ЛЕКЦИЯ 13. Культурное развитие русских земель в XIV-XV веках
ЛЕКЦИЯ 11. Становление органов центральной власти. Изменения в социальной
Структуре общества и формах феодального землевладения.
При государе существовал совет из ближайших к нему бояр - Боярская Дума (законосовещательный орган при князе (царе), состоявший из наиболее знатных бояр). Этот совещательный орган стал при Иване III постоянным. Боярство было представлено людьми из старых московских фамилий. С присоединением новых земель в Боярскую думу стали входить и бывшие удельные князья и их потомки. В боярской среде сложились местнические отношения (местничество-особый порядок назначения на службу с учетом знатности происхождения; государственная должность должна быть тем выше, чем знатнее род боярина).
Начинает формироваться система приказов, ведавших определенными вопросами государственного управления (приказы-центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями).
На местах существовала система кормлений (кормление-система содержания должностных лиц за счет местного населения). Огромная по территории страна делилась на уезды. Уездами управляли наместники. Наместники–это представители власти на местах, исполняющие административные, финансовые и судебные функции)
В борьбе с удельной знатью великие князья опирались на дворянство (дворянство-привилегированное сословие. Возникло как служилое сословие и постепенно становится привилегированным. Дворяне стали наделяться за службу землей-поместьями; поместье-условное земельное держание в конце XV-начале XVIII. Поместье не подлежало продаже, обмену и наследованию. Постепенно начинает сближаться с вотчиной, а в 1714 году слилось с ней окончательно).
Дворянство составляло основу армии и начиная с Ивана III, стало постепенно входить в Боярскую Думу. Дворянин (помещик) должен был не только сам служить, но и выводить определенное число своих вооруженных людей. Поместье не было наследственным и даже пожизненным и зависело от факта несения службы государству. Таким образом, государство располагало военными силами без значительных затрат.
ЛЕКЦИЯ 12. Положение православной церкви.
Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 году рязанского епископа Ионы митрополитом русская церковь стала независимой (автокефальной). После падения Константинополя, Русская православная церковь окончательно перешла к самостоятельному избранию митрополитов.
Образование русского централизованного государства происходило в условиях ожесточенной идеологической борьбы, выразившейся в церковно-политических спорах между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами. В центре стоял вопрос о церковном имуществе и богатствах.
Нестяжатели-религиозно-политическое течение в России в конце XV-начале XVI века. Проповедовали аскетизм, уход от мира. Требовали отказа церкви от земельной собственности. По их мнению, церковь должна была отказаться от приобретения («стяжания») богатств. Главным идеолог нестяжательства был старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Против нестяжателей выступили иосифляне.
Иосифляне-религиозно-политическое течение в России в конце XV-начале XVI века. Название получили по имени игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого. В борьбе с нестяжателями они отстаивали господствующее положение церкви в обществе, неприкосновенность владений церкви. Были поддержаны великокняжеской властью, а иосифлянин Филофей создал теорию «Москва-третий Рим».
Первоначально государство поддержало нестяжателей, потому что было не прочь провести секуляризацию церковных земель (секуляризация-передача церковных земель в собственность государства) . Но пока еще слабая государственная власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь. Иван III в итоге поддержал «иосифлян». Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Русская церковь стала государственной. Церковь, в свою очередь, с этого времени стали активно поддерживать теорию божественного происхождения царской власти.
ЛЕКЦИЯ 13. Культурное развитие русских земель в XIV-XV веках.
Особенности русской культуры:
Ø влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига(отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития;
-падение мастерства (угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел, были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло; на некоторое время прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось, оказалось, что техника строительства стала примитивнее).
-уничтожено множество литературных и архитектурных памятников;
-разрушение основных культурных центров
-незначительное культурное влияние Орды; оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах ( сарай, кафтан, колпак… ) и в восточных мотивах, встречающихся в прикладном искусстве.
Ø отражение в культуре борьбы с монголо-татарским нашествием;
Ø слияние местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую культурную школу.
Литература.Главными идеями русской литературы были единство Русской земли и борьба с иноземными завоевателями.
- Наиболее распространенным литературным жанром этого периода стали исторические повести. Первым откликом на монгольское нашествие стало: «Слово о погибели русской земли» - гимн величию Руси, силу которой по мнению автора, подточили княжеские усобицы. Ведущая идея «Повести о разорении Рязани Батыем» - решительное, пусть и безнадежное, сопротивление захватчикам. В конце XIV-начале XV были созданы произведения, посвященные победе на Куликовом поле - «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Они проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов.
- Расцвет житийной литературы. Было составлено много житий святых: Александра Невского, Сергия Радонежского.
- развитие «хождений» (литература о путешествиях). Самое значительное произведение этого рода-знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии (1468-1474).
Архитектура.В конце XIII века возобновляется каменное строительство. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и Москва.
-строительство Московского Кремля;
Его история начинается в XII веке, когда были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 году. При Иване Калите построены новые дубовые стены. При князе Дмитрие Ивановиче был возведен белокаменный Кремль (1367), а при Иване III Кремль был отстроен из красного кирпича (конец XV-начало XVI века).
Кремль во времена Ивана III.
-сформировался ансамбль Соборной площади Кремля. Соборная площадь.
а) Успенский собор (кафедральный храм митрополитов; итальянский архитектор по приглашению Ивана III - Аристотель Фиорованти);
б) Благовещенский собор (домовая церковь государей; архитектор – Фиорованти).
в) Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей – Алевиз Новый).
г) Грановитая палата (для приема иностранных послов – Марко Фрязин (Руффо).