В состав Суда входят две категории членов: основная - судьи и Дополнительная - генеральные адвокаты
Судьи - полноправные члены Суда, участвующие в рассмотрении и разрешении дел. Судей всего 25, что соответствует количеству государств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учереждения Европейских сообшеств действует правило «одно государство - один судья». Оно необходимо для того, чтобы в составе Суда; имелись специалисты в области правовых систем всех государств-членов Союза.
Ниццкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС. Согласно новой редакции ст. 221 Договора о Европейском сообществе «Суд включает по одному судье от каждого государства-члена».
Судом на срок в один год избирается первый генеральный адвокат, который наделен полномочиями назначения генерального адвоката по каждому делу. Порядок назначения судей и генеральных адвокатов практически не отличаются. Критерии отбора изложены в учредительных договорах с учетом норм и традиций всех государств-членов. Например, в статье 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество говорится о том, что «судья и генеральные адвокаты назначаются из лиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые обладают качествами, требуемыми для назначения в своих странах на высшие судебные посты. Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которых является общепризнанной».
Если статус судьи не нуждается в разъяснениях, то статус генерального адвоката является весьма своеобразным, так как его главное назначение заключается в том, чтобы самостоятельно проводить предварительное независимое и беспристрастное исследование и представлять свое заключение по изученному им делу Суду. В таком заключении можно найти «анализ фактов, ссылки на соответствующие положения законодательства и полный анализ предшествующих решений Суда. Он также приводит анализ аргументов сторон спора и в заключении дает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов. В своих выводах генеральный адвокат не ограничивается аргументами сторон спора».
В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральных адвокатов. Это не говорит о том, что суд всегда обязан строго следовать рекомендациям генерального адвоката, напротив, судьи могут полностью либо частично отступить от этого решения. Но все же мнение генерального адвоката всегда играет очень значимую роль.
Разделение состава Суда на судей и генеральных адвокатов не было нововведением. Подобная модель организации суда давно существует в ряде стран Западной Европы (Франция, Бельгия, Голландия). Например, «во Франции схожие функции исполняет комиссар правительства во французском Государственном совете и представитель «открытых интересов» в немецком Административном суде.
Генеральные адвокаты -- вторая, дополнительная категория членов Суда -- была введена по образцу судебной системы Франции где похожая должность существовала еще в Средневековье (avocaj general). Согласно абз. 2 ст. 222 Договора о ЕС «задача генерального адвоката -- действуя полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда».
Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный адвокат проводит самостоятельное исследование материалов дела, по итогам которого он предлагает Суду разрешить его тем или иным образом. Заключение генерального адвоката, таким образом, -- своего рода альтернативный проект решения Суда (основной готовит судья-докладчик).
Формально оно не обязательно для Суда, который должен лишь; заслушать генерального адвоката, но не связан его позицией. На практике, однако, эта позиция оказывает большое влияние на выводы Суда по причине качественного, обстоятельного юридического анализа, производимого генеральным адвокатом. «Сила» генерального адвоката базируется не на его власти по отношению к Суду (которой нет), а на его авторитете, который достаточно велик.
Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза. Как и решения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательно изучаются правоведами и юристами-практиками.
Сказанное дает возможность пролить свет на весьма своеобразное название должности -- генеральный адвокат. В качестве адвоката он выступает представителем и защитником определенных интересов. Как адвокат генеральный он защищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном случае -- общие ценности права.
Корпус генеральных адвокатов Суда Европейских сообществ начитывает сейчас восемь человек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат.
В этой связи Договор, учреждающий Европейское Сообщество (ст. 222) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одно возможное решение проблемы предусмотрел Ниццкий договор и Статут 2001 г.
Отныне, если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении ;его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута 2001 г.). Генеральные адвокаты, таким образом, получат возможность сконцентрироваться на анализе действительно сложных (в юридическом смысле) дел, которые способны дать импульс развитию прецедентного права Европейского Союза.
Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно государство -- один генеральный адвокат» здесь неприменим. Поэтому в силу специальной декларации 1995 г. установлено следующее правило: пять генеральных адвокатов назначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии замещаются гражданами других стран в порядке ротации.
Ранее Суд ЕС, как правило, рассматривал дела в полном составе. После принятия Договора о слиянии соответствующие статьи Парижского и Римских договоров были изменены таким образом, чтобы допустить образование палат. Суду было предоставлено право создавать палаты из своих членов, по три или пять судей в каждой, «для проведения ряда предварительных мер по подготовке судебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел в соответствии с процедурой, специально разработанной для этой цели» (ст. 221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Действующий же сейчас Регламент Суда говорит уже о палатах не как о неких возможных дополнительных структурах, а как о нормальной форме деятельности Суда. В соответствии с п. 2 ст.221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество Суд образует палаты и распределяет между ними судей (ст.9 Регламента Суда). Палатами дела рассматриваются на тех же началах, что и на пленарном заседании. Состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. Если один из членов палаты по каким-либо причинам не может присутствовать на заседании, то его место может занять другой судья, который назначается Председателем. В каждую из палат Судом назначается председатель сроком на три года. Он назначает день и час заседаний.
Палаты работают регулярно и, как показывает практика, занимаются не только, предварительными мерами по подготовке судебного разбирательства, но и рассмотрением дел.
Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами. В Суде первой инстанции (далее СПИ) оно производится в основном палатами. В 1998/99 гг. в составе Суда ЕС насчитывалось шесть палат, из которых одна включала трех судей, три -- четырех судей и две -- семь судей. В рамках Суда первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять включали по три судьи и пять -- по пять судей. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае, если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В 1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам, единолично судьей Суда первой инстанции.
Организация работы суда в последнее время существенно изменилась. Новый Статут 2001 г. предусматривает создание в качестве особого структурного компонента Большой палаты в составе 11 судей во главе с Председателем Суда.
В соответствии с новым Статутом (ст. 16) по общему правилу дела будут рассматриваться в обычных палатах. По требованию государства-члена или одного из институтов Союза дело передается в Большую палату. Наконец, пленум станет рассматривать только дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд), а также дела об отрешении от должности несменяемых должностных лиц ЕС(членов Комиссии, Омбудсмана и др.).
Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производится распределение дел, устанавливаются самим Судом,
Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель. Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место, а резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге, Однако заседания могут проводиться по указанию Председателя и в ином месте.
Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-дибо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это судья-докладчик).
Суд первой инстанции, как и Суд ЕС, состоит из 25 судей, т.е. каждое государство-член представлено судьей. В принципе, при формировании Суда первой инстанции применяется аналогичная процедура назначения судей, председателя, что и в Суде ЕС, но имеется лишь одна особенность в составе: здесь отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением данного дела член Суда. Суд первой инстанции также назначает регистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персонала Суда ЕС.
В большинстве случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей, которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания проводятся в процессе слушания дел особой важности.