Кодекс Республики Беларусь о земле в системе источников земельного права
К категории основных нормативных актов, регулирующих земельные отношения в настоящее время, относится Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. (далее Кодекс о земле). Как вытекает из содержания статьи 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди иных актов земельного законодательства. За постсоциалистический период это уже третий Кодекс суверенного белорусского государства о земле. Предыдущие Кодексы о земле были приняты Верховным Советом Республики Беларусь 11 декабря 1990 г. и палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – в декабре 1998 г.
Действующий Кодекс о земле состоит из 12 глав и 100 статей. Как кодифицированный законодательный акт данный Кодекс сконцентрировал все ключевые положения земельного законодательства. Красной нитью в нём проходит мысль о том, что все его нормы направлены на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельных отношений.
Исключительная важность данного нормативного акта заключается в том, что он принят в условиях обновления всего национального законодательства на основе установлений по существу новой редакции Конституции Республики Беларусь, принятой на всенародном референдуме 24 ноября 1996 г. Кодекс о земле вобрал в себя новеллы не только обновляющегося конституционного, но и гражданского законодательства. На основе установлений Основного Закона Кодекс закрепил, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Кроме того, его содержание отражает реальные изменения, произошедшие в земельных отношениях в условиях проведения земельно-аграрной реформы после 1991 г. В отличие от содержания предыдущих кодексов о земле в действующем Кодексе более детально дано определение понятия земли как объекта права собственности, уточнены условия прекращения земельного сервитута. Кроме того, в нём расширен круг объектов земельных отношений: ныне ими являются не только земельные участки, в том числе земельные сервитуты, как это определялось статьёй 16 Кодекса о земле 1999 г., но и земля (земли) и права на земельные участки.
В новом Кодексе о земле впервые чётко определены субъекты земельных отношений: ими в соответствии со статьёй 4 являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.
Важнейшей новеллой вступившего в силу с 1 января 2009 г. Кодекса о земле является закрепление основных 11 принципов земельных отношений (статья 5). В Кодексе о земле определена компетенция местных исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений. В частности, местные исполнительные комитеты получили право предоставлять земельные участки в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, передавать в частную собственность, а также изымать их в порядке и на условиях, установленных Кодексом и иным законодательством.
Вовлечение земли в хозяйственный и гражданский оборот объективно обусловило необходимость включения в Кодекс о земле новых норм, регулирующих порядок осуществления сделок с землёй (статьи 47–59), порядок наследования земельных участков, находящихся в частной собственности (статьи 52–53), порядок передачи земельных участков юридическим лицам Республики Беларусь (статья 37) и ряд других. Граждане Республики Беларусь получили возможность использовать большие по размеру земельные участки: от 0,10 до 0,15 га, отводимые для коллективного садоводства и дачного строительства на одного члена кооператива (статья 36). Кроме того, Кодексом было предусмотрено предоставление земельных участков для строительства и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам (статья 41). Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам Республики Беларусь, проживающим в сельских населённых пунктах, для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства в пожизненное наследуемое владение или, по их желанию, в частную собственность, увеличены до 1 га. В зависимости от местных условий для ведения личного подсобного хозяйства гражданам могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 га (статья 36).
Дальнейшее развитие в Кодексе о земле получил институт крестьянского (фермерского) хозяйства. В нём более чётко регламентируется порядок предоставления земельного участка по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (статья 40). Согласно ранее действующему земельному законодательству земельный участок предоставлялся только главе крестьянского (фермерского) хозяйства, а не самому хозяйству как юридическому лицу. В настоящее время земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут предоставляться: на праве постоянного пользования – крестьянскому (фермерскому) хозяйству; на праве пожизненного наследуемого владения – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, если он является гражданином Республики Беларусь; на праве аренды на срок не менее 10 лет – крестьянскому (фермерскому) хозяйству либо его главе.