Появление социальной работы как профессиональной деятельности в конце XIX — начале XX в., проблема ее институционализации
Появление социальной работы потребовало определенной квалификационной подготовки работников, занятых этой деятельностью, а также обеспечения их материальным вознаграждением за труд по оказанию социальной помощи. Во второй половине XIX в. в странах Запада, где раньше, по сравнению с другими регионами мира, наступила индустриальная стадия развития, возникли группы специалистов, начавшие на профессиональной основе заниматься социальной работой. Тогда уже было понятно, что на добровольных началах и благотворительных устремлениях нельзя построить разветвленную, хорошо организованную и достаточно действенную систему социальной помощи нуждающимся. Профессионализма недоставало сотрудникам не только благотворительных организаций* но и органов государственного, общественного призрения. В рассматриваемый период по инициативе некоторых государственных, муниципальных органов, учреждений общественной благотворительности стала вводиться практика обеспечения гарантированным заработком добровольных помощников в сфере социальной помощи. Новая профессия социального работника приобретала общественное признание, будучи востребованной самой жизнью.
Наряду с оплатой труда вторым важнейшим компонентом любой профессиональной деятельности является определенная подготовка кадров для соответствующей сферы деятельности. В конце XIX — начале XX в. такая подготовка началась применительно к социальной работе. Именно тогда появились школы и специальные учебные заведения, готовившие профессионалов в сфере оказания социальной помощи и поддержки. В середине 70-х гг. XIX в. лидер Лондонского общества организованной благотворительности Октавия Хилл заявила о необходимости профессиональной подготовки специалистов «прикладной филантропии», т. е. социальных работников.
Поиск организационных моделей профессионального образования по социальной работе активизировался в 90-е гг.
XIX в. В Колумбийском университете США заинтересовались подготовкой специалистов для этой сферы профессиональной деятельности, проведя необходимую подготовительную работу по открытию специальности. В 1897 г. на ежегодном собрании Национальной конференции благотворительных учреждений, проводившемся в Соединенных Штатах Америки, известный организатор общественной благотворительности Мэри Ричмонд обосновала востребованность открытия школы подготовки социальных работников. Ею была предложена и соответствующая образовательная программа. Спустя год Ричмонд организовала такую школу. Она называлась Нью-Йоркская школа филантропической работы. Позже подобные образовательные заведения появились в Чикаго, Бостоне и других городах США.
В 1899 г. в столице Нидерландов г. Амстердаме открылось специализированное учебное заведение — Институт подготовки социальных работников. Программа обучения студентов по этой специальности была рассчитана на два года. На первом году обучения студенты получали необходимую общетеоретическую подготовку, а на втором — овладевали знаниями и навыками по более узкой специализации, проходили практику.
В Германии в 1899 г. была открыта Берлинская социальная школа, где по годичной программе готовили работников для социальной сферы. В начале XX в. к подготовке социальных работников подключилась церковь. В 1905 г. в Германии появилась Христианская социальная школа, где обучались женщины. К началу 1910 г. в стране появилась еще 13 социальных школ, в которых девушки овладевали профессией попечительницы благотворительного учреждения.
В Великобритании в начале XX в. школы социальной работы функционировали в Лондоне, Ливерпуле, Бирмингеме, Манчестере, Глазго, Бристоле и других городах. В 1912 г. в результате объединения школы социологии, готовившей кадры для благотворительных организаций, с Лондонской школой экономики было создано крупное по тем временам управлен-ческо-образовательное заведение, называвшееся Департаментом социальных наук и управления. Оно.осуществляло целенаправленную подготовку кадров для социальной сферы, включая социальную работу.
Социальные школы, готовившие специалистов для новой профессиональной деятельности, появились тогда и во Франции. Особую роль в этом деле играла церковь. При непосредственном участии католического духовенства в Париже в 1911 г. была открыта социальная школа. В 1913г. пастор протестантской церкви Донмегью основал во Франции школу социальной службы.
Профессиональная деятельность в сфере социальной помощи на старом и новом континентах называлась в конце XIX — начале XX в. по-разному. В США она чаще всего именовалась прикладной филантропией и непосредственно социальной работой, а в Западной Европе — попечительской деятельностью и социальной медициной. На эти различия вполне справедливо обратил внимание американский исследователь Р. Рамзей. Однако позже понятие «социальная работа» стало общим для обозначения профессиональной деятельности в сфере социальной помощи, поддержки и обеспечения социальных прав. И ныне оно остается наиболее универсальным, принятым в большинстве стран мира.
Возникновение социальной работы потребовало не только организации подготовки кадров, обеспечения их материального вознаграждения за труд, но также разработки соответствующей теории и методики. Одной из актуальных проблем теоретического осмысления особого общественного явления, каким является социальная работа, остается вопрос о факторах, способствовавших ее появлению. К числу важнейших из них можно отнести: создание на Западе основ индустриального общества с развитым общественным производством и высоким уровнем оснащенности труда работников; массовая урбанизация; усиление социальной дифференциации и безработицы, нарастание дестабильности и социального противостояния в обществе; наличие систем государственного и общественного призрения, активизация общественной благотворительности; появление и периодическое обострение таких глобальных проблем, как загрязнение окружающей среды, рост преступности, угроза распада семьи как социального института и др.
Первый опыт разработки методики проведения социальной работы был накоплен в США, Великобритании, Германии. В 1898 г. Мэри Ричмонд опубликовала книгу «Дружеское
пребывание среди бедных», описав деятельность волонтеров, специфику их работы. В начале XX в. она приступила к написанию второго обобщающего труда по практике социальной работы. Он был опубликован в США под названием «Социальный диагноз». В этой книге сделана попытка определить некоторые важнейшие принципы социальной работы и методы их практического приложения. Сформулированные ею принципы гуманного отношения к подопечным, конфиденциальности в работе с ними, социальной ответственности друг перед другом и ныне не утратили своей актуальности. Ричмонд предложила и обосновала метод индивидуальной социальной работы. Смысл его заключается в стремлении социального работника, проанализировав совместно с подопечным особенности проблемы, поставить соответствующий диагноз и побудить клиента действовать в меру сил и возможностей по разрешению проблемной ситуации. Метод Ричмонд связан с психоанализом, получившим развитие в то время. В данном случае психологический подход к пониманию личности проявляется в использовании возможности воздействия на бессознательное .для преодоления состояния безысходности, Повышенной тревожности. Метод индивидуальной социальной работы и сейчас используется для выхода из стрессового состояния, в приобретении коммуникативных навыков, для адаптации лиц к изменившемуся социальному статусу, к ограниченным возможностям в жизнедеятельности и др.
Кроме диагностической школы социальной работы, созданной Мэри Ричмонд, появилась и функциональная. Ее обычно связывают с именем австрийского психолога Отто Ранка. В отличие от представителей диагностической школы, видевших в социальной работе особый вид социального врачевания, проводимого специалистом на основе поставленного диагноза, Ранк полагал, что воздействие специалиста на клиента тогда окажется эффективным, когда у последнего будет желание и стремление изменить свое положение к лучшему. Следовательно, функционалисты основное внимание уделяли процессу взаимодействия между социальным работником и его подопечным, а не определению диагноза путем изучения подопечного и его окружения.
Основы методики социальной работы, заложенные в начале XX в., остаются востребованными и сегодня. Некоторые прежние подходы и апробированные способы профессионального воздействия сохранили свою значимость. Они образуют «золотой фонд» традиционных технологий, активно применяемых в современной социономической практике.
Проблема институционализации социальной работы и поныне остается дискуссионной. Некоторые исследователи вообще не считают это общественное явление и профессиональную деятельность социальным институтом. Другие полагают, что говорить об институционализации социальной работы применительно к рубежу XIX—XX вв. преждевременно. Конечно, тогда социальная работа еще не сложилась в социальный институт. Однако правомерно говорить о наличии в то время начальных проявлений процесса ее институционализации.
Социальным институтом именуется особый способ организации совместной деятельности людей, с помощью которого упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечивается устойчивость общественной жизни. Это в полной мере относится к таким традиционным социальным институтам, как государство, семья, церковь и др. Но институционализация не есть статичное и априорное явление. Жизнь вносит свои коррективы, видоизменяя одни социальные институты и порождая другие. В результате социальной практики процесс институционализации затронул политические партии, трудовые организации, средства массовой информации. В их ряд можно включить и социальную работу, служащую делу налаживания отношений между различными людьми, и прежде всего теми, кто, с одной стороны, нуждается в помощи, с другой стороны, должен и может им помочь. Бесспорным фактом является и то, что социальная работа в значительной мере способствует стабильности и устойчивости в обществе.
Далеко не каждое общественное явление и профессиональная деятельность, направленные на упорядочивание и обеспечивающие устойчивость отношений в общественной жизни, могут быть отнесены к социальным институтам. Для этого необходимы такие критерии, как наличие определенных традиций, правовых норм и моральных устоев, регули-
рующих соответствующую социальную деятельность. Социальная работа, зародившаяся в конце XIX— начале XX в., несомненно, опиралась на многовековые исторические традиции благотворительности и призрения, начав вскоре накапливать и свой профессиональный опыт, формировать соответствующие традиции. То же самое можно сказать о моральных устоях и этике поведения работников новой профессии. Правовые нормы функционирования социальной работы стали складываться на государственном и территориально-муниципальном уровнях по сути дела с самого начала ее профессионального становления. Без таких правовых норм просто бы не смогла оформиться и развиваться социальная работа. Иначе она оказалась бы тогда вне закона. Следовательно, правомерно полагать, что с момента появления социальной работы как профессиональной деятельности начался и процесс ее институционализации, развивающийся по сегодняшний день.
Подводя итог по теме, следует заметить, что социальная помощь в зарубежных странах в рассматриваемую эпоху вступила в качественно новый этап развития. В период со второй половины XVII по начало XX в. во многих странах мира, в первую очередь в государствах Запада, сложилась система государственного и общественного призрения. Она основывалась на взаимодействии этих двух компонентов. Социальное законодательство целого, ряда европейских стран (Германии, Великобритании, Италии и др.) регулировало механизмы надзора государства за социальными учреждениями, обеспечивало реализацию принудительно-исправительных мер в отношении огромных масс нищенствующего населения, вменяя заботу о действительно бедных, сиротах, немощных, инвалидах на органы общественного призрения и прежде всего на сельские, приходские общины, городские самоуправления. Дополнительным подспорьем в деле социальной помощи была благотворительность, которая приобретала все более организованный и общественный характер. Зарождение в конце XIX — начале XX в. профессиональной социальной работы позволило повысить уровень эффективности помощи людян.в решении различных социальных проблем, в обеспечении их социальной защиты. Тогда же было положено начало и процессу институционали-
зации социальной работы как общественного явления и особой профессиональной деятельности.
Контрольные вопросы к теме V
1. Складывание и развитие системы государственного при
зрения за рубежом во второй половине XVII — начале XX в.
2. Формирование основ государственного страхования в Ев
ропе в конце XIX— начале XX в.
3. Общественное призрение на Западе в эпоху нового време
ни. Система муниципальной помощи бедным.
4. Частная благотворительность за рубежом в новое время.
5. Деятельность зарубежных благотворительных организа
ций в XIX— начале XX в.
6. Появление социальной работы как профессиональной де
ятельности в конце XIX— начале XX в.
7. Проблема институционализации социальной работы.