Средства массовой информации в политической жизни
Средства массовой информации (СМИ) — важнейший атрибут современной политической жизни, их нередко называют "четвертой ветвью власти".
Длительное время для широкой публики главным источником политической информации были газеты и журналы. В 1960 — 1980 гг. все больший вес в политическом процессе стало приобретать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ: 1) наблюдение за миром (сбор и распространение информации); 2) редактирование (отбор и комментирование событий); 3) формирование общественного мнения; 4) распространение культуры; 5) политическое просвещение широких слоев населения. Иными словами, СМИ обеспечивают широкую форму человеческой коммуникации.
Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя такие традиционные институты связи, как церковь, школа, политические партии и организации и т. д. Как раз эта особенность СМИ используется и рекламным агентством, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар, и политическим деятелем, политической партией для мобилизации массовой поддержки своей программы.
В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ нередко проливают свет на скрытые пружины политики власть имущих, обращают внимание общественности на самые одиозные стороны их деятельности и тем самым играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти.
Центральное место СМИ занимают в предвыборной агитации, оказывая на избирателей сильное и всестороннее социально-психологическое воздействие. Именно поэтому политики и кандидаты уделяют им повышенное внимание. В Российской Федерации правила и порядок использования СМИ в предвыборной агитации изложены в Положении об информационных гарантиях и Законе о средствах массовой информации.
Названное Положение и Закон гарантируют всем гражданам и избирательным объединениям равный доступ к средствам массовой информации, бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, равные условия оплаты тех мероприятий предвыборной агитации, которые организуются сверх бесплатных. Обязанность обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, придерживающимся различных политических взглядов, равные возможности для изложения своих предвыборных программ эти нормативные акты возлагают на все средства массовой информации, за исключением тех, что учреждены кандидатами либо избирательными объединениями без иных соучредителей.
Гарантия равных возможностей состоит в предоставлении равного по продолжительности и удобного для кандидатов и избирателей времени выхода в эфир, в своевременном опубликовании, обнародовании другим путем графика предоставления эфирного времени, в оказании всем кандидатам необходимой профессиональной помощи.
Периодические печатные издания (ежедневные или еженедельные газеты, еженедельники, еженедельные журналы) также должны предоставлять каждому кандидату, избирательному объединению равные возможности для осуществления предвыборной агитации: равные размер печатной площади, объем публикаций, место расположения на полосе, срок публикаций. Все это утверждается соответствующей избирательной комиссией по предложению главных редакторов периодических печатных изданий.
Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации через СМИ осуществляют избирательные комиссии, которым при обнаружении фактов нарушения этого порядка предоставлено право ставить вопрос об освобождении от должности руководителей редакции СМИ, а также право обратиться в суд с предложением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Это предложение суд обязан рассмотреть в трехдневный срок.
Политический режим
"Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим". Иначе говоря, коль скоро политический режим раскрывает и выражает функциональную сторону политической власти, то им охватывается почти весь спектр политической жизни общества. Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительно велика. Исторический опыт
показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Не обходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен идинамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.
В учебной и научной литературе под политическим режимом длительное время понимают методы и способы осуществления политической власти. Однако такое определение страдает односторонностью, не отражает суть политического режима, его динамизм имногогранность. Правда, способы и методы осуществления политической власти имеют прямое отношение к политическому режиму, но сами по себе эти методы, их конкретные виды и содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различных политических сил в стране, от политической ситуации, которая складывается в каждый отрезок времени в результате функционирования различных политических институтов (деятельности консервативных, либеральных, социал-демократических и марксистских партий и т. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность политического режима определяется через призму демократии.
Следовательно, политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена.
1. Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процессуальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.
2. Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в данной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много возможных вариантов политического режима. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил, где достигается согласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону прогресса и демократии, или в сторону антидемократизма.
3. Демократия служит главным критерием оценки политического режима. Последний как бы замеряет "дозу" демократии в политической жизни страны. "Если это соотношение в пользу демократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот — появляются признаки авторитарного режима". Когда "доза" демократии нечеткая — налицо смешанные режимы.
Среди современных видов политических режимов все большее распространение получает демократический политический режим. Ему присущи следующие устойчивые признаки. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах Жизни. Значит, важнейшая особенность демократической организации власти — органическое сочетание народовластия с личной свободой.
Одним из основополагающих принципов демократического политического режима является принцип большинства. Он составляет суть доктрины народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается первоисточником власти. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. К принципам демократической организации власти относятся многопартийность, свободные демократические выборы при равенстве всех в избирательных правах.
Авторитарный политический режим не без оснований подразделяется на жесткий и умеренный. Верховная государственная власть здесь принадлежит элите либо диктатору и его окружению. Власть осуществляется жесткими методами насилия, часто неправового. Жесткий авторитарный режим не считается с основными правами и свободами граждан, подавляет политическую оппозицию, запрещает деятельность оппозиционных партий. В умеренный авторитарный режим в определенных дозах проникают демократия и законность.
Тоталитарный политический режим был характерен, преждевсего для бывших социалистических государств. Верховная власть при нем обычно принадлежит диктатору и его ближайшему окружению. Осуществляется власть методами массового насилия в условиях беззакония и произвола. При тоталитарном режиме происходит полное огосударствление общества, всех его сфер, в том числе экономической.
Тоталитаризму присущи однопартийная система и массированная лживая пропаганда. Согласно этой пропаганде насилие применяется только против "врагов народа", а в действительности этим врагом становится сам народ.
Самым реакционным является фашистский политический режим. Термин "фашизм" итальянского происхождения и переводится как связка, объединение. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения "низших" наций и народов.
В литературе тоталитаризм и фашизм нередко отождествляют. Сходство между ними действительно есть, но имеется и принципиальное различие: они создаются и функционируют на различной экономической основе. Тоталитаризму не присущи расизм, стремление к порабощению других наций и др.