Структура системы налогов Канады

┌─────────────────────────────┐

│ Система налогов Канады │

└──────────────┬──────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

\│/ \│/ \│/

┌──────────┴────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐

┌──┤Федеральный уровень│ ┌──┤ Провинциальный │ ┌──┤ Местный уровень │

│ └───────────────────┘ │ │ уровень │ │ └───────────────────┘

│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ ┌───────────────────┐

├─>│ НДС │ │ ┌────────────────────┐ ├─>│ Налоги │

│ └───────────────────┘ ├─>│ Налог с продаж │ │ │ на недвижимость │

│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘

├─>│ Индивидуальный │ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐

│ │ подоходный налог │ ├─>│ Индивидуальный │ │ │ Налоги на │

│ └───────────────────┘ │ │ подоходный налог │ ├─>│предпринимательскую│

│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ │ деятельность │

├─>│ Подоходный налог │ │ ┌────────────────────┐ │ └───────────────────┘

│ │ с корпораций │ ├─>│ Подоходный налог │ │ ┌───────────────────┐

│ └───────────────────┘ │ │ с корпораций │ └─>│ Другие налоги │

│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ └───────────────────┘

│ │ Отчисления в фонды│ │ ┌────────────────────┐

├─>│ социального │ ├─>│ Налоги в социальные│

│ │ страхования │ │ │ и пенсионные фонды │

│ └───────────────────┘ │ └────────────────────┘

│ ┌───────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

├─>│ Налоги на алкоголь│ │ │ Налоги │

│ │ и табак │ ├─>│ на финансирование │

│ └───────────────────┘ │ │ социального │

│ ┌───────────────────┐ │ │ обеспечения │

├─>│ Таможенные сборы │ │ └────────────────────┘

│ │ и пошлины │ │ ┌────────────────────┐

│ └───────────────────┘ ├─>│ Налоги на алкоголь │

│ ┌───────────────────┐ │ │ и табак │

├─>│ Акцизные налоги │ │ └────────────────────┘

│ │ и сборы │ │ ┌────────────────────┐

│ └───────────────────┘ │ │ Роялти и налоги на │

│ ┌───────────────────┐ │ │ прибыль, получаемую│

└─>│ Другие налоги │ │ │ от разработки │

└───────────────────┘ ├─>│ природных ресурсов,│

│ │ находящихся │

│ │ в частной │

│ │ собственности │

│ └────────────────────┘

│ ┌────────────────────┐

└─>│ Другие налоги │

└────────────────────┘

Рис. 12

Дифференциация душевых бюджетных доходов между различными субъектами федерации в Канаде весьма значительна, хотя и уступает России.

Канада занимает значительную территорию, в том числе и северных районов, что существенно влияет на механизм экономических и финансовых отношений в бюджетной сфере.

Необходимо отметить, что основными налогами по масштабам облагаемой базы и роли в формировании доходов являются налог с продаж (НДС), индивидуальный подоходный налог и подоходный налог с корпораций.

Об эффективности налоговой системы Канады свидетельствует положительная динамика налоговых доходов бюджета (рис. 13).

Динамика налоговых доходов Канады, млн канадских долл.

250 000 ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

│ 205 007

│ * *

200 000 ├───────────────────────────────────────────────────────────*─209 704────────193 848

│ * 199 430 * *

│ * 188 645 189 625

│ * 159 352 * 177 881

│ 164 077 * * 165 645

150 000 ├────────────────────────*──────162 040─────────────────────────────────────────────

│ * 147 994

│ * 137 733

│ * 131 858

│ * 119 164

100 000 ├─110 365───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

50 000 ├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

- └───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 13

Основными провинциальными налогами канадской налоговой системы являются подоходный налог с населения и косвенные налоги (рис. 14).

Налоговые источники доходов провинций Канады

┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Налоговые источники доходов │

└───┬──────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Подоходный налог с населения │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Налог на прибыль корпораций │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Различные регистрационные и лицензионные сборы │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Налоги в фонды социального страхования │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Налог с продаж │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Акцизы │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

├────────┤ Рентные платежи │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

└────────┤ Налоги на дарение │

└────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 14

Следует отметить, что на федеральном уровне налоговой системы преобладает прямое налогообложение, основную долю которого составляет подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль корпораций. Основную долю поступлений в федеральный бюджет дает налог на товары и услуги. Необходимо отметить, что в Канаде преобладает прямое налогообложение: прямых налогов больше по количеству, а по объему основную долю занимает налог на товары и услуги.

Ожидание сходства налоговых систем Российской Федерации, Канады и Японии связывается с высокой активностью, помощью и многочисленными рекомендациями иностранных коллег по внедрению в экономику России действующих у них процедур, законодательных норм и правил в сфере налогообложения. При этом можно заметить, что существующих различий между налоговыми системами Японии, Канады и России не столь много. Тем не менее существуют принципиальные (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика налоговых систем

Японии, Канады и России

Критерий Канада Россия Япония
Разграничение налоговых полномочий федерации и провинции Закреплено в Конституции В Конституции только оговорено положение совместной компетенции Федерации и ее субъектов в налоговой сфере Закреплено законодательными актами
Система сбора налогов Действуют параллельно и независимо две административные системы сбора налогов федерального и провинциального правительств Применяется схема, при которой единая налоговая служба федерального подчинения администрирует налоги как федеральные, так и субъектов Федерации Налоги находятся в ведении Национального агентства по налогам
Форма взаимодействия федерации и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочий Метод параллельного использования налоговых баз Преобладание разделения налоговых доходов между двумя составляющими бюджетной системы Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные элементы устанавливаются местным парламентом
Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц Определяется по всем видам доходов Определяется отдельно по каждому виду доходов
Налогообложение государственных предприятий Недопущение налогообложения федерацией провинций, и наоборот, а также недопущение налогообложения муниципалитетами собственности федерального и провинциальных правительств Налоговая система не выделяет государственные (унитарных) предприятия в какую-либо специфическую категорию налогоплательщиков

Во-первых, необходимо отметить наличие в канадской структуре и отсутствие в российской и японской конституционного разграничения налоговых полномочий обеих составляющих государственной власти. Если в Канаде субъекты в пределах, заданных Конституцией и юридическими соглашениями между федеральным, провинциальным и местным уровнями, наравне с федеральным уровнем являются самостоятельными в определении права, величин и объектов налогообложения, то российская и японская Конституции не оговаривают различие налоговых полномочий. Закреплено лишь положение о совместной компетенции федерации и ее субъектов в налоговой сфере.

Во-вторых, существенное отличие российской и японской систем налогообложения от канадской модели состоит в иерархическом характере. Налоговая система РФ базируется на доминировании федеральных налогов при предоставлении региональным властям некоторых прав в части уточнения налоговой базы и ставок, сроков уплаты. Японская налоговая система также основана на доминировании государственных налогов в части установления всех элементов, предоставляя местным властям только возможность определять виды налогов и предельные ставки. При этом единая налоговая служба федерального подчинения администрирует федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации и государственные и местные налоги в Японии. Канадская же налоговая система использует на сегодняшний день все три известные в мировой практике ключевые формы взаимодействия федерации и ее субъектов в области реализации налоговых полномочий:

- разграничение налоговых баз, т.е. закрепление налоговой базы за определенным правительством;

- параллельное использование налоговых баз, при котором оба правительства независимо вводят свои налоги на одну и ту же базу;

- разделение доходов, когда единая сумма налога расщепляется между двумя или более бюджетами.

Основным при этом по объему и роли в формировании доходов бюджетной системы государства является метод параллельного использования налоговых баз. Комплексный, единый характер налоговой системы Канады и высокая степень самостоятельности государственных органов федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что делает такую систему налогообложения эффективной.

Этому способствует и порядок расходования средств бюджетов. В Канаде осуществляется большое количество совместно финансируемых федерально-провинциальных и провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации от вышестоящих. Значительные суммы при этом идут в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уровнять бюджетные расходы на душу населения. Конкуренция провинций за привлечение капитальных инвестиций препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налоговой нагрузки.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся другие, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Но незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации отечественного налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание того, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям - как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы сегодня - главная проблема реформы налогообложения. Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет сделано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Нельзя не сказать еще об одном важном принципе формирования налоговой системы - ориентировании, позволяющем устранить двойное налогообложение. В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. Сейчас налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

Изучение опыта установления и взимания налогов в странах, схожих по государственному устройству, безусловно, заслуживает большого внимания в Российской Федерации, стоящей на пути реформирования налоговой системы, для превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. Однако, применяя опыт зарубежных стран в формировании налоговой системы, следует ориентироваться прежде всего на национальные особенности социально-экономической и политической систем Российской Федерации, поскольку только соответствие им способно обеспечить эффективную и стабильную налоговую систему.

Наши рекомендации