Использование прожиточного минимума в социальной практике России
Лекция 13. Социальная поддержка малообеспеченных
Основные понятия:компенсация, индексация, адресная социальная помощь,
План лекции:
Использование прожиточного минимума в социальной практике России
2. Виды социальной помощи малообеспеченным
3 Бытовое обслуживание малообеспеченных как составляющая часть их социальной защиты
Основное содержание лекции
Использование прожиточного минимума в социальной практике России
В России стоимостная величина прожиточного минимума является границей бедности.
Указом Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения российской Федерации» от 2 марта 1992 г. N210 предусмотрено органам исполнительной власти на местах определять региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.
Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики могут быть использованы:
- в качестве базы для адресной социальной политики;
- в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения;
- для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;
- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости, пособий, стипендий, сметы расходов на содержание граждан в домах престарелых, инвалидов, детей в детских домах и Домах ребенка, больных в больницах, осужденных в исправительных трудовых учреждениях.
- для использования в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что сделает эти пособия и выплаты более адресными.
Использование прожиточного минимума при проведении адресной социальной политики особенно важно в нынешней социально-экономической ситуации в России. Материальные и финансовые возможности для проведения социальной политики всегда ограничены и реализуемые государством социальные программы должны быть нацелены на поддержку самых низкодоходных групп населения. В этой связи важным становится повышение личной ответственности каждого члена общества за свое социально-экономическое положение.
2. Виды социальной помощи малообеспеченным
Если раньше регулирование уровня жизни населения страны осуществлялось централизованно, то в современной России данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация.
Индексациякак механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.
Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами: 1) путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время (раз в год, раз в квартал); 2) путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных). Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паев, недвижимости).
Выплаты по индексации осуществляются за счет государственного и местного бюджетов, за счет средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.
Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация.Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.
Каждый из этих способов регулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдается в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики.
В странах развитых рыночных отношений и стабильной экономики имеется опыт того, какие социальные группы и слои должны защищаться государством в первую очередь (не имеющие возможности к самообеспечению), какова должна быть доля социальных отчислений из фонда оплаты труда, чтобы это не повлияло на мотивацию труда людей. Согласно расчетам эта доля в нынешних условиях не должна превышать 25% от фонда оплаты труда. В конечном счете, однако, все зависит от «содержания» каждого процента, т.е. объема социальных выплат, обусловливаемого уровнем экономического развития общества, его нормального функционирования.
Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.
В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:
• льготное налогообложение;
• предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);
• пособия на детей и по безработице, пенсии и др.
Особое значение в решении проблемы материального обеспечения социально уязвимых групп населения в кризисную эпоху, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры.К ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения в финансирование социальных программ (в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве), в том числе за счет благотворительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными; развитие добровольного страхования (наряду с государственным); продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоев населения; бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками; адресная помощь малоимущим группам и семьям; сочетание финансовой и натуральной помощи и т.д.
Естественно, все эти меры важны всегда, но особенно в периоды кризисного состояния общества. А поэтому они должны быть использованы в нашей стране.
В заключение отметим, что, поскольку ныне государство не в состоянии организовать всемерную поддержку всем нуждающимся группам населения, развитие отечественной благотворительности(имеющей глубокие исторические корни) в социальной поддержке малоимущих приобретает важнейшее значение. Различные благотворительные организации, фонды (см. об этом в гл. 3), промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспечения их одеждой, обувью, средствами передвижения, постельными принадлежностями, продуктами питания, на посещение ими театров и концертных залов, организацию медицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказание надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.
3. Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан как составная часть социальной защиты населения
Как уже упоминалось, к категории малообеспеченных граждан относятся пожилые люди пенсионного возраста, инвалиды, многодетные и неполные семьи, семьи с инвалидами на попечении, а также граждане, чей прожиточный минимум ниже установленных для данного конкретного региона норм. Бытовое обслуживание малообеспеченных граждан является одной из составных частей социального обслуживания населения и выполняет функцию социальной защиты.
Преимущественное право на бытовое обслуживание имеют пожилые граждане и инвалиды. Принципы обслуживания определены Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятым Государственной Думой 17 мая 1995 г.: «Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств».
Главной цельюбытового обслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
Основы бытового обслуживания многодетных, неполных семей и семей с детьми-инвалидами определяются «Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям», утвержденным в 1994 г. В нем дано определение центра как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Бытовое обслуживание многодетных семей и семей с детьми-инвалидами включается в направления деятельности центров, востребованность этого направления социальной помощи очень велика.
Бытовое обслуживание может быть обеспечено в условиях стационарных и полустационарных социальных учреждений, на дому, а также предоставлено гражданам обычными предприятиями бытового обслуживания на льготных условиях, в частности по договору с муниципальными органами власти или муниципальными социальными учреждениями.
Социальное обслуживание на домуосуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
В стационарных учрежденияхбытовое обслуживание обеспечивается наряду с другими видами обслуживания персоналом учреждения во всех необходимых видах.
Полустационарное бытовое социальное обслуживаниеосуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при организации социальной защиты населения. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний.
В соответствии с указанным Законом на надомное обслуживание принимаются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей.
Зачисление на надомное обслуживание производится на основании письменного заявления в орган социального обслуживания; обследования материально-бытовых условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт его материально-бытовых условий; заключения о состоянии здоровья; а также данных РУСЗН о размере получаемой пенсии и о составе семьи. Решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах и периодичности требуемых ему услуг принимается в недельный срок.
Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты (в зависимости от материального положения нуждающихся в бытовом обслуживании граждан).
Нормативно-правовая база лежит в основе практического опыта оказания бытовых услуг населению.
Социологические опросы, а также опыт социальных работников показывает, что пожилые люди, инвалиды, семьи, нуждающиеся в помощи, предпочитают получать ее в форме нестационарного (на дому) или полустационарного обслуживания.
Возможность социально-бытового обслуживания малообеспеченных граждан реализуется через Центр социального обслуживания населения – это типовое учреждение социального обслуживания. Часть центров преобразовывается в комплексные центры, объем и направленность услуг которых более универсальны. Так, в Тамбовской области действует 32 комплексных центра социального обслуживания населения. Три из них расположены в г.Тамбове и предоставляют социальные услуги соответственно населению Октябрьского, Советского и Ленинского районов.