Бандитизм и незаконные вооруженные формирования
Бандитизм – это одно из древнейших преступлений, суть которого не изменилась в уголовном законодательстве и до сегодняшнего времени. Правда раньше бандитизм охватывал собой более широкий спектр деяний и отчасти ассоциировался с разбоем. В настоящее время в действующем УК бандитизм – это специфическое преступление в большей степени организационного характера, которое не охватывает своим содержанием преступления, совершенные бандой. Смысл этого деяния определяется самим фактом создания и существования банды.
Непосредственный объект этого преступления - общественная безопасность.
С объективной стороны это деяние можно разделить на 2 самостоятельных преступлений:
1) состоит в создании или руководстве бандой (т.е. деятельность по организации банды / организатора банды);
2) участие в банде или совершаемых ею нападениях.
Ключевая категория, которая определяет смысл указанных преступлений – банда. Под бандой принято понимать:
1) организованную группу (т.е. наличие двух и более лиц);
2) характеризующуюся устойчивостью группу (устойчивость означает наличие в группе лиц четкого распределения ролей, системы подчиненности, длительность существования банды, наличие четкой функциональной взаимосвязи между членами банды);
3) вооруженность (указывает на то, что хотя бы у одного из членов банды имеется оружие, независимо от того, принимает ли вооруженный член банды участие в нападениях);
4) основной особенностью банды и бандитизма в целом, отличающей эти явления от других похожих посягательств, выступает назначение банды (цель создания и существования) – нападение на граждан и организации (фактически речь идет о разбойных нападениях);
5) кроме того, как и любая другая организованная группа, банда характеризуется тем, что она существует и финансируется за счет совершения этих нападений, а преступная деятельность для них выступает основным источником дохода.
Вопрос о квалификации нападений, совершенных бандой, решается по совокупности преступлений (по 209 и, например, по 162; 105, ч.2) в зависимости от того, какое преступление было совершено членами банды и какие наступили последствия.
Оба деяния (и организация, и участие) сконструированы по типу формальных составов и считаются оконченными с момента:
1) создания банды или установления факта руководства ей;
2) с момента вступления в ряды банды (приобретения членства в банде) либо с момента принятия участия хотя бы в одном из нападений банды.
Причем и в первом, и во втором случае, независимо от совершения этими лицами каких-либо других преступлений вместе с бандой.
С субъективной стороны все, что относится к феномену бандитизма, предполагает прямой умысел, на что указывает первое - формальная конструкция этих преступлений, ну а второе – цель – нападение на граждан и организации.
Субъект преступления общий.
Бандитизм нужно отличать от ряда близких по смыслу преступлений:
1) от создания или руководства НВФ либо участия в нем. НВФ (незаконное вооруженное формирование) в отличие от банды не предполагает цели нападения на граждан и организации, и вообще совершения каких-либо преступлений. При этом НВФ также характеризуется вооруженностью, четкой внутренней организацией, устойчивостью и т.д. НВФ, как правило, существуют за счет легальных финансовых средств и могут создаваться для самообороны, для защиты интересов больших и малых социальных групп, а также для других целей. Ответственность за создание НВФ и участие в нем наступает, если такая организация является незаконной. На территории РФ допускается создание вооруженных формирований, которые не входят в систему Министерства Обороны и органов государственной власти, но в строго регламентированном законом порядке (например, казачие войска). Опасность незаконных вооруженных формирований состоит не в том, что их деятельность может быть направлена на совершение преступлений, а в том, что таким образом появляется альтернатива официальным властям, нарушая, таким образом, внутренний суверенитет государства.
2) от организации преступного сообщества или участия в нем. Преступление, предусмотренное ст. 210 УК РФ, по смыслу очень похоже на бандитизм. Характеризуется почти такими же целями - совершением тяжких и особо тяжких преступлений, но преступные сообщества отличаются от банды тем, что представляют собой более масштабное явление - это деятельность, направленная на объединение преступных групп, банд и преступников вообще в единое структурированное сообщество, подчиняющееся общим для всех законам, установление четких связей между ними, субординации, распределение территорий действия и т.д. И в широком смысле применимо для описания организованного/преступного/воровского мира вообще (идентично понятию «Мафия» из уголовного законодательства Италии).
3) в доктрине уголовного права до сих пор не утихают споры по поводу разграничения бандитизма и разбойного нападения, совершенного организованной группой с применением оружия. Некоторые ученые, например, Быков, считают, что между этими деяниями с точки зрения уголовно-правовой оценки разницы нет, и предлагают квалифицировать по какой-то одной статье УК РФ, тем более, что санкция и в том, в другом случае позволяет это сделать. См. Постановление Пленума ВС о судебной практике по делам бандитизма.