Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Содержание
Введение………………………………………………………………….. | |
Темы рефератов…………………………………………………………… | |
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям: | |
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России. Древнерусское государство (IX — XII вв.)……………………………… | |
Тема 2. Образование и укрепление единого российского государства (XV — XVII вв.)…………………………………………………………… | |
Тема 3. Складывание и эволюция российского абсолютизма…….......... | |
Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу...... | |
Тема 5. Российская империя в начале XX в……………………………... | |
Тема 6. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1920 гг.)……………………………………………………….. | |
Тема 7. Формирование и сущность советского строя (1921-1941 гг.)…. | |
Тема 8. СССР в условиях холодной войны……………………………… | |
Тема 9. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)…………………………… | |
Вопросы для самоподготовки к контрольной работе и коллоквиуму…. | |
Вопросы для самоподготовки к экзамену……………………………….. | |
Библиографический список………………………………………………. |
Введение
Программа общего курса «Отечественная история» составлена в соответствии с учебным планом БГТУ им. В.Г. Шухова (примерной учебной программы дисциплины «Отечественная история», утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ 3 июля 2000 г).
В нее включены материалы по отечественной истории, с учетом того, что в университете по данной дисциплине читается отдельный курс. Программа предполагает изучение отечественной истории с древнейших времен (IV в. н.э.) до современности (1993 г.).
В основу построения программы положены проблемный (как приоритетный) и страноведческо-хронологический принципы. Предложенная периодизация учитывает современные поиски отечественной науки в области периодизации истории.
Курс отечественной истории охватывает узловые проблемы истории:
1. Народы и древнейшие государства на территории России. Древнерусское государство (IX – XII вв.).
2. Образование и укрепление единого Российского государства (XV – XVII вв.).
3. Складывание и эволюция российского абсолютизма (XVIII – первая половина XIX вв.).
4. Российская империя на пути к индустриальному обществу (вторая половина XIX в.).
5. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в.
6. Российская империя в начале XX в.
7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.
8. Формирование и сущность советского строя. 1921 – 1941 гг.
9. СССР накануне и в годы второй мировой войны.
10. Советский Союз в условиях «холодной войны».
11. Перестройка в СССР. 1985 – 1991 гг.
12. Изменение общественного строя и становление новой системы государственной власти в Российской Федерации.
При подготовке данной программы учтен опыт составления государственных программ по Отечественной истории Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.
Формы контроля знаний студентов предполагают текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в форме систематических опросов, периодического написания контрольных работ и рефератов. Формой итогового контроля является экзамен.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Отечественная история — одна из базовых гуманитарных дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях Российской Федерации. Цель ее изучения заключается в ознакомлении студентов с основными этапами развития нашего отечества в контексте всемирно-исторического процесса.
Она призвана формировать у молодого поколения такие качества как патриотизм, планетарное мышление, умение ориентироваться в современной социально-политической ситуации.
Задачи изучения дисциплины:
1. раскрыть содержание основных периодов истории России с древнейших времен до наших дней;
2. показать органическую взаимосвязь Российской и мировой истории;
3. раскрыть роль истории в обществе (формирование и эволюцию исторических понятий и категорий);
4. ознакомить студентов с основными вопросами Отечественной истории, по которым сегодня ведутся дискуссии в российской и зарубежной историографии;
5. проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние десятилетия.
Семинарские занятия по историческим дисциплинам (в том числе по отечественной истории) — важнейшая составная часть учебного процесса. Они призваны, прежде всего, научить студентов самостоятельно решать те или иные проблемные задачи на основе анализа источников информации.Речь не идет об исследовании в собственном смысле слова. На младших курсах студенты должны овладеть начальными навыками работы студента, поэтому, в ходе работы с предложенными историческими источниками и литературой, на семинарах обычно рождаются те выводы, к которым уже пришла современная наука. При этом, однако, важно то, что в процессе анализа источников и штудирования литературы формируются и закрепляются профессиональные навыки и умения.
Работа на семинарах сопровождается активной самостоятельной подготовкой и обеспечивает особенно глубокое и прочное усвоение исторических знаний по отдельным вопросам курса, чего нельзя достигнуть одним только слушанием лекций и чтением учебников. Часть семинаров по Отечественной истории носит характер практических занятий, иные строятся на заслушивании подготовленных студентами рефератов.
При подготовке к практическим занятиям полезно соблюдать определенную последовательность самостоятельной работы. Сначала рекомендуется прочесть соответствующую главу учебника и записи лекционного материала — это поможет сориентироваться в проблеме в целом. После чего можно приступить к изучению источников, составляя в ходе первоначального ознакомления с текстом, указатель содержащихся в них данных. Лишь после этого, в соответствии с поставленными вопросами, следует, если возникает необходимость, конспектировать материал. В конце рассмотрения каждого вопроса должны быть сделаны выводы. Помните: все высказанные в ходе ответа на практических занятиях положения должны подтверждаться ссылками на источники. Подобным образом, и в рефератах должны быть подтверждены и аргументированы все заключения и выводы.
Исторический источник, находящийся в фокусе внимания на практических занятиях, это — любой памятник прошлого, созданный в процессе человеческой деятельности, связанный своим происхождением с общественной практикой конкретной изучаемой эпохи и служащий для получения данных об этой эпохе. Источник является носителем определенной информации об историческом обществе, о человеке прошлого — в этом его основное назначение. Существует огромное количество разнохарактерных письменных источников, из чего вытекает необходимость их классификации:
Нормативные источники. Практическое назначение документов данного типа заключалось в установлении тех или иных норм общественной деятельности: это — законы, указы, приказы, инструкции, статуты (цеховые, парламентские и проч.), королевские капитулярии, эдикты, записи обычного права, инструкции и т.д.
Повествовательные источники. Этот источники описательного характера. К данной группе относятся анналы, хроники, мемуары, дневники, биографии, жития святых, публицистические произведения...
Актовые источники — представляют собой документальное оформление часто повторяющихся сделок двух сторон по передаче имущества, а также — различных прав и привилегий, т.е. — они подтверждали те или иные права отдельных лиц или институтов. Источники данной группы связаны, таким образом, с правовыми отношениями эпохи, но при этом они не относятся к нормативным, а выделяются в отдельную группу.
Учетные источники — документы хозяйственного значения. К ним относятся описи, инвентаризационные материалы.
Художественные памятники также являются историческими источниками. Иногда их называют «нетрадиционными» источниками. Они несут информацию о картине мира, сложившейся в изучаемую эпоху, о мировосприятии, идеологии, менталитете, психологических свойствах исторического общества, о его эстетических нормах и вкусах, а также — о повседневной жизни.
При проведении исследования на историческую тему студенту технического вуза не обязательно использовать первоисточники (оригиналы или подлинники исторических остатков), проводить археологические поиск, работать в архивах и музеях. Цель научной подготовки в этой области вполне достижима на основе изучения им так называемых второисточников – всего того, что опубликовано в печати по этому поводу. В основном это документы (стенограммы, протоколы, нормативно-правовые акты, мемуары и т.п.), а также результаты исследований ученых-историков, проведенных на базе подлинных исторических источников и отраженные в монографиях, сборниках, статьях и других научных трудах.
Как правило, каждый студент группы должен в течение семестра сделать хотя бы один доклад (сообщение) или реферат и постоянно выступать при обсуждении других докладов.
Реферат – это начальная форма самостоятельной научной работы студента. В нем в литературно обработанном виде на сравнительно небольшом материале собственных наблюдений проводится самостоятельный анализ научных фактов, даются им теоретическое обоснование, систематизация, классификация, обобщение, высказываются критические замечания по существу рассматриваемых вопросов. В практике студенческой научной работы по отечественной истории могут использоваться различные формы рефератов. Например, обзорный как краткое критическое изложение результатов новых научных исследований по какой-либо исторической проблеме, отраженных в опубликованных трудах ученых-историков. Или, биографический – описание жизни и деятельности исторических личностей, а также крупных отечественных и зарубежных историков, внесших значительный вклад в разработку проблем российской истории. Далее, информационный, в котором дается информация об итогах кого-либо недавно прошедшего научного форума (конференции, симпозиума, семинара) с кратким изложением сути дискуссируемых вопросов и их оценкой автором реферата. Не исключены и другие формы рефератов (методические, полемические и др.). Более подробно о работе над рефератом можно узнать из пособия Елкина С.И. и Лашиной Л.С. «Отечественная история. Методические рекомендации к написанию реферата по отечественной истории для студентов дневной формы обучения всех специальностей».
Темы рефератов
I. Древнерусское государство.
1. Легенда о призвании варягов.
2. Князь Ярослав Мудрый.
3. Князь Владимир Святославович.
4. Князь Александр Невский.
5. Иван Калита.
6. Новгородские земли в X-XIII вв.
II. Образование и укрепление единого Российского государства.
1. Образование татаро-монгольского государства.
2. Сражение на Неве.
3. Князь Иван III.
4. Завоевание Казани и Астрахани.
5. Личность Ивана IV.
6. Опричнина Ивана Грозного.
7. Убийство царевича Дмитрия.
8. Борис Годунов.
9. Лжедмитрий I, II. Феномен самозванчества на Руси.
10. Роль Минина и Пожарского в формировании народного ополчения.
11. Михаил Федорович Романов как личность. Его избрание на царство.
III. Складывание и эволюция российского абсолютизма.
1. Алексей Михайлович Романов.
2. Северная война (1700-1721 гг.).
3. Полтавские битва 1709 г.
4. Личность Петра I.
5. Военные реформы Петра I.
6. Меншиков А.Д.
7. Основание Петербурга.
8. Великое посольство.
9. Царевна Софья и стрелецкие бунты. Попытка государственного переворота.
10. Смерть Петра I. Эпоха «Дворцовых переворотов».
11. Воцарение Екатерины II.
12. Присоединение Крыма. Потемкинские деревни.
13. Павел I – правление и убийство.
14. Александр I.
15. Сперанский М.М.
16. Война 1812 г.
17. Смерть Александра I. Восстание декабристов.
18. Николай I.
IV. Российская империя на пути к индустриальному обществу.
1. Личность Александра II.
2. Отмена крепостного права.
V. Альтернативы российских «реформ сверху» в XIV в.
1. Личность Александра III.
2. Западники и славянофилы.
3. Личность В.И. Ленина. Создание партии большевиков.
VI. Россия в начале XX в..
1. С.Ю. Витте.
2. П.А. Столыпин.
3. Революция 1905 г. Кровавое воскресенье.
4. I-IV Государственные Думы.
5. Личность Священного Гапона.
6. Столыпинская аграрная реформа.
7. Партия кадетов (программа, состав, тактика).
8. Партия октябристов.
9. Николай II.
VII. Россия в условиях Первой Мировой войны.
1. Вступление России в Первую Мировую войну.
2. Февральская революция.
3. Состав Временного правительства. Личность Керенского.
4. Боевые действия на русско-германском фронте в 1914 г.
5. Боевые действия на русско-германском фронте в 1915 г.
6. Военные операции русской армии в 1916-1917 гг.
7. Экономика России в I Мировой войне.
8. Свержение самодержавия.
VIII. Россия в условиях становления власти.
1. Троцкий Л.Д.
2. Октябрьский переворот.
3. Брестский мир.
4. Гражданская война.
5. Деникин А.И.
6. Движение Махно.
7. Антибольшевистское восстание в Тамбовской губернии.
8. Переход к НЭПу.
9. Образование СССР.
10. Коллективизация СССР.
11. Формирование и сущность тоталитаризма.
IX. Формирование и сущность советского строя.
1. Личность Сталина.
2. Берия.
X. СССР накануне войны.
1. Рост фашистского движения в Германии и Италии.
2. Пакт «Молотова — Риббенропа».
3. Советско-Финская война.
4. Подготовка Германии и СССР к войне.
XI. Великая Отечественная война.
1. Вероломное нападение — правда или вымысел.
2. План «Барбаросса».
3. Первые дни войны — причины поражений.
4. Перестройка жизни и экономики страны на военный лад.
5. Становление антигитлеровской коалиции.
6. Блокада Ленинграда.
7. Битва за Москву.
8. Любаньская операция.
9. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом.
10. Партизанское движение в период Великой Отечественной войны.
11. Г.К. Жуков.
12. С.К. Тимошенко.
13. А.М. Василевский.
14. К.К. Рокоссовский.
15. Битва под Сталинградом.
16. Курская битва.
17. Тегеран, 1943: встреча «большой тройки».
18. Операции советских войск в 1943 г.
19. Сражение за Берлин.
20. Русско-Японская война.
XII. Советский Союз в условиях «холодной войны».
1. Восстановление послевоенной экономики.
2. Репрессии 1947 г. «Молодежные процессы», «Ленинградское дело», «дело врачей».
3. Борьба за власть после смерти Сталина. Н.С. Хрущев.
4. «Холодная война». Гонка вооружения.
5. Карибский кризис.
6. Преодоление культа личности Сталина. Хрущевская «оттепель».
7. Л.И. Брежнев.
8. 1964 — 1984 гг. — период «застоя».
9. Диссидентское движение.
10. Ю.В. Андропов.
11. К.У. Черненко.
XIII. Распад СССР и становление новой российской государственности.
1. М.С. Горбачев.
2. Распад Советского Союза.
3. Ваучерная приватизация.
Если на семинар выносится доклад, то авторы сообщений выступают с информацией подготовленной (по 7-10 минут) по избранным вопросам: каждый доклад (сообщение) обсуждается другими участниками занятия после чего руководитель делает разбор и подводит итоги. Студент при подготовке доклада должен обращать внимание не только на информативную сторону сообщения, но и на правильное научное оформление данной работы. При чтении докладов желательно обходиться без конспектов и во всяком случае говорить, а не читать сообщение.
Требования к докладчикам и участникам обсуждения должны постепенно повышаться — это относится как к содержанию докладов (степень разработки источников и литературы, постановка вопросов и т.п.), так и технике их проведения (умение четко и ясно излагать основные положения, не отклоняясь от сути дела: умение укладываться в отпущенное время).
При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется работать в следующей последовательности: сначала необходимо изучить указанные в списке литературы книги, познакомиться с материалами учебника, обратиться к лекции, прочитанной по данной теме и после этого приступить к анализу источников. В целях прочного усвоения курса, всю информацию, относящуюся к данной проблеме, желательно конспектировать. Источники должны быть снабжены самостоятельными комментариями. Требования к ответу:
1. Должен быть по существу вопроса.
2. Развернутым.
3. Аргументированным.
В ответе следует избегать двух крайностей:
1. Построение ответа на учебной и дополнительной литературе без использования соответствующих положений исторических источников.
2. Построение ответа только на материалах источников без привлечения дополнительной литературы, что безусловно ведет к ограниченности разбора данной поставленной проблемы.