Высшие органы власти в первой половине XVIII в
Переход к абсолютизму означал прежде всего отмирание сословно-представительных органов. После 1653 г. отмирают Земские соборы. Прекратил существование и второй орган, ограничивающий власть царя, — Боярская дума. В 1701 г. функции Боярской думы переходят к Ближней канцелярии, которая координировала работу нейтральных органов управления и в заседании которой в 1705 г. принимало участие около 20 человек. Чиновники этой канцелярии составляли совет важнейших ведомств при царе — Комиссию министров (8—14 человек).
В 1711 г. был образован Сенат, члены которого назначались царем. Он выполнял функции высшего законосовещательного, административного и судебного органа, порой заменявшего и особу императора. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В 1718— 1722 гг. — это собрание президентов коллегий, а в 1722 г. тремя указами императора он был реформирован. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, принципы формирования (выслуга и назначение) и деятельности (следование инструкциям и регламентам) которого существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (спонтанность). В его компетенцию входили правосудие, расходы казны и налоги, торговля. При Екатерине I положение Сената существенно меняется. В феврале 1726 г. создается Верховный Тайный совет.
При Сенате существовал ряд особых должностей — например, обер-фискал, которому подчинялись провинциал-фискалы. Они тайно узнавали, доносили и обличали злоупотребления должностных лиц, надзирали за исполнением законов, преследовали казнокрадство и взяточничество.
В 1718 г. все административные функции Сената переходят к коллегиям. Сенат теперь — общее собрание президентов коллегий, собирающееся в случае необходимости для принятия совместного решения по какому-то делу.
К 1721 г. действовало 12 коллегий: Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Штатс-конторколлегия (ведение всех государственных расходов), Ревизионная (контроль за доходами и расходами). Коммерции, Бергколлегия (горное дело),
Мануфактур-коллегия (промышленность), Камергерская (дворец), Коллегия юстиции, Вотчинная и Камерколлегия (налоги и сборы). На правах коллегий действовал главный магистрат, управлявший городским сословием, а также Святейший Синод.
В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера (принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату и государю) и герольдмейстера (заведовал пожизненной службой дворян).
Изменилась и система местного управления. Во главе губерний появились губернаторы. Они обладали широким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям.
Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного и местного управления, а также армии. Универсальным чином становятся стольники.
Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, например провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат преподнес это звание Петру I.
36. Полицейские органы.
Первоначально полиция возникла в Петербурге. В 1715 году здесь учреждается полицмейстерская канцелярия, а три года спустя вводится должность генерал-полицмейстера, соответствующая пятому классу “Табели о рангах”. В 1722 году полицмейстерская канцелярия учреждается и в Москве.
Первым генерал-полицмейстером стал личный денщик императора Антон Мануилович Девиер.
Штат Санкт-Петербургской полиции состоял из 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 солдат. Жалование полицейские чины получали наравне с военнослужащими. В помощь полиции определялись караульщики, в обязанность которым вменялось ходить ночью по улицам с трещотками и ловить воров. Кроме ночных караульщиков полиция назначала на каждой улице старосту и десятских. Кроме сотрудников полиции в XVIII веке к охране общественного порядка, в частности, поимке разбойников, воров и вообще всех “лихих” людей, привлекались и воинские команды.
В 1730 году для улучшения организации борьбы с преступностью, восстанавливается Сыскной приказ, сыщик которого Иван Осипов (по кличке Ванька Каин) получил наиболее широкую известность. В первую же ночь работы Иван Осипов задержал 32 вора.
До 1733 года регулярная полиция существовала только в обеих столицах, а затем появляется еще в 23 городах Империи, где полицмейстером, в зависимости от значимости города, назначался капитан или поручик, руководивший унтер-офицером, капралом, десятком рядовых и двумя канцелярскими служителями.
При Петре I в качестве специального органа политической полиции выступает Преображенский приказ. Возник он в 1686 году в подмосковном селе Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками. С 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.
Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине.
В 1718 году создается новая структура, занимающаяся политическим сыском – Тайная канцелярия. История этого учреждения связана с расследованием дела о бегстве наследника за границу. Размещалась канцелярия в Петропавловской крепости, руководил ей П. А. Толстой, добившийся высокого доверия императора возвращением царевича Алексея из-за границы на Родину.
Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ – дела, поступающие из других регионов России. После ликвидации Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат.
Однако вскоре этот порядок изменился. Императрица Анна Иоановна, племянница Петра I, в 1731 году для расследования политических дел учреждает особую канцелярию. В дальнейшем она стала называться Канцелярией тайных розыскных дел. Ее начальником становится бывший министр петровской тайной полиции генерал Андрей Иванович Ушаков. Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти (1747 г.). К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания. Канцелярия тайных розыскных дел просуществовала до 1762 года и была упразднена Петром III. Очень не любивший свою тетку Елизавету Петровну, он ломал все созданное предшественницей. Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция. Главным розыскником при Петре III был генерал-адъютант барон Карл Унгер-Штернберг, а его помощником – петербургский генерал-полицмейстер Николай Андреевич Корф.
Законодательство России упоминает несколько видов доказательств. Первым по степени важности считалось собственное признание при условии его полноты, безоговорочности, доказательственности, сделанное только перед судом. Только в этом случае оно могло быть положено в основу приговора. Другими видами доказательств являлись показания свидетелей, а также официальные документы, частная переписка и присяга.
Итак, к середине XVIII века, несмотря на меры, предпринимаемые властью, во многих регионах страны специализированные полицейские органы отсутствуют (сельская полиция еще не существует вообще). Практика привлечения к полицейской службе офицеров и солдат городских гарнизонов продолжается. Ситуация, сложившаяся в правоохранительных органах, уже не соответствовала требованиям времени.