Особенности факторных рынков в сфере культуры
В рамках культурной деятельности существует несколько сфер, в которых рыночный механизм имеет свою специфику. Можно выделить исполнительские искусства, конечный продукт которых не имеет вещной формы, неотделим от процесса производства и, соединяясь с условиями потребления, предстает в виде культурной услуги. Услуги нематериального характера предлагают на рынке культурных благ и такие организации культуры, как музеи, галереи, библиотеки, учреждения клубного типа и т. п. Присутствуют на рынке и продукты культуры, имеющие вещную форму, - произведения изобразительного искусства, иные художественные ценности, обладающие материальным носителем и т. п. Указанная специфика конечного продукта культуры определяет особенности факторных рынков в данной сфере.
8.1
Факторы производства и факторные рынки.Нематериальный характер многих культурных благ обуславливает наличие особенностей в отношениях собственности на продукты культуры и факторы их производства. Сама же собственность на конечный продукт, создаваемый в организациях культуры, - спектакль, концертную и цирковую программу, выставочную экспозицию, публичное мероприятие в клубе и библиотеке и т. п., представляет собой разновидность интеллектуальной собственности. Причем применительно к художественному произведению корректным следует считать использование понятия права или комплекса прав на конечный художественный продукт, близких по своей природе к авторским и смежным с ними правам*.
Обратим внимание на ограниченное понимание прав собственности на конечный продукт организаций культуры, бытующее в среде российских законодателей и сведенное ими лишь к непосредственным правам авторов текстов, а также к смежным с ними правам исполнителей. Такой подход оставил вне зоны регулирования отношения собственности на конечный продукт организаций культуры в целом. И если в обстоятельствах централизованной плановой экономики это не имело особого значения, то в условиях рынка ситуация изменилась. При объективном и очевидном ослаблении государственного контроля сохранение прежних представлений о правах на конечный продукт порождает лишь нецивилизованные формы его присвоения.
Именно поэтому выделение имущественного права на художественный продукт в целом и закрепление этого права за конкретным владельцем (организацией культуры) является, по существу, одним из условий легитимизации рынка культурных благ. Одновременно с ним нужно иметь в виду соотношение уже защищаемых за коном авторских и смежных прав с правами на конечный продукт в целом. И те и другие должны подчиняться общему принципу - право на целое не может ущемлять права на часть, а право на часть не замещает права на целое.
Все имущественные права могут частично или полностью отчуждаться. Причем авторские и смежные с ними права строго персонифицированы и регулируют отношения собственности применительно к отдельным составляющим конечного продукта культуры (пьесы, музыки, циркового номера, режиссерского решения, плана музейной экспозиции, сценарий публичного мероприятия и т. п.). В отличие от них за имущественные права на продукты культуры в целом может «конкурировать» вся совокупность его создателей. Речь идет об авторах литературных и музыкальных текстов, постановщиках, интерпретаторах литературных и музыкальных текстов, исполнителях, интерпретаторах постановочных решений, продюсерах (физических и юридических лицах, объединивших людей различных профессий в единый коллектив и внесших организационный и/или финансовый вклад в создание конечного продукта культуры).
Не вдаваясь в подробности распределения первичных прав*, подчеркнем, что право на постановку должно принадлежать авторам и постановщикам, каждому в отдельности и, соответственно, в границах авторского и смежного с ним права. Другие два вида имущественных прав на конечный продукт— определение коммерческих условий использования созданных спектаклей, концертных и цирковых программ, музейных экспозиций, проведения иных публичных мероприятий, а также уступка этих прав - должны принадлежать организации культуры (продюсеру) в качестве права на использование конечного продукта в целом.
Подобная специфика собственности на конечный продукт организаций культуры порождает особенности в использовании факторов производства и, прежде всего, живого творческого труда. Сопоставляя деятельность различных организаций культуры, можно сделать общий вывод - для них характерны как отношения с собственниками (владельцами прав на интеллектуальную собственность), так и непосредственное использование труда наемных работников. При этом трудовые отношения с наемными работниками и отношения с владельцами интеллектуальной собственности имеют принципиальные отличия. В одном случае продается живой творческий труд работника, участвующего в коллективном процессе создания культурного блага, в другом - предметом купли-продажи являются права на использование уже созданного продукта культуры, т. е. имущественные права, принадлежащие конкретному лицу или группе лиц.
И в том и в другом случае возникают особые факторные рынки: рынок творческого труда и рынок имущественных прав на созданные продукты культуры. Причем если рынок труда, пусть в искаженной форме, но все же существовал и раньше, то рынка имущественных прав на конечный продукт культуры в России никогда не было. Следует подчеркнуть, что легитимное формирование этого рынка является важной практической задачей, решение которой может значительно улучшить экономическое положение организаций культуры. Дело в том, что закрепление прав на созданный конечный продукт и превращение этих прав в продукт рынка обеспечит организациям культуры возможность получения дополнительных финансовых ресурсов.
Еще одной специфической чертой рынка культурных услуг является, как уже отмечалось, соединение созданного продукта с условиями его потребления. Последние определяются в основном характеристиками зрительных залов (видимость, акустика, комфорт, количество мест) и параметрами музейных, библиотечных и клубных помещений (размер площадей и приспособленность зданий). В данном случае принципиальное значение имеет сам факт необходимости существования особых помещений (залов, арен, музейных помещений и т. п.), ибо он вновь высвечивает отношения собственности на факторы производства, но теперь уже по поводу капитала, материализованного в соответствующих специализированных зданиях.
Рассматривая эти отношения, целесообразно различать следующие субъекты рынка специализированных помещений:
- организации культуры, имеющие собственные помещения;
- независимые владельцы специализированных зданий, предоставляющие их на коммерческих условиях для проведения культурных мероприятий;
- организации культуры, использующие чужие помещения на условиях долгосрочной или краткосрочной аренды.
Заметим здесь, что традиционная модель организации отечественного театра (репертуарный театр) и цирковой системы (конвейер) наложила свой отпечаток, разведя два вида исполнительских искусств по разные стороны в отношениях собственности. Если театральные коллективы, как правило, используют закрепленные за ними театральные здания, то цирковые арены обычно отчуждены от творческих коллективов. Библиотеки и музеи работают примерно в таких же условиях, как и репертуарные театры. Специфика их деятельности (хранение библиотечных и музейных фондов) предполагает закрепление за ними на постоянной основе соответствующих помещений. В концертной деятельности наблюдается смешанная ситуация с превалированием раздельного функционирования творческих коллективов и концертных залов.
Особняком стоит проблема собственности. В соответствии с действующим законодательством государственные и муниципальные организации культуры имеют, как правило, статус учреждения*, в соответствии с которым они не могут быть собственниками своего имущества, в частности используемых помещений. Последние переданы им учредителями на праве оперативного управления. Причем от имени учредителей - собственников сценических площадок, выступают органы государственной власти и управления как на муниципальном, так и на федеральном уровне. Таким образом, в сфере культуры мы сталкиваемся с ситуацией, когда производители (продавцы) культурных благ не являются собственниками одного из важнейших факторов производства - своих основных фондов (специализированных зданий, помещений).
Такое положение дел, обусловленное спецификой существующих отношений собственности между учредителями и организациями культуры, порождает дополнительные особенности рынка основных фондов, где основным объектом купли-продажи является аренда помещений. Исходя из действующего законодательства такая аренда превращается в субаренду, доходы от которой распределяются между собственником сценической площадки и организацией культуры, смещая точку рыночного равновесия в сторону повышения цены предложения. Легко заметить, что это вызывает дополнительный рост издержек производства культурных благ у субарендатора помещений.
Отметим еще одно обстоятельство: большинство организаций культуры расточительно вяло использует переданные им учредителями помещения. Достаточно сравнить режим работы театров Москвы или С.-Петербурга и любой европейской столицы, и можно легко убедиться в правомерности такого вывода. В отличие от театров западных стран отечественные театры, как правило, не организуют в своих помещениях работу баров, кафе и ресторанов, магазинов, сувенирных и книжных лавок; они не открыты для населения в течение дня, с утра до глубокой ночи. И от этого страдают все, причем дважды. Потребители не получают комплекса сопутствующих услуг, организации культуры - соответствующих доходов. Вместо этого присутствует теневое использование специализированных помещений, предоставление их различного рода коммерческим фирмам, не имеющим отношения к культуре или сопутствующей ей деятельности.
Неоправданной является здесь и позиция законодателей. И вновь дважды. Во-первых, при сохранении за государством прав собственника на федеральном и/или муниципальном уровне необходимо устранить все препятствия и даже создать стимулирующие механизмы (предоставление соответствующих льгот или полный отказ от арендной платы) для эффективного использования помещений, закрепленных за организациями культуры. И, во-вторых, более верным представляется радикальное решение проблемы «общенародной недвижимости» в пользу организаций культуры — передача им в собственность (в крайнем случае в полное хозяйственное ведение) всех специализированных помещений*.
В этом случае рассмотренная выше классификация действительно станет отражать реальные группы «продавцов» на рынке основных фондов, которые обеспечат в конечном итоге максимальную эффективность использования существующих специализированных помещений и предоставят потребителям дополнительные, сопутствующие культурной деятельности, разнообразные услуги и товары. Ключом к решению данной проблемы является приватизация государственной собственности, в том числе наделение правами собственников на средства производства действующих и вновь создаваемых организаций культуры. Как и в случае интеллектуальной собственности, решение данного вопроса обеспечит выход на рынок новых товаров и услуг, реализация которых позволит получить дополнительные финансовые ресурсы, причем в результате профильной деятельности организаций культуры.
Обратим внимание еще на один аспект указанной проблемы. Речь идет о вовлечении в активную жизнь культурного наследия. Опыт других стран свидетельствует, что полную «музеефикацию» на государственном уровне следует проводить лишь применительно к уникальному культурному наследию, имеющему мировое, национальное, а для России и межнациональное значение. Большая же часть недвижимых памятников отечественной культуры непременно должна быть включена в экономическую жизнь, способствуя этим повышению культурной активности населения и обеспечивая отрасли немалые дополнительные доходы.
Реализация такой стратегии требует решения уже давно назревшей проблемы приватизации в сфере культуры, где «самая живучая» государственная монополия еще препятствует осуществлению экономически осмысленных мер. При этом государство должно оставить за собой контрольно-надзорные функции, обеспечивающие сохранение объектов культурного наследия, а также функции одного из главных инвесторов реставрационных и восстановительных работ. В дополнение к этому государство обязано заботиться и о соблюдении правил сервитута, т. е. той или иной доступности памятника культуры.
Завершая тему собственности на факторы производства, отметим еще раз существование двух специфических рынков - рынка имущественных прав на созданный конечный продукт культуры и рынка прав на использование специализированных помещений. И в том и в другом случае предметом купли-продажи являются права, легитимность владения которыми обеспечена действующим законодательством явно не в полной мере.
8.2
Особенности рынка труда. Начнем исследование рынка труда и социально-экономических основ трудовых отношений в сфере культуры с анализа характера самого труда. Он имеет как общие черты с трудом в других отраслях, оказывающих услуги и производящих духовные блага, так и свои особенности.
Характер труда в культуре. Способности, знания и опыт создателей культурных ценностей и непосредственно связанные с ними профессиональный уровень, традиции и «лицо» коллективов — главный ресурс отрасли, где ведущую роль в процессе производства и предоставления услуг играет живой творческий труд. При этом характер труда в организациях исполнительских искусств, музеях, библиотеках, клубах, парках и других организациях культуры определяется свойствами продукта и процессом его производства, который включает:
- создание, сохранение и пополнение материальных и нематериальных фондов - репертуара театральных, концертных и цирковых коллективов, библиотечных и музейных фондов, кружков учреждений клубного типа, досуговых объектов, аттракционов, многолетних насаждений парков;
- подготовку новых продуктов - театральных постановок, концертных и цирковых программ и номеров, постоянных музейных экспозиций и временных выставок, мероприятий парков и учреждений клубного типа;
- оказание культурных услуг потребителям.
Продукты культуры, как правило, не имеют вещной формы и могут потребляться только в форме услуги, полезные свойства которой проявляются в виде целесообразной деятельности, направленной непосредственно на человека. Посетители театров, концертных организаций, цирков, музеев, парков, пользователи библиотек, участники кружков являются объектом трудового воздействия (предметом труда) и в едином процессе производства и потребления услуг выступают активными действующими лицами.
Эта особенность обуславливает ведущую роль живого труда в организациях культуры. Здесь средства труда являются лишь необходимыми вспомогательными элементами в процессе производства. Прежде всего это относится к исполнительским искусствам, где даже материальное оформление постановок, программ и номеров, которое непосредственно служит созданию художественного образа, играет лишь дополняющую роль к живому труду исполнителей.
При этом уровень технической оснащенности организаций культуры растет. В большей степени это касается шоу-бизнеса, высокая прибыльность которого позволяет тратить большие средства на декорации, оборудование и спецэффекты, а также - библиотечного дела, автоматизация которого с 1992 г. становится все более приоритетным направлением культурной политики государства. Тем не менее высокая доля затрат на живой труд в организациях культуры сохраняется и сейчас. Следствием этого является низкий уровень материальных текущих затрат, технической оснащенности и фондовооруженности труда в организациях культуры по сравнению с материальным производством, отсутствие влияния данных показателей на производительность. Поэтому конкуренция между трудом и средствами труда здесь ограничена, а между творческим трудом и средствами труда практически отсутствует.
Для культуры, как и для других отраслей социальной сферы, характерна ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта. Его результаты достигаются ценой переработки и осмысления всего накопленного опыта в различных сферах художественной и научной деятельности. При этом «основными критериями оценки результатов всех разновидностей творческого труда являются новизна, оригинальность, самобытность, т. е. различные Формы преодоления уже достигнутого уровня художественных ценностей и научных представлений, ломки традиций, устоявшихся приемов и догм». Говоря о творческом характере труда, мы имеем в виду главным образом труд художественного и артистического персонала в организациях исполнительских искусств, научных сотрудников в музеях и библиотеках, специалистов в клубах, связанных с художественными и научными видами деятельности.
В творческой деятельности всегда есть элемент неопределенности, непредсказуемости. Ее результаты не всегда материализуются в законченный художественный продукт и получают признание потребителей. Но и такие результаты являются позитивными в той мере, в какой они могут стать элементами культуры и использоваться в настоящем или будущем. Признавая за творцом право на неудачу, общество априорно признает самоценность творческого поиска, экспериментальных работ, не получающих в большинстве случаев ни общественного признания, ни денежной оценки.
Признание творчества внутренне присущей чертой производства культурных благ не означает, что трудовая деятельность представляет здесь непрерывный творческий процесс. На разных его стадиях и в различных функциональных службах организаций культуры определенный удельный вес занимает нетворческая работа. И это касается не только работников сквозных профессий, но и специалистов. Так, например, работа библиотекаря, который выдает книги и делает записи в читательских формулярах, в большей степени носит технический характер. Наряду с этим в крупных библиотеках, выполняющих методические функции, ведутся книговедческие исследования, совершенствуются системы классификации научных знаний, осуществляется издательская деятельность, создаются сложные компьютерные системы, ведутся поиски информации в Интернете. Достаточно технической, рутинной работы и у творческих работников.
Труд в различных сферах культурной деятельности является, как правило, одновременно и индивидуальным и коллективным. Здесь услуга - результат работы тех, кто занят созданием, сохранением и пополнением материальных и нематериальных фондов, подготовкой новых продуктов, оказанием культурных услуг потребителям, результат работы индивидуумов в творческом коллективе. Труд в культуре является коллективным по своему содержанию еще и потому, что результат его, как мы уже говорили выше, достигается ценой переработки и осмысления всего накопленного опыта в различных сферах художественной и научной деятельности.
Для того чтобы трудиться в сфере культуры, человек должен обладать совокупностью физических и интеллектуальных способностей, которые он может использовать в своей профессии. Эту способность к определенному труду называют рабочей силой, и в современных условиях человек является ее собственником. Способы экономического существования создателя культурных ценностей на культурном пространстве, а их может быть только два, зависят от того, владеет ли он кроме своей рабочей силы еще и средствами производства.
Суть первого способа состоит в том, что специалист, во-первых, лишен средств производства, а значит, возможности вести свое дело, во-вторых, он не имеет юридически закрепленных имущественных прав на конечный продукт коллектива и не может получать доход от его использования. При таких социально-экономических условиях рабочая сила становится товаром, и собственник продает, а вернее сказать, отдает ее в наем владельцу средств производства на рынке труда, т. е. становится наемным работником. В этом случае заработная плата как цена рабочей силы становится источником восстановления и развития физических, интеллектуальных и других профессиональных способностей работника. Отношения, складывающиеся между наемными работниками и работодателями по поводу купли-продажи рабочей силы, отношения в области занятости, организации и оплаты труда называют трудовымиотношениями. Они регулируются трудовым законодательством.
Специалист в системе отношений второго типа является собственником не только своей способности к труду, но и результатов своего труда или труда коллектива, в котором он работает. Источником воспроизводства творческого потенциала становятся доходы от продажи культурных услуг или прав на использование созданного продукта на соответствующих рынках. В данном случае речь идет об отношениях по поводу интеллектуальной собственности на создаваемое культурное благо. Такого рода отношения, хоть и в ограниченном плане, но регулируются законодательством об авторских и смежных с ними правах.
Таким образом, теоретически воспроизводство творческого потенциала может осуществляться посредством трех рынков: рынка труда, рынка культурных услуг и рынка имущественных прав на продукты культуры. На практике все обстоит иначе. Если говорить о некоммерческом секторе рынка культурных услуг, то здесь в качестве продавцов действуют, как правило, организации культуры, а не творцы, т. к. последние не являются собственниками продуктов индивидуального или коллективного труда. Исключение составляют композиторы, авторы драматургических произведений и прочие «свободные художники». Рынок имущественных прав на продукты культуры в России существует лишь в очень ограниченных пределах. Фактически для большинства специалистов в области культуры «открыт» лишь рынок труда.
Товары на рынке труда. На рынке труда, как и на любом другом рынке, действуют продавцы и покупатели в лице работников и работодателей. Первые претендуют на работу по найму и предлагают в качестве товара рабочую силу, вторые владеют средствами производства, а значит, рабочими местами (поэтому их и называют работодателями). В некоммерческом секторе сферы культуры работодателями в большинстве случаев выступают организации культуры. Поведение продавцов и покупателей определяет спрос и предложение на рынке труда и результат его функционирования — распределение рабочей силы по организациям и коллективам, профессиям и регионам. Активную роль здесь играют профессиональные союзы, в том числе творческие, защищающие интересы работников, а также государство с его системой профессионального образования и органов управления, регламентирующих режим и оплату труда работников и формирующих правовую среду функционирования рынка труда.
Главная особенность рабочей силы — реальное существование в самом работнике — делает ее специфическим товаром. Так, неотделимость от своего носителя предполагает ее продажу лишь во временное пользование при сохранении работником собственности на самого себя. Строго говоря, здесь, как уже отмечалось, происходит не продажа (не меняется собственник), а сдача рабочей силы в наем2. Не будучи собственником средств труда и его результатов, не имея возможности отделить от себя свой товар — собственную способность к труду, работник вынужден наниматься в нашем случае в организации культуры, которые владеют рабочими местами. Это обеспечивает доступ специалиста к «капиталу» коллектива и включение его в процесс производства культурных благ.
Как уже было отмечено, непосредственными потребителями и покупателями товара «рабочая сила» являются организации культуры. Для них носители этой рабочей силы обладают текущей и перспективной полезностью. Во-первых, работники способны создавать или участвовать в создании новых продуктов и оказании культурных услуг потребителям, тем самым прямым образом влияя на доходы своих коллективов. Во-вторых, специалисты, работающие в сфере культуры, обладают способностью поддерживать и развивать творческие традиции коллективов, поднимать их профессиональный уровень на новую высоту, т. е. воспроизводить нематериальные элементы средств труда. Деятельность, обусловленная такой способностью, направлена на коллектив, а опосредованно, с лагом во времени, — и на потребителей культурных благ. Можно сказать поэтому, что труд артистов и режиссеров, научных сотрудников и экскурсоводов, специалистов культурно - досуговой деятельности, библиотечных и других работников не только прямым, но и косвенным образом влияет на доходы организаций культуры. Однако эта способность рабочей силы обеспечивает лишь перспективные успехи коллективов, требуя определенного времени для ее реальной отдачи.
Надо иметь в виду, что рабочая сила - неоднородный товар. В соответствии с рядом признаков вся совокупность реальных и потенциальных работников делится на неконкурирующие между собой группы, каждую из которых следует рассматривать как единичный товар, удовлетворяющий соответствующие потребности покупателей. Рабочая сила в культуре дифференцирована по специальностям, квалификации, узкой специализации*. В исполнительском искусстве основаниями для дифференциации артистов могут быть также пол, возраст и национальный язык. Понятие неконкурирующих групп является гибким, его можно применять к различным подгруппам и даже конкретным лицам в данной группе. Это особенно актуально Для творческих работников, основными требованиями к которым являются индивидуальность мышления, уникальность психологических и физических качеств.
Оценка полезности труда, т. е. его способности удовлетворять потребности конкретных организаций культуры происходит и до и после процесса производства. При этом априори работодатель учитывает профессиональные качества носителя рабочей силы и его соответствие текущим и перспективным задачам коллектива. После процесса производства работодатель оценивает полезность каждого конкретного работника по результатам его труда, Априорная и апостериорная оценка отражаются в цене труда — заработной плате.
До сих пор речь шла о товаре «рабочая сила». Но неотделимый от своего носителя труд не мог бы существовать без своего «парного товара» — рабочих мест, который также обладает соответствующей полезностью и ценой. И дело не только в том, что работа в организациях культуры обеспечивает создателям культурных благ необходимые условия жизни. Продавая свою рабочую силу, человек получает доступ к материальным и нематериальным средствам труда. Соединяясь с ними, а также с предметом труда, он реализует свою способность развиваться в ходе трудовой деятельности, способность, обусловленную главной особенностью рабочей силы как товара, — неотделимостью от своего носителя.
Поэтому организации культуры, в рамках которых происходит это соединение, являются не только потребителями рабочей силы, но и участниками ее производства и воспроизводства. В процессе труда человек развивается и как личность, и как специалист, он имеет возможность не только использовать, но и совершенствовать свои профессиональные качества, получать дополнительные знания. Границы этого развития определяются характером и условиями труда, местом работника в процессе производства, насыщенностью его деятельности творческими элементами, возможностью постоянного образования.
Оценка полезности рабочего места со стороны работника зависит от общественно признанного профессионального уровня коллектива, его руководства и отдельных работников, психологического климата в коллективе, напряженности режима работы, оснащенности организации культуры оборудованием, ее обеспеченности специфическими материальными фондами, а также от качества бытовых условий, наличия жилья, детских дошкольных учреждений, поликлиник, домов отдыха и пр. Заметим, что оценка качества рабочего места всегда субъективна, а особенно в творческой среде, и она может не совпадать с общепризнанными представлениями об объекте выбора.
Работник как покупатель сопоставляет полезности рабочих мест. Разница в заработной плате, которой он готов пренебречь, делая свой выбор, определяет цену рабочего места. Подчеркнем при этом, что базой цены рабочей силы и цены рабочих мест является предельная полезность этих товаров. И чем она больше, тем выше уровень рыночных цен. Однако последние могут отклоняться от своей базы под воздействием реально складывающегося равновесия между спросом и предложением.
Специфика рыночного равновесия. Поскольку мы имеем дело с рынком, на котором функционируют два взаимосвязанных товара, поскольку любая сделка здесь состоит из двух актов, совершаемых одновременно: купли-продажи рабочей силы и купли-продажи рабочих мест. В этой сделке агенты на рынке труда, каждый из которых является и продавцом и покупателем, обмениваются товарами. Работник обменивает свою способность к труду на условия работы и жизни, а организации — свободные рабочие места и финансовые средства на рабочую силу. Таким образом, спрос на рабочую силу со стороны организаций культуры есть одновременно и предложение рабочих мест, а предложение рабочей силы есть одновременно и спрос на рабочие места со стороны работников.
Рассмотрим в связи с этим процесс купли-продажи рабочей силы и проанализируем чисто абстрактную ситуацию, когда рабочие места всех организаций культуры имеют для работников одинаковую полезность. Это позволит исключить влияние такого фактора, как качество рабочих мест, и обеспечит выполнение правила «при прочих равных условиях». Известно, что «спрос на ресурсы является производным спросом, т. е. производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов». В сфере культуры данная зависимость (спроса на труд от доходов) проявляется особенно сильно, ибо возможности ресурсозамещения здесь очень ограничены, а доля издержек, приходящихся на трудовые ресурсы, составляет основную часть расходов производства культурных благ.
Кривая спроса на ресурс есть кривая «прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае - труда)». Каждая точка на ней показывает число работников, которое наняла бы организация при каждой возможной ставке заработной платы. В силу закона «убывающей доходности или убывающей предельной физической производительности» кривые спроса на конкретный вид труда носят нисходящий характер.
Кривая предложения отражает связь между ценой на конкретный вид труда и объемом его предложения. Она по сути является «кривой средних издержек на труд со стороны фирмы; каждая точка на ней показывает ставку заработной платы (издержки) одного рабочего, которую следует платить для привлечения соответствующего числа рабочих». Кривая предложения труда носит восходящий характер. И связано это с тем, что «она является кривой издержек упущенных возможностей. Чтобы привлечь рабочих на определенные рабочие места, ставка заработной платы должна покрывать издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдых. Повышение заработной платы привлекает больше людей на данное рабочее место — людей, которых не привлекала низкая заработная плата, ибо их издержки упущенных возможностей были слишком высоки».
Можно предположить, что эти же законы распространяются и на труд в сфере культуры: спрос на него выше, когда ставки заработной платы ниже, и наоборот, рост оплаты труда стимулирует его предложение. Правда, считается, что кривая предложения имеет восходящий характер при относительно низком уровне заработной платы. Если же она продолжает расти, то достигается такая точка, после которой работники предпочитают свободное время увеличению личного дохода. В этом случае кривая будет иметь загибающийся характер. Учитывая достаточно низкий уровень заработной платы в сфере культуры, этот случай рассматривать не будем и обратимся к анализу классического равновесия на рынке труда (рис. 8.1).
Рис.8.1 Классическая модель равновесия на рынке труда
На приведенном рисунке показаны кривая спроса D и предложения S. Точка их пересечения A является точкой равновесия, в которой цена предложения совпадает с ценой спроса РА, или, иначе, ставка заработной платы и, соответственно, предельные издержки на труд равны его предельному продукту в денежном выражении. При любой ставке заработной платы, превышающей равновесную, величина предложения рабочей силы будет больше величины спроса, т. е. возникает избыток этого товара. И наоборот, при ставке ниже равновесной появляется дефицит рабочей силы. В обоих случаях несоответствие спроса и предложения ведет к изменениям цены труда. В конечном счете она устанавливается на уровне, при котором решения продавцов о продаже и решения покупателей о покупке рабочей силы взаимно согласуются. В точке равновесия цена предложения равна цене спроса, которая обуславливает и равновесный уровень занятости QA. До этой точки (на отрезке OQA) каждой организации выгодно нанимать работников. Когда же их численность превосходит уровень QА, затраты на трудовые ресурсы превышают доходы от них, что ведет к неэффективному использованию рабочей силы и неоправданной убыточности.
На приведенном рисунке, однако, показана лишь классическая модель равновесия, где все потребности в труде сводятся к агрегату потребностей покупателей рабочей силы. На практике же мы имеем дело с рынком, который погружен в среду экономической социодинамики. В этих общих условиях многие товары кроме индивидуальной имеют еще и социальную полезность. Именно к таким особым товарам относится труд в сфере культуры. Наряду с трудом в сфере науки, образования, иных отраслях социального сектора труд в рамках культурной деятельности является источником нематериальных форм национального богатства. Создавая художественные ценности, он удовлетворяет потребности общества как такового в нравственном и интеллектуальном развитии человека, развивая тем самым производственные потенции человека — его общую культуру, способности, знания, навыки, опыт.
Социальной полезностью обладает и параллельный товар на рынке труда - рабочие места. Их наличие обеспечивает людям, владеющим соответствующими специальностями, занятость и доходы, а значит - самостоятельность, нормальные условия жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне. Потребности такого рода являются базовыми для любого общества и применительно к любым его профессиональным группам. Удовлетворение потребностей людей в рабочих местах обеспечивает нормальное развитие потребительского рынка и всей экономики страны, гарантирует обществу спокойствие и ограждает его от социальных катаклизмов.