Раздел iii. государство и право в средние века в странах европы

5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ

1. Средневековое государство в Византии.

2. Право Византии.

1. Средневековое государство в Византии

Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий).

Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 г.

В своем развитии Византийское государство прошло три этапа.

П е р в ы й этап (IV – VII вв.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора.

В т о р о й этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает конченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигла наивысшего уровня.

На т р е т ь е м этапе (XII – XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фактическим распадом в XIII – XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Общественный строй. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер. Господствующий класс в IV – VII вв. был неоднороден. Ведущие экономические и социальные позиции занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества принадлежало муниципальной верхушке крупных городов империи, особенно столицы – Константинополя.

Свободные крестьяне-землевладельцы жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Широко использовалась в Византии этого периода и позднеримская форма эксплуатации крестьян – колонат. Крестьяне также уплачивали поземельную подать и несли разного рода имущественные и личные повинности в пользу государства.

Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и “приписных”. Они арендовали землю у крупных землевладельцев и находились в зависимости от них. Особенно тяжелым было положение “приписных” колонов, прикрепленных к земле. Свободные и “приписные” колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства.

На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их правовое положение резко отличалось от положения различных категорий свободных.

В конце VI – первой половине VII в. в ходе острейшего политического и социального кризиса общественный строй Византии претерпел серьезные изменения. В войнах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господствовали в Византии в предшествующем периоде.

Только в X в. возобладала тенденция к созданию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы феодального землевладения – условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса – утверждаются еще позже, в XI – XII вв. Так, наиболее известный феодальный институт – прония, расцвет которого приходится на XII – XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прониара или императора.

На втором этапе господствующий класс состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого феодального строя, начинает складываться в Византии только в XI – XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

На втором этапе также существовали многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. По-прежнему сохранялись значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян, работавших на землях, принадлежавших казне и императору. Податные крестьяне, обрабатывавшие государственные земли, фактически становятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной для крестьян-общинников стала обязанность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.

С XI – XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Они были прикреплены к земле вплоть до XIII – XIV вв.

Низшую ступень, как и ранее, занимали рабы. В X – XI вв. их положение несколько улучшается. Они получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI – XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, был верховным судьей, командующим армией и флотом.

Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин. Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы. В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Власть византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался сенатом, “народом Константинополя” и армией, роль которой в решении этого вопроса постепенно снижалась.

Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора “народом Константинополя”. На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – “голубые” и “зеленые” – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых – торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императоров, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии – константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивали византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора “народом Константинополя” прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве оставалась православная (греческая) церковь. В общественно-политической жизни возросла роль главы церкви, константинопольского патриарха. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей “постановление на царство”, стало с VII в. венчание императора патриархом в храме Святой Софии. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

По мере развития феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами – динатами – складываются новые сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. самодержец нередко вынужден был заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах ее развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата как центрального, так и местного. В его основе лежала строгая иерархия. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). В X в. насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империи сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора.

Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата.

Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными.

Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.

2. Право Византии

Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г.). Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе), высокого уровня развития достигла правовая мысль, что послужило основой для проведения крупных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии в середине VI в. под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века.

В этом своде в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Указанные тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и “вульгаризации” римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого грековосточного) права.

Под влиянием восточного права были введены письменные делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отображение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.

“Эклога”. В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник законов под названием “Эклога” (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 г.

Свод законов “Эклога” был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Его составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Он состоял из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Сборник “Эклога” не изменил классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилил в нем феодальный элемент. Характерно, что в нем имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В “Эклоге” уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. В “Эклогу” вошло неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Титулы “Эклоги”, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в “Эклоге” о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в “Эклоге” получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда “на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания”. Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику “без уверток” ежегодный взнос, а также заботиться о “сохранении и улучшении недвижимости”. Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в “Эклоге” был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул “Эклоги” получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

В “Эклоге” предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т. д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в “заговоре против него или против государства христиан”. Такие лица рассматривались как намеревающиеся “все разрушить”, а поэтому их в “тот же час должно предать смерти”. Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.

“Эклога” предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.

В “Эклоге” перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и правительственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, вытравливание плода и т. д.

Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление и т. п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

Чрезмерная краткость “Эклоги”, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и других, приводили к тому, что, несмотря на ее большую практическую значимость, судом по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

Помимо “Эклоги”, в VIII – IX вв. действовали Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и “Эклога”), Морской и Военный законы.

Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует статья 8, предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (статьи 18, 19).

В казуистической манере сформированы многочисленные статьи этого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т. п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся феодальным порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т. п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами).

Морской закон представлял собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т. п.

Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

“Прохирон”. Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив “Эклогу”, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом законодательных работ было издание в 879 г. “Прохирона”, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии.

“Прохирон” по сравнению с “Эклогой” представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к “Прохирону” “Эклога” именуется не “избранными”, а “извращенными” законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

Изменения, внесенные “Прохироном” в правовую систему Византии, не были существенными. “Прохирон” в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т. п.).

Не менее примечательно сложилась судьба краткого руководства, известного в рукописной традиции под названием “Эпанагога” (переработанное повторение законов) и датируемого 884 – 886 гг. Как было обнаружено исследователями совсем недавно, под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в 885 – 886 гг. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданом и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях.

При всей компилятивности, “Эпанагога” более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые “Эпанагога” внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений: о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве.

Василики. Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI Мудром, правление которого отличалось оживлением юридической мысли, были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом “Василики” (“Базилики”), т. е. царские законы, состояли из 60 книг (начаты при Василии I Македонянине в 886 г. и окончены в 889 г.). Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана.

Четкая структура “Василик” облегчала пользование этим сводом. Несмотря на большой объем материала, помещенного в них, кодификация Юстиниана была отражена в “Василиках” неравномерно: имелись значительные пропуски, сокращения и искажения первоначального текста, который воспроизводился в основном через промежуточной источник – греческие схолии. Поэтому “Василики” не сразу заменили кодификацию Юстиниана, которая применялась в судах в XI в.

После составления “Василик” византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены новеллами Льва VI Мудрого (886 – 912). Он разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви, и т. п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось “Руководство к законам”, или “Шестикнижье”, Константина Арменопуло (около 1345 г.). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. “Шестикнижье” признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. после ее присоединения к России.

Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось главным образом из постановлений вселенских соборов и патриархов. На основе норм церковного права, а также частичного и императорского права составлялись сборники – номоканоны (наибольшую известность имел номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номоканоны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в “Кормчие книги”.

ГЛОССАРИЙ

“Василики” (“Базилики”) – царские законы, состояли из 60 книг, начаты при Василии I Македоняне в 886 г. и окончены в 889 г.
Димы – спортивно-политические партии. Созданы в IV в. указом императора, просуществовали до IX в. Обладали правом предъявлять требования василевсам, принимать участие в решении важнейших политических вопросов, в том числе в провозглашении императора. Во главе димы стоял Димарх. Он же мог распоряжаться вооруженной милицией политического объединения
Динаты – служилая светская и церковная знать – крупные землевладельцы, занимавшие должности магистров, областных начальников, епископов, игуменов и др.
Диоцез – административная единица Византии в IV – VII вв. Всего насчитывалось 14 диоцезов (по 7 в каждой из префектур)
Канон – поземельный налог, подушный налог, налог на скот, государственная хлебная рента
Квестор – председатель Государственного совета. Занимался разработкой императорских указов, обладая судебной властью
Колоны – мелкие арендаторы земли, вносившие за пользование земельным участком арендную плату в денежном или натуральном виде. Колоны делились на свободных и приписных (прикрепленных к земле)
Консисторий (Государственный совет) – высший орган при императоре. Осуществлял государственное управление и судебные функции
Логофет – титул лиц, занимавших высшие государственные должности
Магистр – Командующие армией. Один из магистров командовал пехотой, другой кавалерией
Номоканон – сборник церковного и частично императорского права
Парики – зависимые крестьяне – держатели как государственной, так и частновладельческой земли. В X – XI вв. частновладельческие парики имели право перехода от одного феодала к другому. В XII – XIII вв. парики были окончательно прикреплены к земле, несли барщину, платили натуральную и денежную ренту, а также подати в доход государства
Префектура – в IV – VII вв. административная единица в Византии, где было две префектуры
Провинция – в IV – VII вв. основная административная единица в Византии (50 провинций образовали диоцез)
Прония, арифмос – в XI – XIII вв. различные виды земельных пожалований в пользу физического лица от государства на условиях несения службы, предоставляемых на время несения службы либо на время жизни императора
“Прохирон” – свод законов Византии, изданный в 879 г.
Секрет – канцелярия (с VII в.), возглавлялась высшим государственным чиновником и объединяла отдельную отрасль государственного управления
Сенат (Синклит) – особый государственный орган византийской аристократии, сдерживавший всевластие императоров и имевший право рассматривать любые дела империи
Сенаторы – крупнейшие землевладельцы, занимавшие высшие государственные должности. Пользовались иммунитетом, освобождались от уплаты государственных налогов и несения повинностей
Стратиг – наместник императора, управляющий фемы и командующий фемным войском
Фемы – в VII – XII вв. военно-административные округа в Византии, во главе которых стояли стратиги (имели судебную, фискальную и военную власть)
“Шесткнижье” – частные юридические компиляции
“Эклога” (избранные законы) – свод законов Византии, подготовленный и изданный в 726 г.
Эпарх (префект) столицы – председатель сената. Глава городской администрации
Тренировочные задания Ответ/Решение
1. Какой была социальная структура Византии в IV – VII, VIII – XII вв.?  
2. Назовите государственный строй Византии в IV – VIII вв.?  
3. Какие политические механизмы существовали в Византии, которые сдерживали самовластие императоров?  
4. Назовите, какие формы землевладения существовали в Византии  
5. Назовите основные своды законов, которые были изданы в Византийском государстве  

ТЕСТЫ

1. Что такое консисторий?

А) военное ведомство Византии;

Б) совет по управлению провинцией;

В) Государственный совет при императоре;

Г) собрание свободных крестьян-общинников.

2. Кто такой квестор?

А) руководитель провинции;

Б) председатель Государственного совета при императоре;

В) военоначальник, возглавлявший армию;

Г) чиновник, стоявший во главе налогового ведомства.

3. Кто такие парики?

А) зависимые крестьяне – держатели как государственных, так и частновладельческих земель;

Б) свободные крестьяне-общинники;

В) служилая светская и церковная знать;

Г) рабы.

4. Что такое прония?

А) различные виды земельных пожалований от государства в пользу физического лица на время несения службы императору;

Б) различные виды налогов в пользу государства;

В) наказания за совершенные преступления;

Г) воинские соединения.

5. Какой из сводов римских законов был издан в Византии первым?

А) “Эклога”;

Б) Кодекс императора Феодосия;

В) “Эпанагога”;

Г) “Василики”.

6. Кто такой стратиг?

А) наместник императора, управляющий фемы и командующий фемным войском;

Б) крупный землевладелец, занимавший высшую государственную должность;

В) глава городской администрации;

Г) глава сельской общины.

 
  раздел iii. государство и право в средние века в странах европы - student2.ru
раздел iii. государство и право в средние века в странах европы - student2.ru раздел iii. государство и право в средние века в странах европы - student2.ru
 
  раздел iii. государство и право в средние века в странах европы - student2.ru

6. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ ФРАНКСКАЯ МОНАРХИЯ

1. Франкское государство в V – VII вв.

2. Франкская империя в VIII – Ix вв.

3. “Салическая правда” – памятник раннефеодального права.

1. Франкское государство в V – VII вв.

Союз германских племен, имеющих общее название – франки, сложился в III в. н. э. на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи. Среди многочисленных варварских королевств, возникших на территории римской Галлии, которые даже формально не всегда признавали власть Рима, к концу V в. возвышается королевство салических (приморских) франков во главе с Хлодвигом (481 – 511 гг.). Салические франки подчиняют ряд германских королевств и в VI в. завоевывают Галлию (ныне Франция).

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины формирования франкской государственности коренятся в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода: 1) конец V – VII в. (меровингская монархия); 2) VIII – середина IX в. (каролингская монархия). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий. Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им, зависимого крестьянства – с другой. На смену относительной централизации и раннефеодальному государству приходит феодальная раздробленность.

Общественный строй. В V – VI вв. у франков сохранялась старая общинная организация. Отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков проявились в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения у франков. Раб считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животных. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Наши рекомендации