Анализ объект-культуры
Введение
Россия и все прилагающиеся к этому термину определения или эпитеты – темы многочисленных сочинений Западной Европы на протяжении многих веков. Они служили сюжетом для научных трудов абсолютно разных сфер: по истории, географии, политике, философии, для литературных произведений любых жанров.
Насколько была популярна тема России на Западе можно судить по тому, что ее касались классики мировой литературы – Шекспир, Мильтон, Сирано де Бержерак, государственные деятели и политики – кардинал Ришелье, английская королева Елизавета I, лидер английской революции Кромвель. Писали о России все - и дипломаты, и простые путешественники, купцы.
Их наблюдения и понимание русской действительности неоднозначны. Но различие мнений как раз и представляет значительный интерес, ибо дает возможность увидеть огромную страну глазами современников с разных сторон. В этом исключительная ценность записок иностранцев.
Большинство сочинений иностранцев написано живо, увлекательно и способно заинтересовать почти любого читателя.
К числу таких записок относятся и воспоминания Амброджо Контарини, который, возвращаясь из посольства в Персию, посетил Москву. Конечно, этот источник содержит весьма недостоверные данные, так как его создавал человек другой культуры, отличной от русской. Но не нужно забывать о правдивости и объективности содержащихся в нем данных. Наша задача – выявить и отделить достоверные данные от недостоверных.
Анализ субъект-культуры
Амброджо Контарини – венецианский дипломат, посланный с дипломатической миссией в Персию в 1474-1477 годах. В то время когда он возвращался домой, он проделал путь от Азербайджана по Каспию в Астрахань, а оттуда по Волге и далее по сухопутью в Москву, где он пробыл 4 месяца - с 25 сентября 1476 года по 21 января 1477. Его любезность и доброжелательность дали возможность завести прочные знакомства, как среди русских, так и среди иностранцев, проживающих в то время в Москве. Жизнь Контарини в Москве проходила довольно размерено, и он мог уделить внимание своим записям. Они посвящены двум темам: описанию того, что его окружает и приема у великого князя. Сразу же по приезде в Москву Контарини был поглощен заботой возможности уехать на родину. Поэтому он всячески искал случая встретиться с великим князем и просить у него разрешения на выезд. Именно это послужило причиной нескольких приемов у Ивана III. Контарини был у Ивана III четыре раза, причем только первое посещение осложнилось недовольством великого князя, в дальнейшем же верх взяла атмосфера мира и даже дружелюбного отношения Москвы к Венецианской республике.
Наблюдения послом жизни и быта столицы того времени - это небольшие рассказы, как правило, освещающие нравы.
Источник создан представителем европейской католической культуры конца XV века.
Культура, породившая источник, выражает духовные ценности – толерантное отношение католиков к христианам. Так же она выражает и нетерпимость к русским обычаям, быту и нравам, это мы можем заметить по тому, как Контарини стремится скорее покинуть Россию. Политическая ценность, отраженная в источнике, – наличие единоличной власти. Еще одна ценность – наличие высокоразвитых торгово-денежных отношений.
Целью создания источника Амброджо Контарини является формирование представления о русском государстве и русской культуре, в целом, у иностранцев; предоставление отчета о дипломатической миссии венецианскому правителю, а также поднятие его авторитета и влияния, при помощи удачно сложившихся отношений с иностранными правителями.
Анализ объект-культуры
В источнике отражены различные сферы культур: социальная, экономическая, политическая и религиозная культура Русского государства конца XV века. Также есть природные условия местности, о которой говорится в источнике, описывается место положения Москвы и многое другое.
Событийное содержание источника
· дипломатическая миссия Амброджо Контарини в качестве посла в Персию;
· приезд венецианского дипломата в Москву в 1476 году. Во время правления Ивана 3. Просьба предоставить случай встретиться с великим князем, чтобы попросить отъезд на родину. Но князь не дал сразу ответ в следствие занятости важными делами. Просьба Контарини Марка отпустить его на родину, с условием того, что как только он приедет туда, вернет деньги, которые пошли на его выкуп. Однако, Марк не соглашается на это. Контарини получает жилище от Марка.
· Описание места положения Москвы, ее климатических условий, хозяйственной жизни, внешнего вида русского населения их образа жизни в быту. Амброджо Контарини испытывал большое желание вернуться на родину, так как местные обычаи были ему не по нраву.
· знакомство Амброджо Контарини со знаменитым ювелиром из Катаро, Аристотелем Фьораванти и Софьей Палеолог.
· Приглашение Контарини князем на обед, где он получил разрешение покинуть Москву. Поднесение Амброджо большой серебряной чаши полной медового напитка, который ему оказалось трудно выпить.
· получение им даров от русского князя;
· После прощального обеда у Марка, отъезд дипломата из Москвы;
· проезд его через Литву (встреча с польским королем Казимиром, обед у него, рассказ о своих путешествиях.). Покинул город 16 февраля 1477 года
· 11 марта 1477 года прибытие в город Познань, где обогатились хорошими запасами, снабдились лошадьми. 5 марта покинули город.
· Были на границе между Германией и Польшей
Фактически в источнике отображены научно-исторические темы:
o социальная структура русского общества указанного ранее мной периода;
o торговые и политические отношения Русского государства с европейскими странами;
o история Русского государства в конце XV века (природные условия, территориальная структура, структура власти – княжеская власть и боярское окружение; даннические обязательства Руси в пользу татар);
o политическая история Польского и Литовского государств;
o религиозная структура и культура Русского государства;
o Представления иностранного дипломата о России.
Цели источника – утвердить превосходство европейской социальной и экономической культуры над русской. Не смотря на то, что иностранец хорошо отзывается о русских, он говорит и о многих недостатках.
В источнике достоверны сведения о природных условиях русского государства, его политическом и экономическом устройстве. Недостоверными являются сведения лишь о культуре и нравах русских (московитян), так как иностранец Амброджо Контарини смотрит на русскую культуру с другой позиции, с позиции своей культуры, то есть необъективно и многое видит не так, как есть на самом деле. Это достаточно субъективный источник, однако, очень ценный. В нем можно увидеть взгляд иностранного образованного человека на Россию со стороны. Взгляд глазами иностранного посла , побывавшего здесь.
Выводы
На основании данных источника можно изучать политическую историю Руси конца XV века: территориальное деление, структуру власти, социальную структуру и экономическую Русского государства; отношения Руси с европейскими государствами. Также можно сформировать представление о природных условиях Руси этого периода. Я думаю, эти данные можно считать объективными, так как эти они представляли реальный интерес для европейского монарха в политическом и стратегическом значении, поэтому нужно было объективно отразить эти сведения и точно предоставить их монарху.
Культурную и религиозную стороны жизни русского общества по данным этого источника изучать, я думаю, не стоит, но можно рискнуть, соответственно, не доверяя им всецело. Эти данные скорее всего недостоверны, так как автор, вероятнее, стремится показать превосходство европейской культуры над русской, показать несостоятельность русских обычаев и нравов для своего монарха.
Заключение
Несомненно, западноевропейские сочинения о России и русских имели большое общекультурное значение. Они сыграли определенную, важную для всех роль в деле взаимоотношений народов Востока и Запада, иными словами отразили эти отношения того периода в литературе. Различные произведения о России во многом способствовали установлению между ними культурных, политических и экономических контактов.
Конечно, эти сочинения отнюдь не всегда объективны. Некоторые оценки, выводы и характеристики были даны из-за непонимания и незнания языка, обычаев, нравов в той степени, в которой это было бы необходимо. Другие – из-за той или иной предвзятости, личного отношения или позиции. Поэтому нужно всегда помнить о том, что источник изначально имеет недостоверные, необъективные сведения. Но все это не умаляет интереса к запискам иностранцев о России. Напротив, ведь они становятся весьма актуальными в наши дни. Записки наглядно показывают, как складывался образ России на Западе, как много значит адекватное восприятие действительности и последующие честные и объективные оценки политики, истории, культуры, жизни великого народа и великой страны.
Список использованных источников:
1. Амброджо Контарини. Рассказ о путешествии в Москву в 1476-1477 гг. \\ Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1986.