Билет 19 Государство в современной экономике
Гос-во выступает не только политическим, но и экономическим субъектом.
В традиционной системе гос-во не вмешивается в экономические отношения.
В рыночной системе правительство поощряет и защищает конкуренцию путем: 1)установления и закрепления «правил игры» 2) снабжения населения информацией об условиях на рынке и состоянии экономики 3) помощи в улаживании споров. Гос-во защищает рыночные отношения, гарантирует порядок, принуждает нести ответственность тех, кто действует вне закона, совершает преступления и т.д.
В командной системе гос-во жестко регулирует производство, обмен и распределение продукции.
На вооружение у гос-ва 4 способа воздействия на экономику и население:
- убеждение (правительство призывает людей, например, не повышать цены в период кризиса, воздержаться от нечестной игры с гос.бумагами и.т.д.)
- налогообложение (правительство может повысить налоги тем, кто спускает отходы в реку или загрязняет атмосферу; таким способом оно поощряет предприятия совершенствовать очистные сооружения)
- льготы (даются тем компаниям, которые содержат производство в образцовом состоянии и не загрязняют окр.среду или выпускают продукцию по сниженным ценам, доступную для малообеспеченных семей)
- регулирование (осуществляется при помощи стандартов безопасности, новых законов и нормативов, системы запретов. Например, Госдума может установить стандарты безопасности для предприятий, запрещая сбрасывать отходы в водостоки.)
Билет 20.Рыночные отношения в современной экономике.
Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика.В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует — это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается.
а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар).
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).
Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г.