Цели и задачи интегрированного модуля «Политология»
Ненадовец А.М.
Малашук П.В.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ
«ПОЛИТОЛОГИЯ»
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Для всех специальностей
Бобруйск, 2013
УДК 32
ББК 66.01
Н 51
Печатается в авторской редакции
Р е ц е н з е н т Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, философии и права Полесского государственного университета Цуба М. В.
Р е к о м е н д о в а н о кафедрой общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО БГЭУ
Ненадовец А. М.
Н 51 Интегрированный модуль «Идеология». Краткий курс лекций (электронный вариант) / А. М. Ненадовец, П. В. Малашук. – Бобруйск: БФ УО «БГЭУ», 2013. – 111 с.
@ Ненадовец А. М., 2013
@ Малашук П. В., 2013
@ Бобруйский филиал УО «Белорусский
государственный экономический
университет, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
1 часть. Идеология Тема 1. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества | ||
Тема 1.1. Идеология и ее общественное предназначение История возникновения термина «идеология» и его трактовки. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии | ||
Идеология и ее общественное предназначение Современное понимание идеологии. Функции идеологии | ||
Особенности современного этапа общественного развития как причина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения идеологии белорусского государства | ||
Идеология государства как специфический тип идеологии. Источники, структура и цели идеологии белорусского государства. | ||
Тема 1.2. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства Либерализм как идейно-политическое течение | ||
Идеология консерватизма и неоконсерватизма | ||
Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма | ||
Национализм и подходы к его пониманию | ||
Тема 2. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства | ||
2.1 | Белорусская общность и государственность. Концепция государственности | |
2.2 | Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа | |
2.3 | Национально-государственная идея, основные компоненты и функции | |
2.4 | Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности | |
Тема 3. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства | ||
3.1 | Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.Конституция Республики Беларусь | |
3.2 | Демократия – важнейшая ценность белорусского народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве в Республике Беларусь | |
3.3 | Республика Беларусь – социальное, правовое государство. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений | |
3.4 | Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке | |
2 часть. Политология Тема 1. Теория и методология политической науки | ||
1.1 | Политика как сфера общественного и государственного управления. Функции политики | |
1.2 | Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки | |
1.3 | Политическая власть: понятие, структура, функции. Функционирование политической власти в Республике Беларусь | |
1.4 | Понятие и структура политической системы общества. Политический режим как функциональный аспект политической системы | |
1.5 | Политическая система и политический режим Республики Беларусь | |
Тема 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире | ||
2.1 | Политический институт как организационная структура системы политических отношений | |
2.2 | Государство как основной институт политической системы общества. Гражданские и правовые основы современного государства | |
2.3 | Институты государственной власти. Законодательная власть. | |
2.4 | Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне | |
2.5 | Судебная власть | |
Тема 3.Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире | ||
3.1 | Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса | |
3.2 | Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом | |
3.3 | Политические партии и общественные организации в Республике Беларусь. Типология и сравнительный анализ партийных систем | |
3.4 | Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права | |
3.5 | Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм | |
Тема 4. Международные отношения и внешняя политика государств | ||
4.1 | Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений | |
4.2 | Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений | |
4.3 | Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений | |
4.4 | Место Республики в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Республики Беларусь | |
Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси | ||
Глоссарий | ||
Политические мыслители | ||
Список литературы по интегрированному модулю «Политология» |
Введение
Краткий курс лекций интегрированного модуля «Политология» построен с учетом принципов последовательностиисистематичности,оптимального соотношения уровня трудности и доступности материала. Структура модуля включает четыре взаимосвязанных уровня рассмотрения вопросов политологии и идеологии.
Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология политики и идеологии.
Второй уровень – динамика политических и идеологических процессов – представляет собой «процессуальный уровень» рассмотрения вопросов теории политики и идеологии. Он охватывает культуру и ментальность народа, которые формируют общественное мнение, общественно-политический и идеологический курс государства.
Третий уровень взаимосвязи политологии и идеологии белорусского государства – «Государственные институты и идеологические процессы» - посвящен непосредственно центрам принятия политических и идеологических решений. Ключевые институты государственной власти – Президент, Парламент, Правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.
Четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного и идеологического курса. Механизмы взаимодействия политики и идеологии основаны на сущностных характеристиках каждого из феноменов. Политика и идеология регулируют поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.
Цели и задачи интегрированного модуля «Политология»
Основные цели изучения интегрированного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:
· формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
· формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;
· формирование прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;
· формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.
Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» является формирование у студента предметных и операциональных компетенций.
Формирование предметных политологических компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:
· основные политологические понятия и категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;
· специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;
· сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;
· систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;
· основные категории и понятия теории идеологии;
· мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;
· роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.
Операциональныеполитологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
· анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;
· оценивать перспективы развития современных политических процессов;
· участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;
· применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
· анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;
· обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;
· проявлять качества идеологической толерантности.
Примерный тематический план