Николай Гусовский (1470-е - после 1533)
Поэт-гуманист, представитель новолатинской поэзии эпохи Возрождения в Великом княжестве Литовском. Годы жизни, место рождения, место захоронения точно не установлены. Однако, несомненно, что поэт - выходец из белорусских земель, на что указывает не только содержание поэмы «Песнь о зубре», но и его фамилия Гусовский, как полагают некоторые исследователи, - производное от белорусских названий «Уса», «Усса». Скорее всего, отец его был великокняжеским охотником. Образование Н. Гусовский получил в одной из местных кафедральных либо церковно-приходских школ, а углублял знания в Вильне, Польше и Италии. Как человек высокой культуры, поэт сначала получил доступ ко двору великого князя, а затем его стали привлекать для выполнения важных государственных поручений в составе посольских миссий. Так поэт оказался в Италии, где он находился, по оценкам, с 1520 г. по 1522 г. Этого времени оказалось для него достаточно, чтобы изучить страну, ее язык и познакомиться с ее культурой. Таким образом, в центре самой высокой и передовой на то время культуре окончательно формируется мировоззрение и творческая индивидуальность Гусовского. В Риме он пишет на латинском языке свое гениальное произведение «Песнь о зубре».
Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 1997. Т. 5. С. 545-546; Гісторыя беларускай літаратуры ХІ-ХІХ стагоддзяў: у 2 т. Мінск, 2006. Т. 1. С. 314.
Н. Гусовский был глубоко озабочен проблемой идеального правителя. И это не случайно: данный вопрос волновал умы таких мыслителей европейского Возрождения, как Томас Мор, Никколо Макиавелли и другие. Надо полагать, что идеи Макиавелли об идеальном правителе, которые тот изложил в работе «Государь», были хорошо известны автору поэмы, поскольку они широко обсуждались в окружении Гусовского во время его пребывания в Италии. Свое понимание идеального правителя поэт раскрывает на примере государственной деятельности великого князя Витовта, который по убеждению автора и воплощает в себе все необходимые властелину черты. Гусовский восславляет Витовта за ряд его деяний: заботу о расширении территории государства (во время его правления она стала простираться от Балтийского до Черного морей); создание мощной, боеспособной армии; обеспечение законности в деятельности институтов государства и всех его подданных; осуществление справедливого великокняжеского суда; политику охраны природных богатств страны; заботу о чистоте христианской веры, ее укреплении и расширении. Благодаря всему этому, считает поэт, и стал возможным расцвет Великого княжества Литовского, его международного авторитета.
Однако поэт понимает, что преемники Витовта оказались неспособными к продолжению его великих занятий. Многое из наследия Витовта было ими утрачено, и поэтому поэт даже не упоминает ряда великих князей литовских. Как опытный аналитик, Гусовский один из первых осознал начало кризиса социально-политического устройства Великого княжества Литовского. Он ясно видит и причины, подорвавшие этот некогда мощный государственный механизм. Это - усугубляющееся социальное расслоение общества, поляризация интересов различных социальных групп, растущее бесправие простого народа, безразличие и глухота господствующего класса к проблемам социальных низов.
Гусовский близок современному читателю своей горячей приверженностью миру, дружбе и единению народов. Он признает благородными и законными оборонительные войны, но считает преступным и презренным делом войны захватнические и междоусобные: «Войны! Злачынная справа - вайна выклікае Гнеў мой, і слезы, і боль». И далее [16]:
Б'юцца князі — ваяводы, а стогнуць народы:
Воіны ж гінуць у тых і другіх у сутычках,
Што ім той смерд — наша гора і нашы пакуты?
Как видно, произведение Н. Гусовского «Песнь о зубре» — это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистический трактат, пафосом которого являются идеи справедливого правления, социального мира и счастья простых людей. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. Следует отметить также гуманистическое понимание Гусовским своей ответственности как поэта перед народом. Граждан-
ским долгом писателя он считает просвещение и пробуждение самосознания и достоинства народа. Вся поэма Гусовского «Песнь о зубре» - это высокий образец гражданской патриотической лирики. Редко кому до него удавалось столь глубоко выразить свою горячую любовь к родной земле и столь ярко описать родную природу, ратные и трудовые дела своих соотечественников. Созданный в поэме монументальный образ зубра — это символ Родины, любовь к которой была главным источником творческого вдохновения поэта.
На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам, образно выражаясь, в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих волнующих строках 2-й статьи Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».
Демократизм (франц. — народ и— власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. «Славяне и анты [антами в произведениях византийских писателей VI — начала VII в. назывались некоторые объединения восточнославянских племен. - В.М.], — пишет византийский историк VI в. Прокопий, — не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и потому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща» [17]. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.
На Полоцкой земле на протяжении XII—XIII вв. действовали две ветви власти — власть князя и власть вече. Вече (от старояслав. вет — совет; древнерусское вещать — говорить) — народное собрание для решения общественных дел. В отдельные периоды истории Полоцка власть вече была очень значительной. Вече существенно ограничивало княжескую власть, но не подменяло ее полностью. Однако в исключительных случаях князь мог быть и отстранен от власти. На место изгнанного князя вече избирало другого представителя княжеской династии. Полоцкое вече решало вопросы войны и мира и, случалось, само практически заключало его. Вече контролировало деятельность князя и осуществляло высший суд. Князья, в свою очередь, считались с решениями народных собраний. Даже такая неординарная личность, как князь Всеслав Полоцкий Чародеи (1044—1101), постоянно искал опоры в своем народном вече, а через него и во всем народе.
Отечественные мыслители периода Великого княжества Литовского много внимания уделяли теоретическому осмыслению идеи народовластия, правильных форм организации государственной жизни. В своих теоретических изысках они опирались как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. Им были хорошо известны учение о государстве Аристотеля, политико-правовые идеи Цицерона и других европейских мыслителей. По оценкам исследователей, среди их наследия первенствующая роль принадлежит трем эпохальным произведениям — это предисловия Франциска (Георгия) Скорины [18] к Библии русской (1517—1522), Статуты Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566, 1588 гг., особенно третья редакция с предисловия ми Льва Сапеги и, наконец, трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской свободе» (1572).