Глава 2. Источник: феномен культуры и реальный объект познания

Источниковедение – дисциплина, которая входит в систему исторических гуманитарных наук.

Занимаетсявыявлением, изучением и использованием источников.

Понятие «источник» многозначно. Существуют десятки определений.

Со времен Петра (Татищев) исследователи вырабатывали свое отношение, подходы к источнику, давали свои определения. Слово «источник» придумал немецкий историк Август Людвиг Шлецер. 1761 г. – приехал в Россию; 1765 г. – стал российским академиком (за изучение русских летописей). Применительно к летописям он впервые употребил «источник» (quelle). Он же предложил делить источники на отечественные и западные.

Слово «источник» введено в научный оборот, но долгое время историки им не пользовались. Только в начале XIX в. оно стало входить в научный обиход (Н. М. Карамзин в «Истории Государства Российского» написал специальный раздел «Об источниках российской истории до XVIII в.»).

Сегодня сформировались 2 глобальных подхода к пониманию источников: культурологический и расширительный. Каждый из них имеет своих предшественников.

Культурологический (заявила его и сформулировала О. М. Медушевская) разделяют большинство исследователей.

Культура – все созданное людьми в отличие от созданного природой. По мнению Медушевской источники – объекты человеческой культуры, т. е. продукты порождения целенаправленной жизнедеятельности.

Расширительный (сформулировал С. О. Шмидт) не противоречит культурологическому, но несколько шире него. Источники – не только продукты человеческой деятельности, но и биопсихика человека, т. е. общее настроение, менталитет и природные явления (климат, магнитные поля, почвы, катаклизмы).

Появляется больше сторонников, т. к. помогает воплотить системный подход к изучению любой проблемы и способствует плодотворному сотрудничеству представителей разных наук. Но в традиционном источ-нии считается, что объектом источниковедения служит фиксированные источники информации – материальные объекты. Человечество всегда стремилось "остановить мгновенье", настойчиво изобретало для этой цели средства - рисунок, письменность, книгопечатание, фотографию, кино, звукозапись. Эти-то фиксированные запечатления и являются основным источником познания. Источниковедение имеет свой специфический предмет – исторический источник. В 21в. этот расширяется, туда входят и письменные, и вещественные предметы, все объекты культуры, т.е. все, созданное человеком.

Источниковедение изучает не просто источник, но и систему отношений «Ч-автор – источник – Ч-исследователь». Эта триада выражает общечеловеческий феномен: один человек общается с другим не непосредственно, а опосредованно, с помощью произведения, созданного другим человеком и отражающего его личность.

В отличие от мгновенного сейчас и здесь, непосредственного наблюдения обращение к источникам делает общение независимым как от времени, так и от места действия. Созданное человеком произведение дает информацию о ее творце всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Таким образом, через посредство созданного произведения человек дает знать о себе другим людям.

В XIX в. наиболее четкие классификации источников и их сведений были предложены Э. Бернгеймом и А. С. Лаппо-Данилевским. Независимо друг от друга они предложили похожие классификации.

Э. Бернгейм – 2 группы: Остатки – данные языка, обычаи, нравы, произведения ремесел, деловые акты, протоколы, законодательство и делопроизводство, монеты и медали – иТрадиции –устная традиция (песни, легенды, послания), письменные традиции (мемуары, биографии), изобразительные традиции (живопись, иконы, скульптура).

Лаппо-Данилевский «Методология истории» глава «Главнейшие виды исторических источников». Цель классификации: не просто разобраться в источниках, но с помощью классификации раскрыть познавательную ценность информации. 2группы: Остатки – те источники, которые возникают близко к событию или в момент события. Как правило, имеют условного автора, личность автора сказывается крайне слабо. Содержат «голый факт» (язык, обычаи, законодательство, делопроизводство, вещественные источники, предметы древности. Предания – те источники, которые возникают после события, авторские тексты, повествовательные источники более субъективны (рассказы очевидцев, рисунки, воспоминания, публицистика, биографии).

1940 г.– М. Н. Тихомиров в учебнике по источниковедению предложил делить все источники на типы. Создал типовую классификацию источников. Типы – большие группы (комплексы) источников, которые различаются по способу передачи, хранения, кодирования информации. 5 типов: – вещественные; – письменные; – устные; – лингвистические; – этнографические (этнологические). 1954 г. – преподаватели МГИАИ предложили дополнить двумя типами: – кино-фото материалы; – фоно документы. Появились и другие виды источников – машиночитаемые данные (15 – 20 л. назад «компьютерные источники». Каждый тип источников включает огромное количество материалов и имеет свои внутренние (собственные) классификации.

Технические средства новейшего времени, с одной стороны, облегчают доступ к информации, сокращают ее путь к потребителю, с другой стороны, способствуют еще более быстрому увеличению общего объема информации, создают новые виды источников. Объект источниковедения - исторический источник - становится еще шире. Поэтому важно выявить общие принципы подхода к историческим источникам, найти то существенно общее, что позволяет работать с источниками на принципиально единой основе.

Наши рекомендации