Стадии применения норм права и требования правоприменения
Правоприменительная деятельность складывается из взаимосвязанных стадий, которые состоят из определенных действий правоприменителей. При этом на каждой стадии достигается выполнение определенных требований, предъявляемых к процессу правоприменения.
1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии достигается обоснованность правоприменительной деятельности.
Фактические обстоятельства – это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Эти факты выражают ту жизненную ситуацию, которая нуждается в разрешении в правовом порядке.
Установление и анализ фактических обстоятельств юридического дела включает следующие действия правоприменителя:
§ определение круга юридически значимых фактов, выделение главного факта - юридического факта, влекущего возникновение или прекращение юридических последствий;
§ сбор и процессуальное закрепление установленных фактов;
§ исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности;
§ оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
Дальнейшие правоприменительные действия, решения основываются на точно установленных фактах объективной действительности.
2. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. На этой стадии достигается законность принимаемых решений.
Выбор юридических норм осуществляется путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация – это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.
Эта стадия включает следующие действия правоприменителя:
§ выбор нормы права, рассчитанной на данные фактические обстоятельства;
§ проверка подлинности нормы и ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
§ проверка правильности текста нормативного акта («низшая» критика);
§ уяснение смысла и содержания нормы, изучение актов официального толкования юридической нормы.
Принятие решения и его документальное оформление. Решение юридического дела как завершающая стадия, итог применения права - это разрешение данной жизненной ситуации, потребовавшей приведение в действие на властной основе действующего права, закона. Здесь на основе точно установленных фактических данных, в соответствии с юридическими нормами решается конкретное юридическое дело и документально оформляется правоприменительный акт. При этом достигается целесообразность и эффективность правоприменительного решения в рамках законности.
Целесообразность - достижение цели, поставленной в нормах наиболее оптимальными правовыми средствами и методами в данной конкретной ситуации в пределах, предусмотренных законом.
Эффективность - соотношение между целью, поставленной в нормах права, и результатом, достигнутым правоприменителем.
Решение юридического дела включает следующие действия правоприменителя:
§ подготовку проекта правоприменительного акта;
§ проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям и фактическим обстоятельствам дела;
§ документальное оформление правоприменительного акта, его утверждение и предписание;
§ доведение до заинтересованного субъекта содержания принятого решения.
Пробелы в праве, способы их устранения, восполнения
И преодоления.
Правоприменительная деятельность может быть выражена в виде силлогизма, в котором малая посылка (фактические жизненные обстоятельства) подводится под большую (нормы права), и на основании этого выносится правоприменительное решение (умозаключение).
В некоторых случаях правоприменительный орган встречается с дополнительными трудностями, что получило наименование «нетипичные ситуации правоприменительного процесса».
Указанные ситуации отличаются следующими общими чертами: они не исключают существенных свойств правоприменительной деятельности; с точки зрения правовой основы или по своему фактическому составу они содержат элементы, отклоняющиеся от идеальной модели правоприменения; наличие нетипичных ситуаций носит объективный характер, ибо они – суть проявления многообразия и сложности правовой жизни общества.
К нетипичным ситуациям правоприменительного процесса относят:
§ правоприменение при пробелах в праве;
§ правоприменение при осуществлении конкретизации правовых норм;
§ применение права при значительном допущении усмотрения правоприменителя;
§ применение права при производстве правового эксперимента.
В общей теории права особое значение приобретает характеристика правоприменительной деятельность при пробелах в праве. Нетипичность условий правоприменения проявляется здесь прежде всего в том, что отсутствует подлежащая применению норма права, выраженная в законодательном предписании.
Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующих законах юридических норм, разрешающих конкретную жизненную ситуацию, находящуюся в сфере правового регулирования.
Пробелы в праве необходимо отличать от мнимых пробелов. Конкретное отношение должно находиться в сфере правового регулирования и должна отсутствовать конкретная норма, регулирующая это отношение. Перед нами – именно «пробел», то есть определенный пропуск, недостаток в регламентации данных общественных отношений. Следовательно, речь идет в данном случае не о тех жизненных ситуациях, которые правом вообще не урегулированы. Регламентация таких ситуаций – дело правотворческих органов. При пробелах в праве данные факты в общем находятся в сфере правового регулирования, они, по крайней мере, охватываются его принципами, в целом правом регламентированы, поэтому правоприменительные органы обязаны рассмотреть данную правовую ситуацию и вынести по ней определенное решение.
Пробелы в праве подлежат устранению, восполнению и преодолению.
Устраняются, то есть полностью ликвидируютсяпробелы в праве в результате правотворческой деятельности путем внесения изменений и дополнений в законы, установления в них новых юридических норм.
Восполняются пробелы в праве в результате особой интерпретационной деятельности, прежде всего высших юрисдикционных органов (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ) путем выработки правоположений, содержащихся в соответствующих правовых актах официального нормативного толкования. По своей юридической природе подобные правоположения являются прецедентами нормативного толкования и представляют собой «сгустки» профессионального правосознания на грани их перерастания в юридические нормы.
В процессе правоприменительной деятельности пробелы в праве преодолеваются по отношению к конкретному случаю, при разрешении данной жизненной ситуации, но сам пробел сохраняется, и при решении других подобных дел правоприменительный орган сталкивается вновь с этим пробелом.
В юриспруденции выработаны следующие способы преодоления пробелов в процессе применения права:
§ аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общих начал (принципов) и смысла законодательства;
§ аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы закона, регулирующего сходные с рассматриваемым случаем отношения;
§ субсидиарное применение права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права.
Применение права по аналогии возможно при наличии следующих условий:
§ решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия и неполноты правовых норм;
§ разрешаемая жизненная ситуация должна находиться в сфере правового регулирования (должен быть истинный пробел, а не мнимый);
§ аналогия недопустима, если она прямо запрещена законом (ст. 3 УК РФ);
§ выработанное в ходе использования аналогии права положение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона.
Аналогия должна применяться строго в соответствии с требованиями законности, поэтому использовать аналогию могут только органы правосудия – суды – с соблюдением всех процессуальных норм и процессуальных гарантий.