Теория «рабочего фонда» и прожиточного минимума

Биологический пессимизм против утопического оптимизма. Вплоть до начала XIХ в. в общественном мнении господствовал в соответствии с призывом Ветхого Завета «плодитесь и размножайтесь» взгляд, что государство должно, по возможности, поощрять рост населения. Противоположный взгляд установился под влиянием книги приходского священника англиканской церкви Томаса Р. Мальтуса (1766 — 1834) «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества» (1798).

Трактат Мальтуса был написан как полемика с оптимистическими просветительскими концепциями прогресса, изложенными в вышедших в 1793 — 1794 гг. книгах англичанина У. Годвина и француза Ж. А. Н. Кондорсе, весьма своеобразных личностей революционной эпохи. Писатель У. Годвин под влиянием идей французских энциклопедистов стал ярым критиком современного ему общественного порядка, оценивая государство и религию как орудия угнетения одной части человечества ради благоденствия другой. Крупная частная собственность, по Годвину, — право высших классов распоряжаться продуктами чужого труда; источник роскоши и пресыщения одних, нищеты и истощения других. Причины общественных бедствий — в плохих учреждениях и законах; а от природы человек существо благожелательное и добродетельное. Годвин стал проповедовать отказ от государства, законодательства, религии и даже брачного союза ради общественного переустройства (допуская, что такое возможно мирным путём) на основе коренного изменения в формах собственности и распределения богатств. Предлагая уравнительный раздел собственности, чтобы любой работник мог свободно распоряжаться продуктами своего труда как индивидуальный хозяин, Годвин рассматривал такой переворот как начало движения к всеобщему благоденствию с распределением соответственно «разумным» потребностям каждого.

Парижский академик Ж. А. Н. Кондорсе, смолоду преуспевший в математике и литературе, развил идеи физиократов до мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом. Со времени назначения Ж. Тюрго министром финансов (1774) Кондорсе был председателем комитета по упорядочению мер и весов, пока в 1791 г. Законодательное собрание, президентом которого стал Кондорсе, не приняло решения о переходе к метрической системе. Войдя в революционный Конвент, Кондорсе вступил в конфликт с якобинцами, был объявлен «врагом республики» и, заключенный в тюрьму, покончил с собой в ожидании гильотины, оставив изданный вскоре «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», прославлявший разум и его безграничное совершенствование как движущую силу исторического прогресса.

Мальтус подверг прекраснодушные утопии Годвина и Кондорсе холодной критике, провозгласив, что главная причина бедности — не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в «великом законе природы», проявляющемся в стремлении живых существ «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Опираясь на данные о двойном увеличении численности населения США с момента обретения ими независимости (и не учитывая фактора иммиграции), Мальтус вывел неумолимый закон народонаселения:количество жителей при свободном размножении возрастает в геометрической прогрессии (удвоение за 25 лет); тогда как рост количества продовольствия возможен только в арифметической прогрессии. Отставание прироста жизненных благ Мальтус объяснял ограниченностью плодородных земель и законом убывающего плодородия почвы:снижением отдачи от каждого добавочного вложения труда и капитала в обрабатываемую землю.

Поскольку население всегда давит на продовольственные ресурсы и всегда готово размножаться быстрее, чем растёт пропитание, рассуждал Мальтус, устранение частной собственности поведёт не к благоденствию, а к ожесточению борьбы за существование вследствие быстрого размножения. Производство окажется не в состоянии держаться на уровне потребления; «если не препятствовать людям утолять голод чужим хлебом, то количество хлеба повсеместно уменьшится».

Теория «рабочего фонда» и отрицание помощи бедным. Применительно к современному ему обществу Мальтус порицал государственную помощь малоимущим, считая, что она потакает неблагоразумию бедняка, снимая с него ответственность за содержание его семьи. Также и повышение заработной платы выше прожиточного минимума Мальтус считал нецелесообразным, так как с ростом дохода рабочие начинают обзаводиться семьями с большим числом детей; рост соучастников распределения ведёт к нехватке пищи, росту цен и уменьшения потребления низших классов. «Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители... и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места».

Громкая, хотя зачастую зловещая слава, выпавшая на долю «Опыта о законе народонаселения», имела два ближайших последствия: возникновение общественного интереса к проблеме «предупреждения» перенаселённости и приглашение Мальтуса в колледж Английской Ост-Индской компании на должность профессора политэкономии — первую в Англии. С профессорской кафедры Мальтус продолжал проповедовать законы народонаселения и убывающего плодородия почвы как аксиомы. Вскоре он нашёл могучего союзника в борьбе против законов о бедных — гения биржевых спекуляций и теоретических абстракций Д. Рикардо.

Наши рекомендации