Николай Гусовский (1470-е - после 1533)

Поэт-гуманист, представитель новолатинской поэзии эпохи Возрожде­ния в Великом княжестве Литовском. Годы жизни, место рождения, место захоронения точно не установлены. Однако, несомненно, что поэт - выхо­дец из белорусских земель, на что указывает не только содержание поэмы «Песнь о зубре», но и его фамилия Гусовский, как полагают некоторые ис­следователи, - производное от белорусских названий «Уса», «Усса». Ско­рее всего, отец его был великокняжеским охотником. Образование Н. Гу­совский получил в одной из местных кафедральных либо церковно-приходских школ, а углублял знания в Вильне, Польше и Италии. Как человек высо­кой культуры, поэт сначала получил доступ ко двору великого князя, а затем его стали привлекать для выполнения важных государственных поручений в составе посольских миссий. Так поэт оказался в Италии, где он находился, по оценкам, с 1520 г. по 1522 г. Этого времени оказалось для него доста­точно, чтобы изучить страну, ее язык и познакомиться с ее культурой. Та­ким образом, в центре самой высокой и передовой на то время культуре окончательно формируется мировоззрение и творческая индивидуальность Гусовского. В Риме он пишет на латинском языке свое гениальное произве­дение «Песнь о зубре».

Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 1997. Т. 5. С. 545-546; Гісторыя беларускай літаратуры ХІ-ХІХ стагоддзяў: у 2 т. Мінск, 2006. Т. 1. С. 314.

Н. Гусовский был глубоко озабочен проблемой идеального правителя. И это не случайно: данный вопрос волновал умы та­ких мыслителей европейского Возрождения, как Томас Мор, Никколо Макиавелли и другие. Надо полагать, что идеи Маки­авелли об идеальном правителе, которые тот изложил в работе «Государь», были хорошо известны автору поэмы, поскольку они широко обсуждались в окружении Гусовского во время его пребывания в Италии. Свое понимание идеального правителя поэт раскрывает на примере государственной деятельности ве­ликого князя Витовта, который по убеждению автора и вопло­щает в себе все необходимые властелину черты. Гусовский вос­славляет Витовта за ряд его деяний: заботу о расширении тер­ритории государства (во время его правления она стала прости­раться от Балтийского до Черного морей); создание мощной, боеспособной армии; обеспечение законности в деятельности институтов государства и всех его подданных; осуществление справедливого великокняжеского суда; политику охраны при­родных богатств страны; заботу о чистоте христианской веры, ее укреплении и расширении. Благодаря всему этому, считает поэт, и стал возможным расцвет Великого княжества Литов­ского, его международного авторитета.

Однако поэт понимает, что преемники Витовта оказались неспособными к продолжению его великих занятий. Многое из наследия Витовта было ими утрачено, и поэтому поэт даже не упоминает ряда великих князей литовских. Как опытный ана­литик, Гусовский один из первых осознал начало кризиса соци­ально-политического устройства Великого княжества Литов­ского. Он ясно видит и причины, подорвавшие этот некогда мощный государственный механизм. Это - усугубляющееся со­циальное расслоение общества, поляризация интересов различ­ных социальных групп, растущее бесправие простого народа, безразличие и глухота господствующего класса к проблемам со­циальных низов.

Гусовский близок современному читателю своей горячей приверженностью миру, дружбе и единению народов. Он при­знает благородными и законными оборонительные войны, но считает преступным и презренным делом войны захватничес­кие и междоусобные: «Войны! Злачынная справа - вайна выклікае Гнеў мой, і слезы, і боль». И далее [16]:

Б'юцца князі — ваяводы, а стогнуць народы:

Воіны ж гінуць у тых і другіх у сутычках,

Што ім той смерд — наша гора і нашы пакуты?

Как видно, произведение Н. Гусовского «Песнь о зубре» — это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистиче­ский трактат, пафосом которого являются идеи справедливого правления, социального мира и счастья простых людей. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. Следует отметить также гуманистическое понимание Гусовским своей ответственности как поэта перед народом. Граждан-

ским долгом писателя он считает просвещение и пробуждение самосознания и достоинства народа. Вся поэма Гусовского «Песнь о зубре» - это высокий образец гражданской патриоти­ческой лирики. Редко кому до него удавалось столь глубоко вы­разить свою горячую любовь к родной земле и столь ярко описать родную природу, ратные и трудовые дела своих соотече­ственников. Созданный в поэме монументальный образ зубра — это символ Родины, любовь к которой была главным источни­ком творческого вдохновения поэта.

На протяжении всей истории белорусского народа гумани­стический идеал служил белорусам, образно выражаясь, в ка­честве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепле­ние в следующих волнующих строках 2-й статьи Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Демократизм (франц. — народ и— власть, что означает власть народа) — принцип поли­тической жизни, состоящий в принятии самим народом реше­ний относительно общих дел и в подчинении всех этим реше­ниям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция свои­ми корнями уходит вглубь истории древних славян. «Славяне и анты [антами в произведениях византийских писателей VI — на­чала VII в. назывались некоторые объединения восточносла­вянских племен. - В.М.], — пишет византийский историк VI в. Прокопий, — не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и потому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща» [17]. Свое дальнейшее развитие народ­ное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Ту­ровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского.

На Полоцкой земле на протяжении XII—XIII вв. действова­ли две ветви власти — власть князя и власть вече. Вече (от старояслав. вет — совет; древнерусское вещать — говорить) — народное собрание для решения общественных дел. В отдельные перио­ды истории Полоцка власть вече была очень значительной. Ве­че существенно ограничивало княжескую власть, но не подме­няло ее полностью. Однако в исключительных случаях князь мог быть и отстранен от власти. На место изгнанного князя ве­че избирало другого представителя княжеской династии. По­лоцкое вече решало вопросы войны и мира и, случалось, само практически заключало его. Вече контролировало деятель­ность князя и осуществляло высший суд. Князья, в свою оче­редь, считались с решениями народных собраний. Даже такая неординарная личность, как князь Всеслав Полоцкий Чародеи (1044—1101), постоянно искал опоры в своем народном вече, а через него и во всем народе.

Отечественные мыслители периода Великого княжества Ли­товского много внимания уделяли теоретическому осмысле­нию идеи народовластия, правильных форм организации госу­дарственной жизни. В своих теоретических изысках они опира­лись как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. Им были хорошо известны учение о государстве Аристотеля, политико-правовые идеи Цицерона и других европейских мыслителей. По оценкам исследователей, среди их наследия первенствующая роль принадлежит трем эпохальным произведениям — это предисловия Франциска (Ге­оргия) Скорины [18] к Библии русской (1517—1522), Статуты Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566, 1588 гг., особенно третья редакция с предисловия ми Льва Сапеги и, наконец, трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской свободе» (1572).

Наши рекомендации