Государственность Казахского ханства в эпоху Абылай хана. Хан Абылай как политический и государственный деятель, его стремление к политической независимости и суверенитету
Абылай хан (Сабалак, Абильмансур, Абылай султан, Абылай бахадур) правил в 177Г- 1781 годах Согласно общепринятому мнению, Абылай хан - сын Коркем Вали, внук Канышер Абылая (Кровопийцы). Канышер Абылай был правителем ряда городов Мавереннахра.
Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перепетиях 18 века. В 30-х гг. он участвовал во всех военных походах казахов и переговорах с соседними народами. В 40 - 50-х гг.. он наладил мир с джунгарским государством и вернул казахам присырдарьинекие города. В 60-х гг. он установил непосредственные дипломатические связи с Россией и Китаем, одновременно используя их друг против друга. Таким образом, Абылай старался обезопасить свои владения от агрессивных соседей. Его активная внешняя политика в середине 18 века вызывала много беспокойств в России. Колониальная администрация получала многочисленные указания по выслеживанию направления внешнеполитической деятельности Абылая. Обратимся к донесению Оренбургского губернатора А Давыдова в Коллегию иностранных дел: «...по тем императорского величества указом ко исполнению остаются ныне главнейшими и важнейшими делами следующие, а именно: 1-е. Не упускать никакого случая Средней киргиз - кайсацкой орды Абылай - султана... » (1759 г.).
Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом 18 века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Это было связано, прежде всего, с безусловно харизматическим характером его власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Несмотря на знатное происхождение, в детстве ему пришлось быть пастухом и табунщиком, участвовать в войне против джунгар в качестве рядового дружинника и заслужить звание батыра в бою. Абылай имел хорошее мусульманское образование. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат.
После 1755 г., когда Китай, уничтожив Джунгарию, вышел к границам Казахстана, казахские вожди под предводительством Абыйая старались поддержать джунгаров. Они не выдали Амурсану, последнего хана калмыков, и даже вынуждены были вступить в войну против китайских войск (1756 г.); Казахские правители рассчитывали сохранить это государство, являющееся своеобразным буфером между Казахстаном и Китаем. Тот же самый принцип наблюдается в попытках поддержки, которые оказывал башкирам Абылай хан.
Внутренняя политика Абылая была направлена на укрепление центральной власти. В первой четверти 18 века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. В 30-х гг. 18 века эта система стала меняться, начала расти роль султанов. Абылай стремился внести в управление жузами и больших объединений элементы улусной системы. В роли таких правителей выступали многочисленные сыновья хана.
Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти - опора на деятельность сильных личностей своей эпохи. Вокруг Абылай хана мы видим великих жырау XVIII века: Бухар жырау, Умбетей, Таттикара,батыров- Кабанбай, Богенбай, Малайсары, великих биев - Толе из Старшего и Казыбек из Среднего жузов.
Эти и другие мероприятия явились основой создания прочного централизованного государства.
Благодаря активной внутри- и внешнеполитической деятельности Абылай хана Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство.
Этнический состав казахов существенно пополняется в середине XVIII века за счёт калмыков, башкиров, кыргызов, каракалпаков и среднеазиатских народов. По самым приблизительным подсчётам, численность казахов достигла 3 млн. Никогда ещё в истории ни один кочевой народ центральной Азии не достигал этой отметки.
Умер Абылай хан в 1781 г. в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.
Во второй половине XVIII века произошли события в политической жизни Среднего жуза. В 1771 году после смерти Абулмамбета, Абылай был провозглашен ханом трех жузов (1771-1781). Лишь небольшая часть родов Младшего жуза признавали власть сыновей Абулхаира.
Абылай хан был одной из наиболее ярких политических фигур и государственный деятель своего времени. С его именем связано новое возрождение казахской государственности. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя (Ташкента), казахского султана Коркем-Уали, внук Канышер Абылая (кровопийцы). Канышер Абылай был правителем ряда городов Мавереннахра.
Выбирая себе хана, выбор правящих кругов казахского общества остановился именно на Абылае, хотя у хана Среднего жуза Абулмамбета остались сыновья - законные наследники, - прежде всего потому, что он в первой половине XVIII века проявил себя талантливым организатором освободительной борьбы народных масс и полководцем -стратегом, возглавившим отряды казахского ополчения в борьбе против джунгарских войск, участвовал в наиболее крупных сражениях в 30 -х начале 50-х годов XVIII века. Например, в 1726 году во время битвы на берегу реки Буланты 20-летним тогда еще Абылаем был в поединке убит широко известный джунгарский военачальник батыр Шарыш, за что удостоился в народе звания батыра.
Джунгары, заключив в 1739 году мир с Цинской империей, бросили все свои силы на запад и в 1741 году начали новый последний поход на казахов. В результате столкновений казахские отряды во главе с султаном Абылаем были разбиты, а сам Абылай попал в плен. В 1742 году он отдал своего сына Абулфеиза в аманаты Галдан Церену. Благодаря этому был освобожден из плена (посольства майора Миллера).
Во внутренней политике Абылай придерживался линии укрепления феодального строя и ханской власти. Он усмирил своеволие сильных (сепаратистских) родоначальников (биев) и султанов, которые ограничивали советом власть хана. Он ограничил право бийских судов, которые судили по правилам шариата, право выносить смертный приговор теперь мог только сам хан. Абылай хан восстановил все привилегии, которые ханы были лишены по предыдущим законам, территория Среднего и Старшего жузов были разделены (1774 г.) между сыновьями Абылая. По признанию Ч. Валиханова, «ни один киргизский хан не имел такой неограниченной властью, как Абылай.»
Абылай также развивал хозяйство и торговлю, ввел новые виды и размеры налогов населения. Он руководил государством с позиции централизованного подчинения: территорию делил на улусы, а улусами правил через султанов, которые на местах полностью подчинялись центральной власти. Абылай был влиятелен не только в Среднем, но и в Старшем и Младшем жузах.
В современных публикациях допускается односторонняя, чрезмерно восхваляющая оценка его внутриполитической деятельности, умалчивая о его жестокости как хана, и как батыра. Подтверждением сказанному может служить столкновение его с родовой знатью кыпчаков в 1772 году, следствием которого является то, что недовольные правлением хана кыпчаки решили отделиться от Абылая и уйти в пределы Младшего жуза. Однако Абылай жестоко наказал их, и силой оружия вернул.
Во внешней политике Абылай стремился сохранить (самостоятельность) независимость казахского ханства, укрепляя его обороноспособность, содержал многочисленную армию. Укрепил экономические связи, торговлю с соседними государствами. Россия, Китай, Джунгарское, Бухарское, Хивинское ханства во времена Абылая поддерживали тесные связи с казахским ханством. Абылай сыграл огромную роль в объединении всех трех казахских жузов для борьбы против Джунгарского ханства и Манжурско-Китайской империи, стремившихся в XVIII веке завоевать Казахстан. Он предлагал большие усилия для полного освобождения казахских земель, захваченных джунгарами в середине XVIII века.
В 1756-1758 годы 90-тысячная армия Маньчуро-Китайской империи разгромила джунгарское государство, захватив его земли, учинив массовое уничтожение мирного населения, пленив оставшихся в живых. В это время Абылаю удавалось дипломатично лавировать в отношениях с Россией и Китаем.
В 1755-1756 годы Абылай впервые вступает в контакт с Цинским двором. Это было вызвано тем, что китайские войска дважды в 1756 и 1757 годах совершили широкомасштабное вторжение. И Абылаю пришлось возглавить освободительную борьбу казахского народа с цинскими захватчиками.
После уничтожения в 1758 году Джунгарского ханства Цинским Китаем, Средний жуз оказался в исключительно сложных геополитических1) условиях. В этой ситуации наиболее ярко проявились не только военные таланты, но и большой ум, самообладание и незаурядные дипломатические способности Абылай хана.
Он заключает перемирие с Цинским командованием и направляет посольство в Пекин (Хун Ли).
Китайская дипломатия преследовала цель склонить Абылая на свою сторону, заручиться обещанием поддержки в случаи войны с Россией и добиться принятия подданства Богдыхану.
Формально, оставаясь верным своей присяги на вечное подданство российскому престолу, Абылай в тоже время вступил в 1757 году под патронат2) китайского Богдыхана.
В оценке внешнеполитического курса Аблая утвердилось, мнение, что его двойственная политика создавало весьма сложную и напряженную обстановку в местах соприкосновения российской империи с Цинской, что в своих взаимоотношениях с ними Абылай придерживался политики «лавирования» («вел двуличную политику»).
С таким мнением нельзя полностью согласиться. Свой внешнеполитический курс Абылай строил на реальных исторических моментах, когда еще был низок уровень развития государственности и общества, когда нет регулярной армии, нельзя было пойти на конфронтацию с обеими могучими соседями - с Россией на западе и Цинским Китаем на востоке.
Летом 1780 года после возвращения из победоносного похода на киргизов (1779г., Тянь-Шаньских киргизов, Присырдарьинские города в окрестностях Туркестана и Ташкента) состояние здоровья Абылая ухудшилось, и перед ним остро встал вопрос о престолонаследие в Казахском ханстве в случае его преждевременной кончины.
В отличие от Абулхаира, стремившегося закрепить этносоциальное единство и территориальную целостность Казахского ханства через передачу всей полноты власти только одному своему сыну, Абылай в решении этой чрезвычайно важной проблемы пошел традиционным путем и завещал ближайшим потомкам разделить власть между двумя старшими сыновьями по принципу старой улусной системы, основанной еще Чингисханом. Он разделил свои этнотерриториальные владения следующим образом: «Вся Средняя Орда досталась сыну его Вали-хану, а другой - Адиль султан - получил в свое владение великую часть Большой Орды, а прочие при них - по уделам».
В будущем Адиль-хан был вынужден уступить давлению более сильного южного соседа и весной 1814 году признал над собой патронат кокандского правителя Омар-хана (1809-1821), а умер Адиль в 1815 году.