Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в РФ
В российском государстве единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.
1) Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства и имеет обязательное значение для всех остальных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Особое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в системе нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она:
а) принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;
б) устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
в) содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
г) принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
2) Федеральные конституционные законыпринимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой,
4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти).
а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполнения на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики, в случае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен.
б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Правительство РФ принимает постановления и издает распоряжения. Постановления - имеют нормативный характер. Распоряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.
в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения и т. д. Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта.
г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного нормативного акта в силу. Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения.
д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т. д. Локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности:
i) приказы, издаваемые руководителем организации,
ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность.
В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и только после этого приобретает юридическую силу, становясь обязательным для членов данного юридического лица.
е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следующих принципах: равенство, автономия (независимость) сторон и их свободное волеизъявление, имущественная ответственность за нарушение договора вследствие нарушенного обязательства. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.