Революционно-демократическое течение. Марксизм в России

Череду революционных течений в России открывали в начале XIX века декабристы. Дворянская революционность была вершиной дворянского свободолюбия — протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она явилась оппозиционной идеологией, в которой либерализм и революционность были еще тесно переплетены. В 1830-1840 гг. в кружках рождалась новая идеология оппозиционного движения, в том числе и революционного. Ярчайшим представителем революционного движения николаевской эпохи был А.И. Герцен.

Он начал с бурного увлечения западноевропейским социализмом А.Сен-Симона и Р. Оуэна. Социализм был задуман как строй, основанный на общественной собственности на средства производства (земля, заводы и т.д.) и принципе "от каждого по его способностям, каждому по его труду".

На российское революционное движение оказали огромное влияние европейские революции 1848-1849 гг., и А.И. Герцен, приехавший в 1848 г. в Париж, искренне верил, что начавшаяся революция должна стать истинно социалистическим переворотом, поскольку несправедливость капиталистических порядков была явной и отвергалась, по его мнению, большинством народа. Вместо этого средние слои французского общества, пользуясь восстанием народных масс, потеснили крупную буржуазию и захватили власть. После этого переворота, не принесшего Франции социального равенства, вопросы политической борьбы потеряли в представлениях русских революционеров всякую ценность.

Как свидетельствует замечательное произведение А.И. Герцена "Былое и думы", десятки европейских революционеров до конца своих дней "дожевывали" итоги событий 1848-1849 гг., предательство интересов народа либералами и парламентами. Сам Герцен сумел оправиться от тяжелейшего потрясения, отбросить все, чему поклонялся, и в начале 1850-х гг. выдвинуть теорию общинного социализма, которая часто называется теорией "русского социализма". Опираясь на идею "молодости" русского народа, еще не сказавшего своего слова в политическом движении страны, Герцен указал на крестьянскую общину как ячейку "социализма". Именно община, выдержавшая вековой гнёт государства и помещиков, могла стать источником и прообразом социализма. Совместное землевладение и землепользование, уверенность крестьянина в праве на общинный надел земли казались ему достаточной гарантией от возникновения в России пролетариата, а значит, и капитализма. Иными словами, он предлагал стране прыгнуть из феодального строя прямо в социалистический.

Герцен не был ослеплен общинными порядками и ясно видел их недостатки. Он считал, что сам этот переворот мог произойти лишь в результате слияния традиционных сельских порядков с европейскими социалистическими идеями. Герцен считал, что революция в России не обязательно должна стать кровавым делом. Достаточно было освободить общину от надзора помещиков и чиновников, и общинные порядки, поддерживаемые 90% населения страны, восторжествовали бы.

Герценовские идеи являлись утопией, потому что осуществление его плана открыло бы дорогу бурному развитию в России капитализма, но никак не социалистических порядков. Однако теория общинного социализма, в отличие от проектов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, стала знаменем целого революционного направления. Через десять лет герценовская теория собрала под свои знамена российское революционное народничество.

Идеи Герцена развивает Н.Г.Чернышевский. Он считал, что община определенное время должна существовать с капиталистическим производством и лишь затем вытеснить его и установить коллективное хозяйство. Поиск самобытного устройства России, идеализация общины, которая из-за постоянных переделов лишала крестьянина стимула к труду, были вызваны желанием основателей народнического социализма найти "сокращенный" путь развития и догнать индустриальный Запад.

Все деятели революционного лагеря, безусловно, ждали всероссийского крестьянского восстания в 1861-1863 гг. как ответа на тяжелые для масс условия крестьянской реформы, которое могло бы перерасти в революцию. Так, только в год освобождения крестьян, по официальным данным, в стране разразилось 1200 бунтов и выступлений. Жестокая расправа самодержавия с бунтовщиками вызывала волну страданий у русской разночинной интеллигенции и студенчества. Зарождение революционно-демократического движения было тесно связано с протестом крестьян на половинчатость реформ 1861 г. Разочарование в реформистских методах решения российских проблем подогревает революционные настроения. Начинает формироваться оппозиция правительству.

Сплочению революционно-демократических сил, выступавших против ненавистной монархии, за ее свержение и установление демократической республики способствовали А.И. Герцен и Н.П. Огарев и издававшийся ими в Лондоне журнал "Колокол", а также Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, сотрудничавшие в российском журнале "Современник". Начинается эпоха прокламаций "Великорусс", "Молодая Россия", "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" и др. Автором некоторых из них был Н.Г. Чернышевский, ставший идеологом революционно-демократического движения. Он способствовал и созданию первой нелегальной общерусской революционной организации "Земля и воля". Возглавляли организацию братья И.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Организация имела свои отделения в разных городах, поддерживала контакты с интеллигенцией, офицерством, крестьянством, готовила восстание. Однако оно не состоялось, создать массовую партию также не удалось. В июле 1862 г. был арестован Н.Г. Чернышевский и заключен в Петропавловскую крепость, где он написал роман "Что делать?", опубликованный в 1863 г. и оказавший огромное влияние на революционную молодежь России. Были вслед за ним арестованы и другие видные революционеры Д.И. Писарев, И.А. Серно-Соловьевич. В период усиления репрессий в 1864 г. "Земля и воля" самоликвидировалась. В 1866 г. был закрыт журнал "Современник". Но деятельность этих организаций оставила след в истории, разъясняя народу понятную программу: созыв бессословного народного собрания, право каждого на землю, самоуправление крестьянских общин, выборное правительство и т.д. Поэтому поражение "Земли и воли" не остановило борьбу за социальную справедливость. Часть революционеров перешла на путь индивидуального террора. Д.В. Каракозов, член кружка ишутинцев, в апреле 1866 г. стрелял в Александра II и был повешен.

Революционно-демократическое движение первой половины 60-х гг. вызвало к жизни народничество — русскую разновидность крестьянского социализма. Народничество — заключительный этап демократического движения в 70-80 гг., идейными вождями которого были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.

В 70-е годы XIX в. русская интеллигенция разделилась на три народнических течения, которые направлялись тремя главными теоретиками: М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым. Их программы объединяла вера в русскую революцию, в них ставилась одинаковая цель — установление в стране строя, обеспечивающего социальную справедливость для всех слоев трудящегося населения. Методы же действия предлагались ими различные: от пропаганды своих взглядов и просвещения народа до захвата власти партией заговорщиков.

Одним из популярных среди революционеров-народников было анархистское бунтарское направление во главе с М.А. Бакуниным. Он полагал, что народ готов к бунту и поэтому главной задачей революционера считал взбунтовать народ. Бунт, думал Бакунин, освободит народ от государственных оков. Предпринимая попытки создать анархическую организацию в России, Бакунин сначала действовал через С.Г. Нечаева, который в конце 1870-х гг. стал ярчайшим представителем крайнего направления в революционном движении, ставившем целью тотальное разрушение государства. В деятельности кружка "Народная расправа" Нечаев исходил из принципа "цель оправдывает средства" и создал тип революционера, всецело лишенного всего человеческого, личных интересов, чувств, привязанностей. Этот тип показан Ф.М. Достоевским в романе "Бесы".

Второе направление - пропагандистское с лидером П.Л. Лавровым. Он признавал, что народ не готов к борьбе, поэтому интеллигенции следует вести революционную пропаганду, объединившись в партию. С 1873 года П.Л. Лавров издавал нелегальный журнал "Вперед". Под его влиянием в 1874 г. народники-революционеры начали "хождение в народ", стали селиться по деревням для распространения идей, но не нашли поддержки у крестьян. Как результат "хождения в народ" в Петербурге в 1876 г. появляется строго централизованная, нелегальная организация народников, отличавшаяся дисциплинированностью и конспиративностью ее членов, названная, как и общество разночинцев, "Земля и воля". Руководителями ее стали А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская. Часть народников перешла к террору. В.И. Засулич в 1878 г. стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, в 1879 г. А.К. Соловьев покушался на царя, за что был повешен.

Третьим течением народничества становится заговорщическое, которое возглавил П.Н. Ткачев. Террористы-заговорщики также считали, что народ не готов к революции, но отрицали пропаганду, так как крестьяне по инстинкту социалисты. Царизм, по их мнению, не имеет опоры в стране, и группа заговорщиков, уничтожив царя и его окружение, проведет революцию, а народ затем примет участие в преобразованиях.

Разногласия в вопросах о тактике дальнейшей борьбы в 1879 году привели к расколу организации "Земля и воля" на "Черный передел", члены которой остались на прежних позициях, т. е. выступавшую за пропаганду среди народа, особенно рабочих; и "Народную волю" — за террор. Организация "Народная воля", руководимая бесстрашными революционерами А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Перовской, главным делом избрала подготовку казни царя Александра II. После неудачной попытки С.Н. Халтурина в феврале 1880 г. взрывом в Зимнем дворце покончить с монархом, 1 марта 1881 года народоволец И.И. Гриневицкий смертельно ранил царя. Но народовольцы просчитались, народ не начал выступления против правительства, что позволило обрушить град репрессий против революционеров, которые проводил Александр III своей политикой контрреформ и реакции. Это способствовало укреплению реакционных сил в государственном аппарате и обществе в целом. Тактика политического террора проявила свою полную несостоятельность. Героические попытки Г. Лопатина, А. Ульянова возродить "Народную волю", ее методы борьбы не удались.

Неудачи народников в 70-80-е годы найти социальную опору объяснялись рядом причин, в том числе декларативностью программы, не отвечающей интересам крестьянства и не привлекающей деревенских жителей, методами, дискредитирующими идею социализма, карательными мерами правительства, обрушивающимися на революционеров, и т. д.

Однако в целом народничество не утратило своей питательной среды и продолжало оставаться выразителем интересов крестьянства. Оно дает в начале XX в. новый толчок развитию крестьянского социализма — создается партия социалистов-революционеров — ведущая крестьянская партия.

Вместе с тем события марта 1881 г. заставили революционеров искать новый идеологический фундамент и новые методы своей деятельности. Пересмотру революционерами своих позиций помогло и то, что в 1870-1880-х гг. начало постепенно набирать силу рабочее движение. Первые организации пролетариата в Одессе и Петербурге — Южно-российский союз рабочих (1875 г.) и Северный союз русских рабочих (1878 г.) — находились под сильным влиянием народников. В 1880-х гг. рабочее движение расширилось и, как показали события, ему не хватило лишь идейного обоснования и четкой программы действий. Революционеры нашли его в марксизме, ставшем самостоятельным общественно-политическим течением в России в 80-90гг. XIX века. И до начала 80-х гг. народники переписывались с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а М.А. Бакунин и Г. Лопатин переводили труды Маркса. В 1883 г. группа "Освобождение труда", созданная эмигрантами в Женеве, стала первым марксистским кружком. Лидер группы единомышленников - Г.В. Плеханов, бывший член народнических организаций "Земля и воля" и "Черный передел". 25 сентября 1883 года можно считать днем рождения группы, когда появилось объявление об издании "Библиотеки современного социализма". Вышедшие в ней книги самого Г.В. Плеханова "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия" нанесли серьезный удар по народничеству, подвергнув критике теорию общинного социализма и террора как метода общественного переустройства. Они способствовали пробуждению интереса к марксисткой теории в России. Группа "Освобождение труда" работала очень активно, издав за 20 лет 250 марксистских трудов.

Успехи нового учения в Европе, пропаганда его плехановским кружком, разгром народничества привели к возникновению в России первых социал-демократических групп Д. Благоева, П. Точисского, М. Бруснева, Н. Федосеева. Эти группы были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Однако вскоре к марксизму потянулись рабочие, которым он был понятен острой и обоснованной критикой капитализма, провозглашением пролетариата основным борцом с эксплуатацией человека человеком и надеждами на построение общества социальной справедливости.

Видную роль в пропаганде марксизма и объединении первых рабочих кружков сыграл В.И. Ленин. Начав карьеру с критики народничества, он в 1895 году создает в Петербурге первую единую социал-демократическую организацию "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В "Союз" входили будущие лидеры социал-демократической партии России Ю.О. Мартов, Г.М. Кржижановский, С.И. Радченко и др. Этой организации впервые удалось внедрить марксистский социализм в рабочее движение. Вслед за петербургским стали создаваться "Союзы" и в других городах, объединение которых положило начало организации социал-демократической партии.

Зимний дворец и его охранительные органы пока что мало интересовались движением социал-демократии. Их тревожили призраки народовольческого террора, кипение либеральных земств, возникновение политических надежд буржуазии, крестьянское антипомещичье движение. В это же время, в 60-е гг. XIX века — начале XX — зарождается и набирает силу революционно-демократическое движение и оформляются два основных направления социалистического выбора: народничество и марксизм, крестьянский и пролетарский социализм.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается суть теории «официальной народности»?

2. Расскажите об основных положениях идеологии западников и славянофилов. Какие различия и общие взгляды им были присущи?

3. Как в пореформенный период складывались и оформлялись три главных политических лагеря?

4. Назовите направления в идеологии народничества. Каковы основные этапы развития прошли народнические организации?

5. Образование группы «Освобождение труда» и ее программа пропаганды социализма в России.

Наши рекомендации