Структура системы налогов Канады
┌─────────────────────────────┐
│ Система налогов Канады │
└──────────────┬──────────────┘
┌────────────────────────┼────────────────────────┐
\│/ \│/ \│/
┌──────────┴────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐
┌──┤Федеральный уровень│ ┌──┤ Провинциальный │ ┌──┤ Местный уровень │
│ └───────────────────┘ │ │ уровень │ │ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ ┌───────────────────┐
├─>│ НДС │ │ ┌────────────────────┐ ├─>│ Налоги │
│ └───────────────────┘ ├─>│ Налог с продаж │ │ │ на недвижимость │
│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘
├─>│ Индивидуальный │ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐
│ │ подоходный налог │ ├─>│ Индивидуальный │ │ │ Налоги на │
│ └───────────────────┘ │ │ подоходный налог │ ├─>│предпринимательскую│
│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ │ │ деятельность │
├─>│ Подоходный налог │ │ ┌────────────────────┐ │ └───────────────────┘
│ │ с корпораций │ ├─>│ Подоходный налог │ │ ┌───────────────────┐
│ └───────────────────┘ │ │ с корпораций │ └─>│ Другие налоги │
│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘ └───────────────────┘
│ │ Отчисления в фонды│ │ ┌────────────────────┐
├─>│ социального │ ├─>│ Налоги в социальные│
│ │ страхования │ │ │ и пенсионные фонды │
│ └───────────────────┘ │ └────────────────────┘
│ ┌───────────────────┐ │ ┌────────────────────┐
├─>│ Налоги на алкоголь│ │ │ Налоги │
│ │ и табак │ ├─>│ на финансирование │
│ └───────────────────┘ │ │ социального │
│ ┌───────────────────┐ │ │ обеспечения │
├─>│ Таможенные сборы │ │ └────────────────────┘
│ │ и пошлины │ │ ┌────────────────────┐
│ └───────────────────┘ ├─>│ Налоги на алкоголь │
│ ┌───────────────────┐ │ │ и табак │
├─>│ Акцизные налоги │ │ └────────────────────┘
│ │ и сборы │ │ ┌────────────────────┐
│ └───────────────────┘ │ │ Роялти и налоги на │
│ ┌───────────────────┐ │ │ прибыль, получаемую│
└─>│ Другие налоги │ │ │ от разработки │
└───────────────────┘ ├─>│ природных ресурсов,│
│ │ находящихся │
│ │ в частной │
│ │ собственности │
│ └────────────────────┘
│ ┌────────────────────┐
└─>│ Другие налоги │
└────────────────────┘
Рис. 12
Дифференциация душевых бюджетных доходов между различными субъектами федерации в Канаде весьма значительна, хотя и уступает России.
Канада занимает значительную территорию, в том числе и северных районов, что существенно влияет на механизм экономических и финансовых отношений в бюджетной сфере.
Необходимо отметить, что основными налогами по масштабам облагаемой базы и роли в формировании доходов являются налог с продаж (НДС), индивидуальный подоходный налог и подоходный налог с корпораций.
Об эффективности налоговой системы Канады свидетельствует положительная динамика налоговых доходов бюджета (рис. 13).
Динамика налоговых доходов Канады, млн канадских долл.
250 000 ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
│
│
│ 205 007
│ * *
200 000 ├───────────────────────────────────────────────────────────*─209 704────────193 848
│ * 199 430 * *
│ * 188 645 189 625
│ * 159 352 * 177 881
│ 164 077 * * 165 645
150 000 ├────────────────────────*──────162 040─────────────────────────────────────────────
│ * 147 994
│ * 137 733
│ * 131 858
│ * 119 164
100 000 ├─110 365───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
│
│
│
│
50 000 ├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
│
│
│
│
- └───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 13
Основными провинциальными налогами канадской налоговой системы являются подоходный налог с населения и косвенные налоги (рис. 14).
Налоговые источники доходов провинций Канады
┌──────────────────────────────────────────────┐
│ Налоговые источники доходов │
└───┬──────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Подоходный налог с населения │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Налог на прибыль корпораций │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Различные регистрационные и лицензионные сборы │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Налоги в фонды социального страхования │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Налог с продаж │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Акцизы │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
├────────┤ Рентные платежи │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
└────────┤ Налоги на дарение │
└────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 14
Следует отметить, что на федеральном уровне налоговой системы преобладает прямое налогообложение, основную долю которого составляет подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль корпораций. Основную долю поступлений в федеральный бюджет дает налог на товары и услуги. Необходимо отметить, что в Канаде преобладает прямое налогообложение: прямых налогов больше по количеству, а по объему основную долю занимает налог на товары и услуги.
Ожидание сходства налоговых систем Российской Федерации, Канады и Японии связывается с высокой активностью, помощью и многочисленными рекомендациями иностранных коллег по внедрению в экономику России действующих у них процедур, законодательных норм и правил в сфере налогообложения. При этом можно заметить, что существующих различий между налоговыми системами Японии, Канады и России не столь много. Тем не менее существуют принципиальные (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика налоговых систем
Японии, Канады и России
Критерий | Канада | Россия | Япония |
Разграничение налоговых полномочий федерации и провинции | Закреплено в Конституции | В Конституции только оговорено положение совместной компетенции Федерации и ее субъектов в налоговой сфере | Закреплено законодательными актами |
Система сбора налогов | Действуют параллельно и независимо две административные системы сбора налогов федерального и провинциального правительств | Применяется схема, при которой единая налоговая служба федерального подчинения администрирует налоги как федеральные, так и субъектов Федерации | Налоги находятся в ведении Национального агентства по налогам |
Форма взаимодействия федерации и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочий | Метод параллельного использования налоговых баз | Преобладание разделения налоговых доходов между двумя составляющими бюджетной системы | Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные элементы устанавливаются местным парламентом |
Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц | Определяется по всем видам доходов | Определяется отдельно по каждому виду доходов | |
Налогообложение государственных предприятий | Недопущение налогообложения федерацией провинций, и наоборот, а также недопущение налогообложения муниципалитетами собственности федерального и провинциальных правительств | Налоговая система не выделяет государственные (унитарных) предприятия в какую-либо специфическую категорию налогоплательщиков |
Во-первых, необходимо отметить наличие в канадской структуре и отсутствие в российской и японской конституционного разграничения налоговых полномочий обеих составляющих государственной власти. Если в Канаде субъекты в пределах, заданных Конституцией и юридическими соглашениями между федеральным, провинциальным и местным уровнями, наравне с федеральным уровнем являются самостоятельными в определении права, величин и объектов налогообложения, то российская и японская Конституции не оговаривают различие налоговых полномочий. Закреплено лишь положение о совместной компетенции федерации и ее субъектов в налоговой сфере.
Во-вторых, существенное отличие российской и японской систем налогообложения от канадской модели состоит в иерархическом характере. Налоговая система РФ базируется на доминировании федеральных налогов при предоставлении региональным властям некоторых прав в части уточнения налоговой базы и ставок, сроков уплаты. Японская налоговая система также основана на доминировании государственных налогов в части установления всех элементов, предоставляя местным властям только возможность определять виды налогов и предельные ставки. При этом единая налоговая служба федерального подчинения администрирует федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации и государственные и местные налоги в Японии. Канадская же налоговая система использует на сегодняшний день все три известные в мировой практике ключевые формы взаимодействия федерации и ее субъектов в области реализации налоговых полномочий:
- разграничение налоговых баз, т.е. закрепление налоговой базы за определенным правительством;
- параллельное использование налоговых баз, при котором оба правительства независимо вводят свои налоги на одну и ту же базу;
- разделение доходов, когда единая сумма налога расщепляется между двумя или более бюджетами.
Основным при этом по объему и роли в формировании доходов бюджетной системы государства является метод параллельного использования налоговых баз. Комплексный, единый характер налоговой системы Канады и высокая степень самостоятельности государственных органов федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что делает такую систему налогообложения эффективной.
Этому способствует и порядок расходования средств бюджетов. В Канаде осуществляется большое количество совместно финансируемых федерально-провинциальных и провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации от вышестоящих. Значительные суммы при этом идут в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уровнять бюджетные расходы на душу населения. Конкуренция провинций за привлечение капитальных инвестиций препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налоговой нагрузки.
Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся другие, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Но незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации отечественного налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание того, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность. Постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям - как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы сегодня - главная проблема реформы налогообложения. Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет сделано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.
Нельзя не сказать еще об одном важном принципе формирования налоговой системы - ориентировании, позволяющем устранить двойное налогообложение. В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. Сейчас налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.
Изучение опыта установления и взимания налогов в странах, схожих по государственному устройству, безусловно, заслуживает большого внимания в Российской Федерации, стоящей на пути реформирования налоговой системы, для превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. Однако, применяя опыт зарубежных стран в формировании налоговой системы, следует ориентироваться прежде всего на национальные особенности социально-экономической и политической систем Российской Федерации, поскольку только соответствие им способно обеспечить эффективную и стабильную налоговую систему.