Социальное государство как феномен в позитивном праве
Социальные права (ВДПЧ 1948г.) ст. 25 фиксирует следующее определение: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления смерти или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам”.
Социальные права регламентируются в международном акте о социальных, экономических и культурных правах 1966г.
Социальные права:
На труд;
На условия труда;
На отдых;
На досуг;
На оплачиваемый отпуск;
На социальное обеспечение;
На образование;
На пользование достижениями культуры;
Понятие социального государства формируется в конце XIXв. – начало XXв., В Германии “социальное государство” ввел немецкий государствовед Лоренс Фон Штейн (2-ая половина XIXв.); Теоретики Фридрих Науманн, Адольф Вагнер, Антон Менгир.
В России в конце XIX – начало XX вв. понятие “социальное государство” и “социальные права” развивались; В.С. Соловьев, Т.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, И.А. Покровский.
Идея – Демокрит, Платон, Аристотель – уже говорили об идеальном государстве.
В XIXв. в задачи входило поднятие бедных/низких слоев населения до высоких. Недопущение бедности.
Менгер – право на труд.
Кейнс – идея необходимости экономического регулирования государством (Кейнсманская революция).
В России идея социального государства связна с православием.
Предпосылки социального государства:
Относительно высокий уровень развития экономики, производственных сил, общества;
Высокий уровень развития классового сознания негосподствующих классов и классовой борьбы;
Важной предпосылкой создания социального государства в западных странах XXв., стало:
Эксплуатирование стран зависимой периферии (3-ий мир) à перераспределение ресурсов;
Наличие существования стран социалистического лагеря (СССР à постоянная поддержка стандартов социализма; Наивысшего развития социальные государства достигают в западных странах к концу 50-70гг.
•С конца 70-х происходит отказ от социального государства, его разрушение, деструкция. На сегодня государство всеобщего благоденствия пока сохранилось в Скандинавских странах (Швеция, Дания, Финляндия, Исландия). Причины:
Смешанный характер экономики;
Организованное и активное профсоюзное и социалистическое движение;
Высокое и прогрессивное налогообложение (50-60%);
Инновационная ориентация экономики. Финляндия – высокое производство; Норвегия и Швеция – нефть, газ (80% государственного бюджета).
•Социальное государство в современном мире в основном отходит от своих принципов, т.к.:
На смену государственному регулированию экономики пришел неолиберализм (государственный строй);
Уничтожение совокупной системы, развал “социализма” (нет конкуренции идей в политике);
(23) Формационный подход к типологии государств.
Формационный подход. Основоположники (К. Маркс, Ф. Энгельс). Если в цивилизационном подходе основное – культура, то в формационном à экономика.
Формация – общество, основанное на определенном (основное понятие) способе производства материальных благ.
Способ производства – право взятое в его конкретное исторической форме; характеризуется: определенным сочетанием производственных сил (человек, средства и орудия) и производственных отношений (отношения между людьми, складывающиеся в сфере производства).
В марксизме производственные отношения понимаются как социальная материя т.е., то, что не зависит от сознания, определяет собой сознание и определяет общественную структуру власти. Производственные отношения понимаются как материал.
•Выделяют 5 надстроек, соответственно 5 способов производства + первобытнообщинный (но в нем нет государства - квазигосударство):
Азиатский;
Рабовладельческий;
Феодальный;
Буржуазный (капиталистический);
Коммунистический ( I стадия – социалистический);
• Общие функции эксплуатируемых типов государств (азиатский, рабовладельческий и.т.д.):
Охрана частной собственности;
Удержание в повиновении негосподствующих;
Ведение завоевательных воин;
____________________________Азиатский способ______________________________
1. Государство на азиатском способе производства. С точки зрения своей сущности они являются организацией политической власти, так называемого политарного класса (Политаристы владели средствами производства и производителями материальных благ только сообща. Поэтому они вместе взятые с неизбежностью входили в особую иерархически организованную систему распределения прибавочного продукта — политосистему). Экономическая основа – частная собственность на средства производства в государственной форме (или в форме государственной собственности), частная собственность, как собственность части общества может существовать в следующих формах: индивидуальная и государственная.
Существует 2 класса:
- Господствующий: Чиновники;
- Эксплуатированный: Свободные крестьяне – общинники. Существовали и рабы, но они были не основной рабочей силой (патриархальный характер).
!Для такого государства характерен террор, как средство государственной политики. Глава государства (деспот) обладает жизнью и смертью всех своих подданных. Примеры стран: Египет, Вавилон, Индия.
________________________Рабовладельческий способ__________________________
Рабовладельческое государство, по своей сути, является организацией политической власти класса рабовладельцев. Экономическая основа – частная собственность на средства производства в форме индивидуальной собственности. Отношения эксплуатации. Принуждение к труду (раб не заинтересован в результате труда).
__________________________Феодальное государство__________________________
Организация политической власти класса феодалов. Экономическая основа – частная собственность в форме коллективной собственности. Основные классы:
- Господствующий – феодалы à Дворянство; духовенство
- Эксплуатируемый – зависимые крестьяне.
Отношения основываются как на экономике, так и внеэкономическом принуждении. Крестьяне подчинялись гнету из боязни.
________________Буржуазное (капиталистическое) государство_________________
Организации политической власти класса буржуазии (капиталисты). Экономическая основа – частная собственность в форме индивидуальной собственности.
Классы: буржуазия и рабочий класс (пролетариат). Отношения основываются на экономическом принуждении к труду. Последний антагонистический тип, затем социальная революция.
_____________________Социалистическое государство________________________
По своей сущности представляет собой организацию политической власти всего народа (в теории развитого социального государства). Экономическая основа – общая (нечастная) собственность на средства производства. Отсутствие эксплуатации. Распределение: “От каждого по способности - каждому по труду”.
•Переходные периоды, когда в государствах:
Находятся 2 способа производства;
Переход от 1-го к др. характеризует не историю государства, а историю человеческого общества;
•Общие закономерности: 1) Смена типов государства происходит в обществе в результате социальных революций Социальная революция – качественное изменение экономического базиса и общественной надстройки. Это изменение производственных отношений и способа производства.
2) Основа революции: конфликт между производственными отношениями и производственными силами. Производственные силы развиваются динамичнее, чем производственные отношения.
3) Революционная ситуация приводит к революции, но не каждая революция может быть мирной. Основные признаки революции: - переход властей из рук 1-го класса в руки другого à отличать от переворота. Меняется человек из одной и той же группы.
(24) Государственная власть. Принцип разделения властей: теория и практика.
Государственная власть осуществляется на основании разделения властей:
Законодательная
Исполнительная
Судебная
•Разделение закреплено в ст. 10 КРФ и направлено для осуществления, так называемого механизма сдержек и противодействий в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышения над другими какой-либо одной веткой власти. Не допустить захвата власти кем-либо или присвоения властных полномочий (диктатуре). Данный принцип представляет собой систематизирующий фактор механизма современного Российского государства.
Зачатки принципа зародились в античность и получили развитие в эпоху буржуазных революций (Джон Локк, Монтескье).
•На практике: осуществимо не разделение властей, а разделение функций между государственными органами.
Исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной. Подлинного народовластия не обеспечивается. Разделение властей, как такового нет! Народ выбирает и формирует законодательную власть, а исполнительная власть действует по своему усмотрению à концентрация власти в ее руках (т.е. полного народовластия принцип не обеспечивает).
(25) Форма государственного правления: понятие и виды.
Форма правления – категория, характеризующая организацию государственной власти, порядок образования и деятельность верховных органов власти. Одним из критериев распознания форм правления является способ осуществления верховной государственной власти:
1) Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит 1-му лицу – монарху и передается по наследству. Верховная государственная власть, осуществляемая единолично. Глава государства формально-юридически не зависит от народа (воли). Монархию можно разделить на следующие типы:
Абсолютная монархия – вся власть принадлежит одному лицу (Саудовская Аравия). Власть неограниченна. Органы власти подотчетны монарху.
Ограниченная (ограничена Конституцией, неписанным правом), которая в свою очередь делится на:
à Парламентская – властные полномочия у парламента;
à Дуалистическая – власть разделена между парламентом и монархом;
2) Республика – верховная государственная власть осуществляется коллегиально, выборными органами, избираемые населением страны. Существуют следующие типы:
Президентская (США) – Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Президент избирается народом. Президент глава исполнительной власти;
Парламентская (Италия) – Правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним Правительство формируется из числа депутатов партий, определяющих большинство голосов в Парламенте;
Смешанная (Россия) – правительство формируется совместно президентом и парламентом. Президент избирается народом – не является главой правительства и наделен сильными полномочиями (может распускать правительство и парламент);
(26) Понятие, признаки и виды недемократических государственно-правовых режимов.
Недемократические – народ не участвует вовсе или очень ограниченно в политической жизни государства:
1) Тоталитарный– использование систематического террора в отношении населения;
2) Авторитарный– ограничение представительской демократии;
3) Невозможность избрания другого правителя;
4) Систематическое нарушение право и свобод граждан, вмешательство в личную жизнь;
5)Деспотический режим – полное бесправие подданных, жестокое подавление всякой воли, возмущений и.т.д. При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они соответствуют содеянному, а определяются произвольно
(27) Соотношение типа и формы государства
1) Для государства, основанного на Азиатском способе производства – абсолютная монархия или монархия с незначительными ограничениями; Республика только аристократическая – Др. Индия;
2) Для рабовладельческого государства – монархия ограниченная или неограниченная (Рим); Аристократическая или демократическая республика (Др. Афины, Спарта, Др. Рим);
3) Для феодального государства – монархия (раннефеодальная, феодально-раздробленная; сословно-представительская; абсолютная) + искл., - республика (Псков, Новгород)
4) Для буржуазного (капиталистического) – республика; редко – Парламентская монархия;
5) Для социалистического государства – республика советов; народносоциальная республика (Парижская коммуна);
В.М.Сырых: Форма государства – совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций государства.
(29) Функции государства: понятие и классификация.
Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Функции характеризуют устойчивую деятельность в сферах общественной жизни.
Функции связаны с сущностью государства, обусловлены этой сущностью. Всегда носят конкретный исторический характер). Функции меняются с течением времени в зависимости от развития государства.
•Виды функций государства:
1) По применению – в какой мере результаты деятельности государства равномерно распределяются между членами общества:
Классовые – защита частной собственности;
Общественно-социальные – все остальные;
2) По сфере осуществления – где действуют:
Внутренние – экономические, социальные, налогообложение, развитие науки и культуры, охрана правопорядка;
Внешние – оборона, участие в международном сотрудничестве, обеспечение мира и безопасности.
3) По времени действия:
Временные;
Постоянные;
•Форма и методы осуществления функций государства:
1) Правовые:
Правотворческая;
Правоисполнительная;
Правоохранительная;
2) Организационные:
Идеологическая;
Регламентированная;
Хозяйственная;
•Методы – приемы и способы осуществления функций государства:
Принуждение;
Убеждение;
Поощрение;
Рекомендация;
(30) Государство и церковь: формы взаимоотношений
Религия – это вера в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни.
Религиозные верования зародились в первобытном обществе – теология.
Причина возникновения:
Человеческое невежество;
Корни религии не идеальные, они чисто социальные заключены в практическом бессилии человека, т.е. бессилии его практической деятельности.
•Первобытный человек не обладал средствами труда, он оказался в бессилии. Появляются иллюзионные сознания (сверхъестественные силы, которые влияют на человека).
•Церковь – организованная форма существования религиозных воззрений. Церковь является одним из значимых социальных институтов, который участвует в политической деятельности. Церковь – институт идеологический, не имеет классового разделения. Религия – идеологический фактор.
•Религия обладает социальными функциями:
Онтологическая, т.е. жизнеобъяснительная функция;
Гносеологическая – функция познания; Религия дает человеку определенный способ познания мира;
Идеологическая – религия обслуживает определенные социальные интересы, защищает их.
•Формы государственно-церковных отношений:
Цезаропапизм – это господство государственной власти над властью духовной, т.е. церковь подчинена государству;
Папоцезаризм – это господство церкви над государством;
Симфония – это отношение церкви и государства на равных (Некоторые государства в России 18 века);
•В рамках цезаропапизма существует 3 вида отношений:
Светское государство – самое распространенное. Это государство, где все религиозные объединения разрешены и равны перед законом;
Клерикальное государство;
Атеистическое государство;
•Признаки светского государства:
Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
Государство не вмешивается в деятельность церкви, если она не противоречит закону;
Церковь не осуществляет политической и правовой функций;
Государство не оказывает церкви финансовой или иной помощи, не представляет налоговых льгот;
Отсутствует религиозная цензура в СМИ;
Церковь не ведет образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
Закрепляется и гарантируется свобода совести.
•Светское государство впервые возникло во Франции после революции. Предпосылки – духовенство было против буржуазии. Россия – светское государство (закреплено в КРФ).
Клерикальное государство – государство, в котором одна из религий признается государственной (официальной).
Признаки:
Церковь, которая представляет официальную религию, принимает участие в политической жизни и осуществляет ряд юридических функций. Обычно это регулирование брачно-семейных отношений, занимается регламентацией АГС; Может осуществлять правосудие по гражданским и уголовным делам;
Церковь имеет своих представителей в органах государственной власти (Великобритания);
Пользуется материальной поддержкой со стороны государства;
Существует религиозная цензура в СМИ и печати;
Признается и гарантируется свобода совести (Великобритания, Дания)
•Атеистическое государство – это государство, в котором религиозные объединения либо запрещены, либо их деятельность строго ограничена. Верующие и священнослужители подвергаются гонениям (Албания, бывшие СССР).
•В рамках Папоцезаризма à теократическое государство – государство, в котором церковь и государств не разделены (Исламские государства);
Признаки:
В этом государстве либо глава – церковнослужитель, либо священнослужитель;
Религиозные тексты играют роль основных источников права, стоят выше закона;
Запрещены другие верования (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан);
(31) Государство, этнос, нация
•I. В советской науке этнос и нация в течение длительного времени рассматривались как явления однопорядковые.
Нация – понималась как высшая стадия развития этноса. Этнос в воем развитии проходит 3 основных стадии:
Племя – первичная этническая группа первобытного общества;
Народность – этническая форма рабовладельческого и феодального общества;
Нация – этническая форма буржуазного или капиталистического общества;
•Этносу приписывали следующие признаки:
Общность территории;
Общность экономической жизни;
Собственный язык;
Собственный психологический вклад (культура);
•II. С другой точки зрения этнос и нация рассматриваются как различные феномены. Этнос – явление чисто культурное. Нация – политический феномен.
Этнос – совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят на одном языке и имеют общее самосознание, т.е. осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих коллективов. Этнос формируется при переходе от первобытного к классовому обществу. Сущность этноса ярко проявляется в 4 видах (этнические процессы):
Этническая консолидация (объединение) нескольких этносов;
Этническая ассимиляция (растворение) – процесс включения одного этноса в состав другого, который сопровождается полным растворением включаемого этноса;
Этническая инкорпорация – включение одного этноса в состав другого на правах субэтноса. Включаемый этнос не растворяется, а удваивается;
Этническая дивергенция (разъединение) – один этнос распадается на несколько. Русское государство во время монголо-татарского ига разделилось на: русское, белорусское, украинское;
•Все этнические коллизии, как правило, напрямую связаны с государствообразованием, распадом государств и сущностью государственной политики – политическими процессами.
•ВАЖНО! Если несколько этносов проживают на одной территории и государство не ущемляет права ни одного из них, то эти этносы сливаются, становятся однородными. А если государство дискриминирует один из них, то он, в конце концов, потребует автономности.
•Нация – это группа людей, которые имеют одно общее отечество и характеризуется общим самосознанием и самоназванием.
Отечество – крупный социально-исторический организм. Основой этого организма является общая экономика (структура, территория), общие политические структуры. Понятие отечества и государства не всегда совпадают. Отечество составляет либо часть какого-то государства, либо может занимать территории 2-их и более государств;
Нация формируется при процессе перехода от феодального к буржуазному обществу. Это обуславливается тем, что при буржуазном строе возникает отечество (т.е. единый крупный организм). Оно формируется только вместе с капитализмом.
•Выделяют 2 разновидности нации:
Полиэтнические – нации создаются по принципу принадлежности одному социально-историческому механизму;
Формирование нации по принципу принадлежности к определенному этносу à в основе национализация этноса, т.е. превращение этноса в нацию. В основе национализации этноса лежит дискриминация соответствующего этноса (моноэтнические нации).
•Соотношение этноса и государства:
I. “Государство – общество”.
Этнос – социальное явление, зависящее от государства. Можно управлять этносом с помощью оптимальной социальной политики в национальных отношениях (преодоление национальных противоречий, обеспечение стабильности).