединений, даже еслц,они и не преследуют политических цел&щ

[Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информа­ции и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотре­ния в Конституционном Cyo^J который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Однако указанные выше запреты не могут рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Россий­ской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

4\0cнoвныe права и обязанности судьи конституционного суда

Судья конституционного суда:

— участвует во всех заседаниях конституционного суда с пра­вом решающего голоса;

— имеет право требовать созыва конституционного суда, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам;

— обладает другими правами, предусмотренными конститу­цией и законами^

Статья 16 Федерального конституционного закона "О Кон­ституционном Суде Российской Федерации" останавливает принцип равенства прав конституционных судейТсудьи Консти­туционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами. Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматри­

ваемым в пленарных заседаниях или в заседаниях палаты Кон­ституционного Суда, в состав которой он входите

Судья конституционного суда несет рядобязанностей. Ос­новные из них перечислены в тексте присягиТОы-обязан:

— добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел;

— участвовать во всех заседаниях конституционного суда, в голосованиях при рассмотрении дел;

— не давать консультации заинтересованным государствен­ным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции конститу­ционного суда;

— не высказывать публично свою позицию по вопросам, ко­торые изучаются или приняты к рассмотрению конституцион­ным судом, до принятия решения по этим вопросам^

5. Независимость судьи конституционного суда и ее гарантии

Судья конституционного суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется конституцией, законом (законами) о конституционном cyaeJ

Независимость судьи конституционного суда обеспечивается его несменяемостью, установленными законом основаниями и порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, неприкосновенностью, правом на отставку, запретом какого бы то ни было вмешательства в его профессиональную деятель­ность, предоставлением судье материального, социального и т.п. обеспечения, гарантией безопасности.

Серьезной гарантией независимости судьи конституционного суда являются возможность разрешения дел на основе внутрен­него убеждения судьи, его объективность, беспристрастность и личностные качества как гражданина.

^Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Россий­ской Федерации. Принцип независимости судей Конституцион­ного Суда Российской Федерации и ее гарантии установлены статьей 13 Федерального конституционного закона "О Консти­туционном Суде Российской Федерации^

/Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосно­венностью, равенством прав судей, установленными законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи,

правом на отставку,,лцязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безо­пасности, соответствующих его высокому статусу.

I Материальные гарантии независимости судьи Конституци­онного Суда Российской Федераций связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обес­печением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслужи­ванием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, ^соответствуют гарантиям, предусмотренным за­конодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судо^}

В случаях, если другими правовыми актами для судей Консти­туционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой зашиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Денежное содержание судьи не может быть уменьшено в те­чение времени пребывания его в должности.

Указами Президента Российской Федерации судьям Конституци­онного Суда Российской Федерации присваивается высший квали­фикационный класс, с чем связано установление 30-процентной над­бавки к должностному окладу. К должностному окладу предусмотре­ны также доплаты за выслугу лет, за ученую степень или ученое зва­ние, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федера­ции" и др.УСудье Конституционного Суда Российской Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительно­стью 48 рабочих дней. Он имеет право бесплатного проезда в преде­лах Российской Федерации на всех видах транспорта (кроме такси), а также другие преимущества и льготы V.

' Более подробно об этом см.: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1991 года "Об обеспечении деятельности судей Конституцион­ного Суда РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1757; Указы Президента Российской Федерации от 31 инпя 1992 года и от 27 февраля 1995 года "О присвоении высшего квалификаци­онного класса судьям Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 5. Ст. 258; Соб­рание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 867.; Указ Прези­дента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3668.; Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 года "Об обеспе­чении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3670.

\в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 года "О государственной охране"' государственная охрана предостав­ляется Председателю Конституционного Суда в течение срока его полномочий (статья 8), а другим судьям Конституционного Суда — при необходимости, исходя из характера и реальности угрозы их безопасности^ на основании распоряжения Президента Российской Федерации по представлению Председателя Суда (статьи 9, 10).

Названный закон по ряду параметров, касающихся государственной охра­ны судей, отличается от Федерального закона от 20 апреля 1995 года "О госу­дарственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов"2 (часть 1 статьи 5) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации"3 в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года (пункт 2 статьи 9), что нежелатель­но, ибо снижает уровень обеспечения личной безопасности судьи, защиты членов его семьи, имущества, как это предусмотрено Федеральным конститу­ционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

6. Неприкосновенность судьи конституционного суда

Судья конституционного суда неприкосновенен. Ни при ка­ких обстоятельствах, в том числе по истечении срока полномо­чий, он не может быть привлечен к юридической ответственно­сти за мнение, высказанное им при разрешении дел в конститу­ционном суде, за принятое конституционным судом решение.

Судья конституционного суда пользуется иммунитетом, как правило, на уровне депутата парламента.

Неприкосновенность судьи конституционного суда обеспечивает­ся также особым порядком его ответственности (импичмента).

Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Принцип неприкосновенности судьи Конституцион­ного Суда Российской Федерации закреплен в статье 15 Феде­рального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации^!

/Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной или административной от­ветственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, аре-. стован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда^

' Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2399

Российской Федерации,(за исключением случаев задержания на месте преступления!" а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

(Судья Конституционного Суда Российской Федерации, лич­ность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснению его личности подлежит немедленному освобождению.

Должностное лицо, произведшее задержание судьи Консти­туционного Суда Российской Федерации на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд Россий­ской Федерации, который в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой меры или об отказе в этом^

Проблема депутатского иммунитета, неприкосновенности судей вызы­вает большой интерес у общественности, дискуссии среди юристов и поли­тологов. В периодической печати и в других средствах массовой информа­ции высказываются мнения о слишком широких гарантиях неприкосновен­ности судей, о связанном с ними "судейским произволом". В частности, предлагается решение вопроса о привлечении судей Конституционного Суда Российской Федерации к ответственности по ряду оснований, что связано прежде всего с прекращением их полномочий, передать Совету Федерации либо Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. В случае принятия этих предложений будет нарушен общий принцип, согласно которому все вопросы прекращения полномочий судей, в том числе в по­рядке их ответственности (импичмента), решаются самостоятельно органа­ми судейского сообщества. Какое-либо вмешательство иных органов во внутренние дела Конституционного Суда может существенно ослабить дей­ствие принципа независимости судей и Конституционного Суда в целом.

7. Приостановление полномочий судьи конституционного суда

г—

Приостановление полномочий судьи конституционного суда, как правило, возможно в случае ареста судьи, привлечения его к уголовной ответственности, либо если судья по состоянию здо­ровья временно не способен выполнять свои обязанности, а также при наличии других оснований, предусмотренных консти­туцией и законами.

Судья конституционного суда, полномочия которого приос­тановлены, не вправе участвовать в заседаниях конституцион­ного суда, а также осуществлять другие официальные действия в качестве конституционного судьи.

Восстановление полномочий судьи происходит с момента отпадения основания к их приостановлению.

Приостановление полномочий судьи не влечет за собой при­остановления выплаты этому судье материального содержания и не лишает его иных гарантий, установленных конституцией и законами.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Основания приостановления полномо­чий судьи Конституционного Суда Российской Федерации и юридические последствия такого приостановления полномочий предусмотрены статьей 17 Федерального конституционного за­кона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

^Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Фе­дерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации на арест судьи или привлечение его к уголовной от­ветственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен вы­полнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конститу­ционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позд­нее месяца со дня выявления оснований к их приостановлению./

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, пол­номочия которого приостановлены, не вправе участвовать в за­седаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должност­ным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо доку­менты и иную информацию.

Конституционный Суд Российской Федерации приостанавли­вает полномочия судьи до отпадения основания к их приостанов­лению. ГЕГосстановление полномочий судьи оформляется решени­ем Конституционного Суда Российской Федерации, за исключе­нием случая временного неисполнения обязанностей по состоя­нию здоровья,!

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не влечет за собой приостановления вы­платы этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации установил порядок применения приведенных правил по приостановлению полномочий судьи Конституционного Суда.

Рассмотрение обращения о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Феде­рации. В случае поступления в Конституционный Суд обращения Генераль­ного прокурора или суда о даче согласия на арест или привлечение к уго­ловной ответственности судьи Конституционного Суда Председатель Кон­ституционного Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного за­седания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение ка­сается Председателя Конституционного Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель.

В пленарном заседании заслушиваются внесшее обращение должност­ное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конституцион­ного Суда, в отношении которого испрашивается согласие на арест или при­влечение к уголовной ответственности, или его представитель. При необхо­димости потребуются дополнительные материалы.

Конституционный Суд на закрытом совещании принимает одно из сле­дующих решений:

1) отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответст­венности судьи Конституционного Суда;

2) дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда. В этом случае одновременно решается во­прос о приостановлении его полномочий.

В таком же порядке Конституционный Суд решает вопрос о даче согла­сия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи.

Принятие Конституционным Судом Российской Федерации решения по вопросу о задержании судьи на месте преступления. В случае задержания судьи Конституционного Суда на месте преступления Председатель Консти­туционного Суда незамедлительно созывает пленарное заседание, на кото­ром в течение 24 часов Конституционный Суд должен принять решение по вопросу о даче согласия на продолжение задержания. Одновременно Пред­седатель Конституционного Суда обращается к должностному лицу, произ­ведшему задержание, или к его начальнику с требованием доставить задер­жанного судью на пленарное заседание Конституционного Суда.

При наличии обращения должностного лица, произведшего задержание судьи, или начальника этого должностного лица Конституционный Суд в пленарном заседании принимает одно из следующих решений:

1) отказать в согласии на продолжение задержания;

2) дать согласие на продолжение задержания.

При отсутствии соответствующего обращения Конституционный Суд требует немедленного освобождения судьи.

Решение Конституционного Суда по вопросу о продолжении задержания судьи не предопределяет его решения по обращению о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи, если такое об­ращение поступит в Конституционный Суд.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по состоянию здоровья. В случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Конституционного Суда, с согласия заболевшего судьи Конституционный Суд может принять решение о приостановлении полномочий этого судьи на период его временной не­трудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Конституционного Суда.

8. Прекращение полномочий судьи конституционного суда

Полномочия судьи конституционного суда, как показывает мировая практика, прекращаются ввиду:

1) утраты судьей гражданства;

2) истечения срока полномочий судьи или достижения судь­ей предельного возраста пребывания в должности;

3) ухода в отставку до достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) вынесенного в отношении судьи обвинительного пригово­ра, вступившего в законную силу;

5) допущения судьей занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоин­ство судьи; потери уважения и доверия;

7) неспособности по состоянию здоровья или иным уважи­тельным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

8) смерти судьи;

9) по другим основаниям, предусмотренным законом. В их числе, к примеру, значатся: нарушение судьей присяги, грубое нарушение служебной тайны (Австрия), грубый дисциплинар-ньщпоступок (Германия).

^Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Рос­сийской Федерации. Основания и порядок прекращения полно­мочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации определены в статье 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

^Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Фе­дерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным консти­туционным законом;

2) истечения срока полномочий судьи или достижения судь­ей предельного возраста пребывания в должности;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до дос­тижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного пригово­ра, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоин­ство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со сто­роны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свы­ше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, всту­пившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением су­да, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи J

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Фе­дерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности гит-состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) ис­полнять обязанности судьи.

/Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конститу­ционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и явля­ется официальным уведомлением об открытии вакансией

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в силу нарушения порядка его назначе­ния на должность судьи производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в силу совершения судьей поступка, по­рочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Фе­дерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судеи^

Регламент Конституционного Суда Российской Федерации установил порядок применения приведенных правил прекращения полномочий судьи Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда созывает пленарное заседание по вопросу о прекращении полномочий судьи:

1) по основаниям, предусмотренными пунктами 1 - 5, 9 - 12 части пер­вой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", - незамедлительно по получении информа­ции о наличии соответствующих обстоятельств;

2) по основаниям, предусмотренным пунктами 6-8 части первой ста­тьи 18. - незамедлительно по получении затребованного им подтверждения о достаточности оснований для рассмотрения вопроса, которое дает специ­альная комиссия судей. Она образуется из трех судей, определяемых по жребию

Судья, в отношении которого возник вопрос о прекращении полномочий по основаниям, предусмотренным пунктами 3-8 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде, вправе до созыва пленарного заседания дать письменные или устные объяснения. Письменные объяснения судьи, а также относящиеся к делу документы представляются Председателю Кон­ституционного Суда и рассылаются судьям незамедлительно. Конституцион­ный Суд может поручить одному или нескольким судьям провести дальней­шую проверку полученных сведений и собрать дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса по существу. Пленарное заседание Кон­ституционного Суда назначается не позднее 14 дней со дня поступления информации о наличии основания для рассмотрения вопроса о прекраще­нии полномочий судьи.

В пленарном заседании Конституционного Суда заслушивается судья, о прекращении полномочий которого поставлен вопрос, или зачитываются его письменные объяснения. Затем заслушиваются судья или судьи, которым была поручена предварительная проверка полученных сведений или сбор дополнительных материалов, необходимых для решения вопроса по сущест­ву. В заседание могут быть также приглашены лица, передавшие в Консти­туционный Суд информацию о наличии соответствующих обстоятельств, и иные лица, располагающие сведениями, которые могут иметь значение для решения вопроса.

При рассмотрении Конституционным Судом вопроса о прекращении полномочий судьи судья может пользоваться помощью уполномоченного им представителя.

До рассмотрения Конституционным Судом вопроса о прекращении пол­номочий судьи, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4-6, 10-12 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", судья может подать заяв­ление об отставке.

Вопрос о прекращении полномочий судьи рассматривается Конституци­онным Судом на закрытом заседании.

При решении вопроса о прекращении полномочий судьи на голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи (внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи). Принятие первого пред­ложения исключает постановку на голосование второго. В случае равенства числа голосов, поданных за прекращение полномочий и против него, а также если ни одно из предложений не получило необходимого большинства голо­сов, судья сохраняет свои полномочия.

Наши рекомендации