Эволюция идеи правового гос-ва и современный подход к ней
Правовое гос-во – правовая форма организации и деят-ти публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Возникновение и развитие идей правового гос-ва.
Платон, Аристотель: ПГ – наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при кот закон обязателен как для граждан, так и для гос-ва.
Кант: ГП – есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Гегель: ПГ – наиболее совершенная организация общ. жизни, в кот все строится на правовой основе.
Теория правового гос-ва сформировалась на основе естественно-правовых воззрений.
Основные идеи теории ПГ: 1) Универсальный хар-р естественного права. 2) Договор – изначальная основа деят-ти гос-ва. По договору не все естественные права передаются гос-ву, некоторые из них неприкосновенны и составляют содержание частной жизни индивида. 3) Подчиненность положительного права – нормы, творимые людьми, издаваемы гос-м – естественному праву. 4) Постоянство норм естественного права.
Принципы ПГ: 1. многообразие форм соб-ти. 2. сформированное ГО. 3. высокий уровень общей и пр. культуры, моральных и нравственных принципов. 4. разделение властей в гос-ве. 5. наличие суверенитета.
Признаки ПГ: 1) верховенство правового закона. 2) реальность прав и свобод гр-н. 3) организация и функционирование гос власти на основе принципа разделения властей. 4) наличие развитого ГО. 5) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в к-л одном звене власти. 6) соответствие внутреннего зак-ва общепризнанным принципам и нормам м/н права. 7) правовая защищенность всех субъектов от произвольных решений кого бы то ни было.
Правовое Г- во — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и недопущения злоупотреблений.
Праобраз идеи правового Г возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию. Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:
Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования ( обязательная, содержательная сторона);
Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
1 принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое Г- во должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
2 принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности Г и личности и т.д.
Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового Г есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии Г на власть с одновременным изменением соотношения свободы Г и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового Г два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально- юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. и если же, напротив, брать за основу только формально-юридический, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством ра. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так оградить, что Г- во вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, наоборот, только проиграет.